УИД:59OS0000-01-2023-000355-24
№ 3а-360/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 октября 2023 г. г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,
при секретаре Жигуновой В.А.,
с участием представителя административного истца Меньтиной А.С.,
представителя административного ответчика Пашиевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими пункта 1.1.2, подпункта 47 пункта 3.2.2 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91, пункта 3 приказа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 «О внесении изменений в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденное приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91»,
установил:
Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91 утверждено Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данный приказ опубликован на официальном сайте Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края http://mrks.permkrai.ru, 02.08.2019, в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 37, 23.09.2019.
Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 внесены изменения в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденное приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91.
Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 24, 19 июня 2023 г. и на официальном сайте Губернатора и Правительства Пермского края https://www.permkrai.ru, 15 июня 2023 г.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании не действующими пункта 1.1.2 и подпункта 47 пункта 3.2.2 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91, а также пункта 3 приказа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 «О внесении изменений в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденное приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в первоначальной редакции приказа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91, действовавшей до внесения изменений от 23.06.2023, в пункте 1.1.2 Типового положения было установлено, что названное положение не регулирует отношения, указанные в части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Случай осуществления сделок со взаимозависимыми лицами и условия их реализации уже включен в пункт 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Внесение корректировки в перечень правоотношений, являющихся исключением из предмета правового регулирования Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в части добавления подробного описания указанного случая обусловлено рассмотрением конкретного спора Арбитражным судом Пермского края, что противоречит целям издания типовых положений о закупке, заложенным в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, а также принципу стабильности правового регулирования, выступающей в качестве необходимой гарантии результативной деятельности субъекта права. Таким образом, оспариваемый пункт 1.1.2 Типового положения противоречит части 2.3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Указывает, что приказом от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 в перечень случаев закупок у единственного поставщика включено осуществление закупки у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный пункт позволяет закупать товары, работы, услуги на конкурентных рынках. При этом годовой лимит таких закупок, либо ограничения не установлены, что может повлечь злоупотребление со стороны заказчиков. Данные организации являются участниками рынка, наряду с иными хозяйствующими субъектами, соответственно, заключение с ними договора без торгов будет предоставлением необоснованных преимуществ по отношению к другим участникам рынка. Закупка товара у единственного поставщика, в отсутствие правовых оснований, создает преимущественные условия для такого поставщика в заключении договора, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных условиях претендовать на заключение договора. Вместе с тем в нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанное основание охватывает практически любую сферу деятельности заказчиков, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, что позволит заказчикам неограниченно осуществлять закупки у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов и, как следствие, может привести к дискриминации и ограничению конкуренции. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 приказа от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 г., что прямо противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не предусматриваются положения об обратной силе изменений, вносимых типовые положения о закупках, а также в принятые в соответствии с ними правовые акты, регламентирующие правила закупки.
Представитель административного истца – прокурор прокуратуры Пермского края Меньтина А.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Пашиева М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указала, что корректировка перечня правоотношений, на которые положения Закона № 223-ФЗ не распространяется, не носит произвольный характер, направлена на приведение Типового положения в соответствие с действующим законодательством, отвечает требованиям разумной стабильности правового регулирования. Дополнение Типового положения новым случаем закупки у единственного поставщика, осуществленное в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, не может нарушать статью 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Типовое положение в силу своей правовой природы акта регионального уровня не может рассматриваться в качестве нормативного акта, содержащего нормы гражданского права, поскольку гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями, бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 2.1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.
Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2018 г. № 30-п «Об определении уполномоченного органа и о внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 5 декабря 2013 г. № 1707-п «Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края» Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края определено исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на разработку и утверждение типового положения о закупке, а также на определение соответственно бюджетных учреждений Пермского края, автономных учреждений Пермского края, государственных унитарных предприятий Пермского края, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении изменений в него.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно пункту 1.1.2 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Типовое положение) в первоначальной редакции было установлено, что настоящее Положение не регулирует отношения, указанные в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.
Часть 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ устанавливает перечень отношений, которые настоящий Федеральный закон не регулирует. В частности пунктом 13 части 4 указанной статьи (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого Типового положения) было предусмотрено, что Закон № 233-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 пункт 1.1.2 Типового положения был изложен в следующей редакции: «Настоящее Положение не регулирует отношения, указанные в части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в том числе отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у указанных в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, у иных юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с указанным кодексом (далее - взаимозависимые лица), если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического процесса.
При этом закупка у взаимозависимых лиц может осуществляться при условии, что перечень таких лиц определен правовыми актами заказчика, предусмотренными частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого взаимозависимого лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации».
Изложение пункта 1.1.2 Типового положения в указанной редакции не противоречит части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в частности пункту 13 части 4 указанной статьи, согласно которому (в редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у указанных в части 2 настоящей статьи юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, у иных юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с указанным Кодексом, если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического процесса, при условии, что перечень предусмотренных настоящим пунктом юридических лиц определен правовыми актами, предусмотренными частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Из анализа пункта 1.1.2 Типового положения следует, что по своему содержательному и смысловому значению он дублирует положения пункта 13 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что изложение пункта 1.1.2 Типового положения в оспариваемой редакции противоречит части 2.3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, подлежат отклонению.
Согласно части 2.3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения: 1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки; 2) способы закупок и условия их применения; 3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 2.6 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, в случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.
