ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-361/2021 от 02.06.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-49/2022

УИД 21OS0000-01-2021-000284-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Р.Г., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,

с участием:

представителя административного истца Данилова В.В.,

представителя административного ответчика Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики и заинтересованного лица Администрации города Новочебоксарска Лебедевой Т.Н.,

представителя заинтересованного лица Муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики» Финчуриной Л.В.,

прокурора отдела Михайловой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Персова Вячеслава Юрьевича о признании частично недействующим нормативно-правового акта органа государственной власти,

у с т а н о в и л :

Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 № С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» из Схемы был исключен подпункт – остановочно-торговый павильон, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона), подпункт – остановочно-торговый павильон, площадью 21 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона).

ИП Персов В.Ю. через представителя Данилова В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики о признании незаконным решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года № С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» в части исключения из Схемы размещения подпункта – остановочно-торгового павильона, площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона), подпункта – остановочно-торгового павильона, площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона).

В обоснование заявленных требований указал, что ранее действовавшая Схема размещения включала в себя указанные остановочно-торговые павильоны, размещенные ИП Персовым В.Ю. на основании договоров №13-05-акт от 12 августа 2013 года и № 13-36-к от 2 декабря 2013 года на размещение нестационарного торгового объекта, заключенных между Администрацией города Новочебоксарска и ИП Персовым В.Ю.

Административный истец полагает, что административным ответчиком в оспариваемом решении не приведены сведения о том, что исключение нестационарных торговых объектов административного истца, из схемы размещения нестационарных торговых объектов отвечает целям формирования такой схемы, приведенным в п. 3 «Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года N 772. Также в нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в оспариваемом решении отсутствуют сведения о том, что исключение объекта из указанной схемы произведено с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.

Административный истец Персов В.Ю., извещенный о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, на судебное заседание не явился, реализовал свои процессуальные права через участие представителя.

Представитель административного истца Данилов В.В., участвуя в судебном заседании, административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и вновь привел их суду.

Представитель административного ответчика Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, представляющая также интересы заинтересованного лица Администрации города Новочебоксарска Лебедева Т.Н., представитель заинтересованного лица Муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска» Чувашской Республики Финчурина Л.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления, просили в иске отказать.

В заключении прокурор отдела Михайлова Я.С. полагала обоснованным административное исковое требование.

Иные лица, извещенные о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, на судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.

С учетом требований 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный акт, не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим.

В соответствии с частями 7-9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административного истца (ч. 9).

В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно части 3 статьи 17 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).

Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Из части 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Аналогичные положения содержатся в частях 2, 3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".

Закон Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках» содержит аналогичные положения (части 1- 3 ст. 5).

Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Согласно пунктам 2, 7, 8 этого Порядка (в ред. Приказа Минэкономразвития ЧР от 08.12.2015 N 209) схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями. В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

Согласно ч. 1 ст. 25 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, представительным органом города Новочебоксарска, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Новочебоксарска, является Новочебоксарское городское Собрание депутатов.

Пунктом 21 статьи 37.1 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики предусмотрено, что администрация города Новочебоксарска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления: разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 17 статьи 26 Устава вышеуказанная Схема утверждается Новочебоксарским городским Собранием депутатов.

Из пункта 1 статьи 25 Устава следует, что Новочебоксарское городское Собрание депутатов состоит из 25 депутатов.

Заседание Новочебоксарского городского Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст.25 Устава).

Пунктом 3 решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 25.01.2018 N С 40-4 "О периодическом печатном издании "Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска" установлено, что официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов города Новочебоксарска считается помещение их полного текста в периодическом печатном издании, установленном решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов, или в периодическом печатном издании "Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска", учрежденным органами местного самоуправления исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов органов местного самоуправления города Новочебоксарска и размещение (опубликование) на официальном сайте города Новочебоксарска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gov.cap.ru/default.aspx?gov_id=82).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года № С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» были исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики:

- подпункт – остановочно-торговый павильон, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона),

- подпункт – остановочно-торговый павильон, площадью 21 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона).

Из протокола от 25 ноября 2021 года следует, что на заседании Новочебоксарского городского Собрания депутатов из 24 депутатов присутствовали 17, что свидетельствует о наличии кворума.

Решение от 25 ноября 2021 года № С 22-10 официально опубликовано 25 ноября 2021 года на официальном сайте г. Новочебоксарск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в издании "Вестник органов местного самоуправления города Новочебоксарск" от 26 ноября 2021 года N 34.

