ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-360/17 от 25.12.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-360/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Нициевской Л.Н.,

с участием представителей административного истца Лазарева А.В., Клименко Е.В., действующих на основании доверенностей,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Спицыной А.С.,

представителя административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю Спиридоновой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 25 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Сибур-Химпром» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в виде установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Сибур-Химпром» (далее – АО «Сибур-Химпром», Общество) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровым номером **, с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты 1 категории вредности, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Промышленная, равной их рыночной стоимости.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что Общество является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость земельных участков, существенно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости, что нарушает права истца как налогоплательщика при использовании земельных участков, учитывая порядок определения размера налогообложения, установленный действующим законодательством.

Представители административного истца Лазарев А.В., Клименко Е.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Спицына А.С. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, не возражала об удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Спиридонова Е.И. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, не возражала об удовлетворении заявленных требований.

Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

Пунктами 1, 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, акционерное общество «Сибур-Химпром» является собственником земельных участков, с кадастровым номером ** площадью 220698 кв.м., с кадастровым номером ** площадью 181724 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты 1 категории вредности, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Промышленная, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 августа 2017 года.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере 285146229,96 рублей, земельного участка с кадастровым номером ** в размере 168407265,28 рублей.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Акционерное общество «Сибур-Химпром», являясь собственником указанного объекта недвижимости, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

Административным истцом приложенными к административному исковому заявлению документами подтверждены обстоятельства соблюдения досудебного порядка урегулирования спорных правоотношений.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенным в пункте 12 постановления от 30 июня 2015 года № 28 необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2013 года утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», вступившим в силу 1 января 2014 года.

Спорные земельные участки не были включены в объекты оценки, так как внесены в ГКН после даты, по состоянию на которую проведена ГКОЗ НП – 1 января 2013 года.

В связи с чем кадастровая стоимость земельных участков определена органом кадастрового учета (филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю») актами определения кадастровой стоимости № ** от 19 июня 2017 года, № ** от 20 июня 2017 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости по группе вида разрешенного использования по состоянию на 19 и 20 июня 2017 года.

Административным истцом акционерным обществом «Сибур-Химпром» представлены в суд отчеты об оценке №№ **, ** от 11 октября 2017 года по определению рыночной стоимости земельного участка, составленные ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки».

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составляет 62460000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ** составляет 52340 000 рублей. Оценщик Я., проводивший оценку, включен в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).

Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчетах присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчетов, при оценке земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения местоположение, площадь, дата предложения, назначение участка).

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложении на продажу прав собственности на четыре земельных участка, расположенных в Пермском крае,информация о которых получена из каталога электронной базы данных www.domofond.ru. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчетам об оценке аналоги подобраны с соответствующим местоположением и сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (по расположению относительно автомагистралей, по наличию коммуникаций).

Суд считает, что при подготовке отчетов использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

С учетом изложенного, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером **, с кадастровым номером **, следует установить равной их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов об оценке № ** и № ** от 11 октября 2017 года по определению рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 19 и 20 июня 2017 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения АО «Сибур-Химпром» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю 19 октября 2017 года, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в Комиссию (19 октября 2017 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Сибур-Химпром» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 220698 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты I класса вредности, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Промышленная, равной его рыночной стоимости в размере 62460 000 рублей по состоянию на 19 июня 2017 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 181724 кв.м., с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты I класса вредности, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Промышленная, равной его рыночной стоимости в размере 52340 000 рублей по состоянию на 20 июня 2017 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, **, считать дату обращения в Комиссию – 19 октября 2017 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья -подпись-