ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-360/2021 от 19.07.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а-360/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.07.2021 г. Ханты-Мансийск

Суд (адрес) – Югры в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., при секретаре Мининой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Сургута, Думе города Сургута о признании недействующим в части нормативных правовых актов, с участием прокурора,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании решения Думы города Сургута от 26.02.2016 № 838-У ДГ «О внесении изменений в решение городской Думы от 28.06.2005 № 475-111 ГД «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута» не действующим в части изменения градостроительных регламентов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107; о признании решения Думы города Сургута от 21.04.2017 № 107-У1 ДГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» не действующим в части установления функциональной зоны «малоэтажная застройка» для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107. Просят возложить обязанность на администрацию города Сургута внести изменения в генеральный план города Сургута в части установления функциональной зоны «индивидуальная жилая застройка» для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107; внести изменения в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута в части установления территориальной зоны «зона застройки индивидуальными жилыми домами» для указанных земельных участков.

В обоснование требований указали, что в 2012 году приобрели земельный участок, который в последующем разделили между собой на 3 земельных участка с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107 для строительства одноквартирных жилых домов.

24.10.2019 администрация города уведомила о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101218:106 по адресу: (адрес) со ссылкой на то, что строительство одноквартирных жилых домов в зоне Ж.2, согласно Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, не допускается, возможна лишь малоэтажная многоквартирная застройка.

Правила землепользования и застройки в редакции до 26.06.2016 и генеральный план в редакции до 21.04.2017 позволяли на спорных земельных участках возводить одноквартирные жилые дома.

26.02.2016 внесены изменения в Правила землепользования и застройки, 21.04.2017 внесены изменения в генеральный план, на спорных земельных участках разрешается возводить лишь многоквартирные жилые дома.

Вместе с тем, оспариваемые изменения, внесенные в нормативные акты, не соответствуют сложившейся фактической застройки зоны Ж.2 индивидуальными жилыми домами.

Изменения в Правила землепользования и застройки внесены в нарушение генерального плана города Сургута в редакции от 22.12.2014, действующей до 21.04.2017, предусматривающего отнесение земельных участков истцов к зоне индивидуальной жилой застройки.

Изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки не соответствуют требованиям пункта 2, 4 части 1 ст. 34 и пункту 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ.

Генеральный план в редакции 21.04.2017 принят с нарушением процедуры принятия, спорный вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков не был поставлен на обсуждение на публичных слушаниях.

Нарушения прав истцов заключаются в том, что при внесении изменений в нормативные акты земельные участки подлежали отнесению к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, однако они были отнесены к зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами. В результате административные истцы лишены возможности строительства одноквартирных жилых домов на своих участках. Возведение индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:107 приостановлено до разрешения ввода в эксплуатацию жилого дома возведенного на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101218:106.

В отзыве на административный иск Дума города Сургута указала на то, что имеют место быть нарушения, указанные административными истцами в административном иске, в частности в процессе изменений в Правила землепользования и застройки в 2016 году, разработчиком проекта – администрацией города Сургута в градостроительных регламентах из территориальной зоны Ж.2 – зона малоэтажной жилой застройки исключен вид разрешенного использования «одноквартирные жилые дома», который допускал индивидуальное жилищное строительство. Указанные изменения противоречили генеральному плану города Сургута в редакции 22.12.2014, поскольку для данных земельных участков сохранялась функциональная зона «индивидуальная жилая застройка».

Кроме того, разработчиком проекта были представлены изменения в генеральный план города, изменяющие функциональную зону в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107 – с функциональной зоны «индивидуальное жилищное строительство» на функциональную зону «малоэтажная жилая застройка». При этом согласно заключению о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план, вопрос об изменении функциональной зоны индивидуальной жилой застройки на малоэтажную жилую застройку не выносился и не рассматривался. При таких обстоятельствах при внесении изменений в генеральный план не учтены положения части 3 ст. 24 ГрК РФ, в которой установлено, что подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана.

Ввиду указанных обстоятельств, Думой города подготовлен проект решения, в котором предлагается признать утратившими силу оспариваемые нормативные акты в части земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107.