Таким образом, при принятии решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 25 ноября 2021 года N С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, процедуру принятия соответствующего нормативного правового акта и правила введения его в действие.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 12 августа 2013 года Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики и индивидуальный предприниматель Персов В.Ю. (хозяйствующий субъект) заключили договор на размещение нестационарного торгового объекта № 13-05-ак, по которому договор на размещение объекта является подтверждением права хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности в месте, указанном с схеме размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг доступа, отдыха, спорта и бытового обслуживания на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики. Согласно пункту 1.1. договора Администрация предоставила хозяйствующему субъекту право разместить торговый объект, совмещенный с остановочным павильоном по проезду <адрес>, на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона), а хозяйствующий субъект обязался разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с договором, федеральным, республиканским законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Кроме того, 02 декабря 2013 года Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики и индивидуальный предприниматель Персов В.Ю. (хозяйствующий субъект) заключили договор на размещение нестационарного торгового объекта № 13-36-ак, согласно которому Администрация города предоставляет хозяйствующему субъекту право разместить на территории общей площадью 144 кв.м. НТО-торговый павильон, расположенный по адресу: ул. <адрес>, на остановке общественного транспорта «Дом правосудия», а хозяйствующий субъект обязуется обеспечить осуществление деятельности в соответствии со специализацией объекта, установленной Схемой Размещения. Согласно акту № 108 от 09 апреля 2015 года приемочной комиссии администрации города Новочебоксарска нестационарный объект по <адрес> на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона) соответствует требованиям, указанным в договоре от 12 августа 2013 года № 13-05-ак и проекту размещения такого НТО.

Материалами дела также установлено, что постановлением от 29 ноября 2012 года №493 Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики была утверждена схема размещения нестационарных объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не ограничена. Пункты 57 и 68 утвержденной схемы включали в себя торговые киоски, расположенные соответственно по <адрес>, остановка общественного транспорта «проезд Ельниковский» и по ..., остановка общественного транспорта «Дом правосудия».

Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В названной схеме размещения места размещения НТО, расположенные по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» и по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» отсутствуют.

Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2020 года №С 78-1 были внесены дополнения в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» - Раздел «2. Торговые павильоны, киоски» дополнен, ч том числе, подпунктом – остановочно-торговый павильон, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона), подпунктом – остановочно-торговый павильон, площадью 21 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона).

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04 февраля 2020 года, оставленным в силе Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2020 по делу №..., были удовлетворены требования администрации города Новочебоксарска к ИП Персову В.Ю. о демонтаже НТО в связи с истечением срока размещения НТО.

Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 № С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 год №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарск Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» были исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, подпункты – остановочно-торговый павильон, площадью 24 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона), подпункт – остановочно-торговый павильон, площадью 21 кв.м., расположенный по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ постановлением администрации города Новочебоксарска от 22 августа 2012 года № 367 был утвержден Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта и Требования к размещению торговых объектов, расположенных в г. Новочебоксарск Чувашской Республике, утратившие силу только с изданием Постановления администрации г. Новочебоксарска ЧР от 15.02.2019 N 260.

В силу пп. 1 п.1.7 вышеприведенного Требования, размещение нестационарных объектов осуществляется для нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Новочебоксарска Чувашской Республики либо государственная собственность на которые не разграничена, - на основании договора на размещение нестационарного объекта в соответствии с настоящим постановлением.

Таким образом, первоначальное размещение ИП Персовым В.Ю. нестационарных торговых объектов – торговых киосков, расположенных по адресу: <адрес>, на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона) и <адрес> на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона) осуществлены соответственно на основании договоров № 36-к от 2 декабря 2013 года и № 13-05-ак от 12 августа 2013года на размещение нестационарного торгового объекта.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 приказа Минэкономразвития Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.

П. 3.2.2. приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес".

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ст. 15 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

При этом в силу пп. 3 п. 3 ст. 17 Закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

По смыслу приведенных норм исключение места размещения нестационарного торгового объекта не может носить произвольный характер, а обусловлен интересами населения и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Следовательно, для исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новочебоксарска, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года N 71-9, спорных позиций, в распоряжении административного ответчика должны были иметься доказательства необходимости указанной меры.

В судебном заседании административным ответчиком не оспаривалось и не представлено каких-либо доказательств о наличии каких-либо замечаний или выявленных нарушений при размещении нестационарных торговых объектов ИП Персовым В.Ю. в период осуществления им предпринимательской деятельности и, в том числе на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта. Доказательств того, что земельный участок (место размещения), на котором находятся вышеназванные торговые объекты, подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд либо необходимы для иного градостроительного решения, суду также не представлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение от 29 января 2015 г. N 225-О).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 3111-О отмечено, что согласно части 1 статья 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исключение нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не может быть произвольным, без учета потребности населения в предоставлении торговых услуг в указанном месте, других заслуживающих внимания обстоятельств в целях обеспечения стабильности прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, чтобы обеспечить им возможность долгосрочного планирования своего бизнеса, в целях недопущения передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности

Согласно части 8 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", решение об отказе хозяйствующему субъекту в заключении договора на новый срок без проведения торгов принимается органом местного самоуправления в следующих случаях:

1) неисполнения хозяйствующим субъектом в установленный срок требований органа местного самоуправления об устранении нарушений одного или нескольких из условий договора:

о месте размещения нестационарного торгового объекта и его площади;

о требованиях к внешнему виду нестационарного торгового объекта;

о специализации и виде нестационарного торгового объекта;

о порядке, об условиях и о сроках внесения платы за размещение нестационарного торгового объекта;

об обязательствах хозяйствующего субъекта соблюдать требования к осуществлению деятельности в нестационарном торговом объекте;

2) изменения правил землепользования и застройки, правил благоустройства территории, условий использования территорий, а также правил пожарной безопасности, санитарных правил, гигиенических и экологических нормативов. В этом случае хозяйствующему субъекту органом местного самоуправления предоставляется компенсационное место.

(часть 8 введена Законом ