Дело № 3а-49/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд
в составе судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Третьякове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО Ростовский судоремонтный завод «Прибой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, административный ответчик - Правительство Ростовской области, заинтересованные лица – Администрация г.Ростова-на-Дону, ДИЗО г.Ростова-на-Дону, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области,
с участием представителя административного истца – Глушко А.А.,
представителя Правительства Ростовской области – Венецкой Е.И.,
представителя Администрации г.Ростова-на-Дону- Чекмарёвой Е.В.,
у с т а н о в и л :
ОАО Ростовский судоремонтный завод «Прибой» обратилось в суд с вышеназванным заявлением, указав, что является собственником земельного участка площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА кв.м (кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), находящегося по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – портовые сооружения. Определение размера налоговой базы по уплате земельного налога осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая значительно выше его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика об оценке, отчет имеет положительное экспертное заключение. В связи с несоответствием кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка административные истцы просили суд установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 7 августа 2015 года в размере рыночной стоимости на основании ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.24.19 Федерального закона об оценочной деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца – Глушко А.А., действующая по доверенности, уточнила требования и просила установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта.
Представитель Правительства Ростовской области - Венецкая Е.И. в суд явилась, указала об отсутствии возражений против размера рыночной стоимости земельного участка, приведенного в экспертном заключении.
Представитель Администрации г.Ростова-на-Дону – Чекмарева Е.В. в суд явилась, не возражала против удовлетворения уточненного административного иска.
Представители ДИЗО г.Ростова-на-Дону, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ростовской области в суд не явились, извещены надлежаще, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ОАО Ростовский судоремонтный завод «Прибой» является собственником земельного участка площадью ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА кв.м (кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), находящегося по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – портовые сооружения.
Кадастровая стоимость согласно кадастровой справке по состоянию на 07.08.2015 года составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей (л.д.14 том 1).
Действующая кадастровая стоимость является налоговой базой для определения размера подлежащего уплате земельного налога, что определяет правовой интерес правообладателя земельного участка в споре.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области в границах городских округов Ростовской области была проведена по состоянию на 1 января 2014 года, её результаты утверждены постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года №776, постановление опубликовано 27 ноября 2014 года на «Официальном интернет-портале правовой информации», вступило в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Рассматриваемый земельный участок, исходя из даты постановки на кадастровый учет и кадастровой справки, не был включен в перечень земельных участков из категории земель населенных пунктов, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 1 января 2014 года.
Кадастровая стоимость определена органом кадастрового учета в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности (постановление Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года №778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков").
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.24.19 данного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Кадастровая стоимость согласно кадастровой справке определена по состоянию на 07.08.2015 года.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Заявление правообладателя участка о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отклонено решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 09.10.2015 года, обязательный досудебный порядок разрешения спора, установленный для юридических лиц, был соблюден (л.д.16-18 том 1).
В обоснование своих требований административный истец представил отчет оценщика, согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 07.08.2015 года составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей. На отчет представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков – ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 15.09.2015 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (экспертиза на подтверждение рыночной стоимости объекта).
Суд, учитывая наличие возражений Правительства Ростовской области относительно достоверности отчета, отсутствие процессуальной возможности повторного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке, после исследования представленного отчета и экспертного заключения СРО, назначил по делу экспертизу для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 7 августа 2015 года.
Экспертиза для определения рыночной стоимости проведена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (заключение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.01.2016 года). Согласно заключению эксперта рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка по состоянию на 7 августа 2015 года составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей.
При анализе представленных доказательств подлежат применению положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции федерального закона от 21.07.2014 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральные стандарты оценки - ФСО N 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО №3 «Требования к отчету об оценке», ФСО №7 «Оценка недвижимости».
Эксперт использовал при расчете сравнительный подход, указав мотивированно об отказе от доходного и затратного подходов. В заключении приведены источники информации, использованные экспертом (нормативные источники, экспертные и информационные источники, включая проверяемые данные интернет-сайтов), экспертом проанализированы основные аспекты рынка земельных участков в соответствии с ФСО 1,7 основные ценообразующие факторы.
В рамках сравнительного подхода эксперт применил метод сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов использовано 5 земельных участков, расположенных в г.Ростове-на-Дону из более широкой выборки схожих объектов (таблица 23, отобраны по следующим критериям – г.Ростов-на-Дону, продажа земельного участка промышленного назначения, в рамках определенного экспертом сегмента рынка земельных участков), исходя из содержания объявлений о продаже, тексты которых приведены в приложении к заключению.
Применение конкретных корректировок на условия продажи, динамику сделок на рынке, транспортную доступность, инженерные коммуникации, на площадь экспертом подробно и достаточно объяснено со ссылкой на источники (таблица 25).
Конкретные объекты-аналоги, использованные экспертом, и корректировки признаются судом достаточной и достоверной информацией, использование которой возможно в рамках приведенных выше положений ФСО, и приводит к достоверному выводу о размере рыночной стоимости участка.
Суд в результате анализа представленных доказательств не находит достаточных оснований для признания заключения эксперта недостоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной рыночной стоимости конкретного земельного участка.
Административным истцом, Правительством Ростовской области данные о рыночной стоимости земельного участка, определенные в заключении эксперта, не оспаривались, что подлежит учету при оценке доказательств.
Таким образом, уточненный административный иск подлежит удовлетворению в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения судебных расходов на Правительство Ростовской области либо иных лиц не имеется, поскольку административным ответчиком обоснованно оспаривался конкретный показатель рыночной стоимости земельного участка, указанный в отчете оценщика. При таком положении судебные расходы по оплате экспертизы суд возлагает на административного истца путем взыскания денежных средств в пользу экспертного учреждения в соответствии с финансово-экономическим обоснованием, с которым не имеется оснований не согласиться.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 34 827 кв.м (кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), находящегося по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, из категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – портовые сооружения в размере его рыночной стоимости по состоянию на 7 августа 2015 года в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей.
Считать датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости – 17 сентября 2015 года.
Возложить судебные расходы на административного истца: взыскать с ОАО Ростовский судоремонтный завод «Прибой» ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА рублей в пользу ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА за проведенную по делу экспертизу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27 января 2016 года.
Судья Д.М.Абрамов