Данный проект решения после рассмотрения на постоянном комитете, депутатских слушаниях и согласовании с администрацией города будет рассмотрен на ближайшем заседании Думы города.

Администрация города Сургута в отзыве на административный иск просит исключить ее из числа ответчиков, указывая на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты представительным органом местного самоуправления.

В судебном заседании представитель администрации города Сургута ФИО4 доводы отзыва поддержал.

Представитель прокуратуры ХМАО-Югры ФИО5 дал заключение об удовлетворении иска в части первого и второго требований административных истцов.

Изучив материалы дела, доводы административного иска и отзывов на него, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования городской округ Сургут ХМАО-Югры представительным органом муниципального образования является Дума города Сургута.

Решением Думы города Сургута от 26.02.2016 № 838-У ДГ внесены изменения в решение городской Думы от 28.06.2005 № 475-111 ГД «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута».

Опубликовано в газете «Сургутские ведомости» № 8 (739) от 05.03.2016. В соответствии со ст. 57 Устава муниципального образования городской округ Сургут, решение вступило в силу с момента официального опубликования.

Решением Думы города Сургута от 21.04.2017 № 107-У1 ДГ внесены изменения в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут. Опубликовано в газете «Сургутские ведомости» № 16 (798) от 29.04.2017, вступило в силу со дня официального опубликования.Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107, расположенных по адресу: (адрес). В ранее действующей редакции Правил землепользования и застройки на территории города Сургута (в редакции от 30.06.2015 действующей до оспариваемых положений редакции Правил от 26.02.2016) в разделе «жилые зоны» выделены зона Ж.1- зона усадебной жилой застройки (ст. 39.Ж.1), зона Ж.2 – зона малоэтажной жилой застройки (ст. 40.Ж.2). В соответствии с пунктом 2 ст. 39.Ж.1 одним из основных видов разрешенного использования усадебной жилой застройки зоны Ж.1 является строительство одноквартирных жилых домов. Пунктом 1 ст. 40.Ж.2 предусматривает, что одним из основных видов зоны малоэтажной застройки также является строительство одноквартирных жилых домов. Согласно выкипировки с карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки на территории города Сургута в указанной редакции, спорные земельные участки административных истцов были отнесены к функциональной зоне Ж.2- зоне малоэтажной жилой застройки, с основным видом разрешенного использования - строительство одноквартирных жилых домов. При таких обстоятельствах, согласно ранее действующих положений Правил землепользования, строительство одноквартирных жилых домов разрешалось как в зоне Ж.1, так и в зоне Ж.2. Согласно выкипировки из материалов генерального плана муниципального образования городской округ город Сургут в редакции решения Думы города Сургута от 22.12.2014, спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне индивидуальной жилой застройки. Классификатором видов разрешенного использования земельных участков строительство одноквартирных жилых домов не предусмотрено в зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки. Ссылаясь на приведение нормативных актов в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в генеральном плане города Сургута в редакции решения Думы города Сургута от 22.12.2014, спорные земельные участки административных истцов отнесены к зоне Ж.1 - функциональной зоне индивидуальной жилой застройки, что следует из выкипировки генерального плана. Вместе с тем, в соответствии со ст. 23 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута в оспариваемой редакции решения Думы города Сургута от 26.02.2016, земельные участки административных истцов отнесены к зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами Ж.2, без права строительства одноквартирных жилых домов.Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).В нарушение статей 31-34 ГрК РФ при подготовке изменений в Правила землепользования и застройки не учтены положения документа территориального планирования – генерального плана города Сургута действовавшего на дату принятия решения Думы города от 26.02.2016 № 838-У ДГ, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107 были расположены в функциональной зоне индивидуальной жилой застройке. Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части, утвержденные решением от 26.02.2016 № 838-У ДГ, противоречат генеральному плану города Сургута. В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Из письменного отзыва на административный иск и пояснений представителя Думы города Сургута в судебном заседании следует, что при подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки не учтены условия, в том числе сложившаяся планировка территории и существующее землепользование - строительство индивидуальных жилых домов. С учетом изложенного, решение Думы города Сургута от 26.02.2016 № 838-У ДГ «О внесении изменений в решение городской Думы от 28.06.2005 № 475-111 ГД «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута» подлежит признанию не действующим в части изменения градостроительных регламентов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107, как не соответствующее положениям пункта 9 ст. 31, пунктам 2 и 4 части 1 ст. 34 ГрК РФ. В соответствии с частью 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.Из протокола проведения публичных слушаний по проекту внесений изменений в генеральный план городского округа город Сургут от 28.02.2017, заключения о результатах публичных слушаний, пояснений представителя Думы города Сургута в судебном заседании, письменного отзыва Думы города Сургута на административный иск следует, что при подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план не были учтены положения части 3 ст. 24 ГрК РФ, поскольку вопрос об изменении функциональной зоны индивидуальной жилой застройки на малоэтажную жилую застройку на публичные слушания при подготовке проекта генерального плана не выносился. При таких обстоятельствах не соблюдена процедура принятия решения Думы города Сургута от 21.04.2017 № 107-У1 ДГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» в части установления функциональной зоны «малоэтажная застройка» для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107. В указанной части административный иск подлежит удовлетворению, оспариваемый нормативный акт признанию не действующим, как принятый с нарушением части 3 ст. 24 ГрК РФ.Думой города подготовлен проект решения о признании утратившими силу с момента их принятия: - решение Думы города Сургута от 26.02.2016 № 838-У ДГ «О внесении изменений в решение городской Думы от 28.06.2005 № 475-111 ГД «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута» в части отображения на карте градостроительного зонирования земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107 в территориальной зоне Ж.2;