Приведенные нормы содержат перечень сведений, подлежащих включению в типовое положение, которые регулируют процедуру проведения закупок заказчиками товаров, работ, услуг и подлежат включению в положения о закупках указанных заказчиков. При этом Закон № 223-ФЗ не устанавливает запрета на полное либо частичное дублирование в типовом положении норм названного Федерального закона.
Кроме того, как следует из пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», воспроизведение в оспариваемом нормативном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Также не может быть признан состоятельным довод административного истца о произвольном внесении изменений Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края в действующую систему норм. Пунктом 1.1.2 Типового положения в оспариваемой редакции в полном соответствии с Законом № 223-ФЗ уточнены случаи неприменения указанного Закона при закупке товаров, работ, услуг у лица, признаваемого взаимозависимым с заказчиком в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, если взаимозависимое лицо является заказчиком по Закону № 223-ФЗ, а также если закупка осуществляется в целях обеспечения единого технологического процесса, в том числе у взаимозависимого лица, не являющегося заказчиком по Закону № 223-ФЗ. Указанное правовое регулирование при данных обстоятельствах не носит произвольного характера, направлено на закрепление перечня взаимозависимых лиц в положениях о закупках государственных заказчиков субъекта Российской Федерации, следовательно, направлено на стабильность правого регулирования в сфере закупок для автономных учреждений, бюджетных учреждений и унитарных предприятий Пермского края.
Пунктом 3.2.2 Типового положения установлены случаи закупки заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подпунктом 47 пункта 3.2.2 Типового положения к таким случаям отнесено осуществление закупки у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из положений Закона № 223-ФЗ, заказчик самостоятелен в осуществлении закупочной деятельности. Это следует из части 2 статьи 2 Закона, согласно которой порядок осуществления закупок регулируется заказчиком в положении о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно статье 3.6 Закона № 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы неконкурентной закупки, перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Включение в Типовое положение основания закупки товара, работы, услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлением закупки у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиком лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, не противоречит при таких обстоятельствах требованиям Закона № 223-ФЗ, в силу части 2.1 статьи 2 названного Федерального закона типовое положение может определять перечень случаев закупки у единственного поставщика и является обязательным при принятии (изменении) государственными заказчиками Пермского края положений о закупке.
Доводы административного истца о противоречии подпункта 47 пункта 3.2.2 Типового положения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, подлежат отклонению, поскольку, как следует из пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из требований части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона о защите конкуренции применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом № 233-ФЗ, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Следовательно, указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации применимы к Типовому положению, являющемуся первичным нормативным правовым актом по отношению к положению о закупке хозяйствующих субъектов.
Также необходимо отметить, что положения подпункта 47 пункта 3.2.2 Типового положения не может ограничивать, вопреки доводам административного истца, конкуренцию между потенциальными участниками закупок, поскольку в силу пункта 13 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ из-под действия названного Федерального закона выведены закупки у взаимозависимых лиц лишь при соблюдении критериев установленных данной нормой Закона № 223-ФЗ (осуществление закупки в целях обеспечения единого технологического процесса).
Ссылка административного истца в обоснование своей позиции на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13429 не может быть принята во внимание. В рамках указанного дела рассматривался спор между являющимся потенциальным поставщиком хозяйствующим субъектом и заказчиком о признании недействительными результатов закупки у единственного поставщика. Судом устанавливались обстоятельства, связанные с отсутствием у заказчика объективных препятствий в осуществлении закупки конкурентным способом и о необоснованном использовании закупки у единственного поставщика, представляющего собой исключительный способ закупки, подлежащий применению в случае, когда другие конкурентные способы исчерпаны. Действующее законодательство не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании конкретных закупок и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности.
Как следует из пункта 3 приказа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 «О внесении изменений в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденное приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91», действие пункта 1 данного приказа, которым введены в действие оспариваемые заместителем прокурора Пермского края нормы, распространено на правоотношения, возникшие с 01 июля 2022 г.
Суд полагает, что распространение оспариваемых норм на отношения, возникшие до введения их в действие, в данном случае не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 11.06.2022 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», законодателем были внесены изменения в пункт 13 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, которыми предусмотрено уточнение случаев неприменения названного Закона при закупке товаров, работ, услуг у лица, признаваемого взаимозависимым с заказчиком в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых административным ответчиком в Типовое положение были внесены оспариваемые положения.
Статьей 2 Федерального закона от 11.06.2022 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установлено, что положения о закупке, которыми определен перечень юридических лиц в соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должны быть приведены в соответствие с требованиями пункта 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Если по истечении девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона положения о закупке, которыми определен указанный перечень, не соответствуют пункту 13 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), такие положения о закупке считаются не размещенными в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, распространение оспариваемых прокурором норм Типового положения на отношения, возникшие до введения их в действие, преследовало цель (что также подтверждено пояснениями представителя административного ответчика в судебном заседании) исполнения предписаний федерального законодательства, содержащихся в статье 2 Федерального закона от 11.06.2022 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вступившего в законную силу 22 июня 2022г.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, поскольку пункт 1.1.2 и подпункт 47 пункта 3.2.2 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91, а также пункт 3 приказа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61, внесшего изменения в названное Типовое положение, были приняты в пределах полномочий административного ответчика, федеральному законодательству не противоречат, правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о признании их недействующими не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими пункта 1.1.2 и подпункта 47 пункта 3.2.2 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91, а также пункта 3 приказа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 14 июня 2023 г. № 32-01-04-61 «О внесении изменений в Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденное приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31 июля 2019 г. № СЭД-32-01-04-91» отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись)
Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-360/2023 Пермского краевого суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 5 октября 2023 г.