- решения Думы города Сургута от 21.04.2017 № 107-У1 ДГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» в части отображения на карте градостроительного зонирования земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107 в функциональной зоне малоэтажной жилой застройки.

Принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела проект о признании утратившими силу указанных нормативных актов не рассмотрен представительным органом, административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно части 4 ст. 216 КАС РФ, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Вместе с тем из отзыва Думы города Сургута следует, что Дума города планирует на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о правовом регулировании градостроительного зонирования земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований возлагать на Думу города Сургута обязанность по принятию нормативного акта взамен признанного не действующим.

Суд не находит оснований для удовлетворений третьего и четвертого требования административного истца о возложении обязанности на администрацию города внести изменения в генеральный план города и Правила землепользования и застройки в части установления функциональной зоны «индивидуальная жилая застройка» для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107, поскольку администрация города является исполнительным, а не законодательным органом местного самоуправления, и осуществляет лишь подготовку проектов нормативных актов. По сути, подлежит привлечению к участию в рассмотрении настоящего дела заинтересованным лицом, а не административным ответчиком.

Административные истцы уплатили госпошлину за рассмотрение настоящего иска, в том числе ФИО1 по чек-ордеру от 24.11.2020 в размере 300 руб. (т.1, л.д. 12), ФИО2 по чек-ордеру от 24.11.2020 в размере 300 руб. (т.1, л.д. 13), ФИО3 по чек-ордеру от 24.11.2020 в размере 300 руб. (т.1, л.д.14), которая подлежит возмещению административным истцам с Думы города Сургута.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации города Сургута, Думе города Сургута о признании недействующим в части нормативных правовых актов удовлетворить частично.

Признать не действующим решение Думы города Сургута от 26.02.2016 № 838-У ДГ «О внесении изменений в решение городской Думы от 28.06.2005 № 475-111 ГД «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута» в части изменения градостроительных регламентов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107, как не соответствующее положениям пункта 9 ст. 31, пунктам 2 и 4 части 1 ст. 34 ГрК РФ.

Признать не действующим решение Думы города Сургута от 21.04.2017 № 107-У1 ДГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» в части установления функциональной зоны «малоэтажная застройка» для земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101218:105, 86:10:0101218:106, 86:10:0101218:107, как не соответствующее положениям части 3 ст. 24 ГрК РФ.

В удовлетворении требований к администрации города Сургута административным истцам отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в еженедельной городской газете «Сургутские ведомости» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления города Сургута, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

Взыскать с Думы города Сургута в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО3 по 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия.

Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2021.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа-Югра М.Г. Степанова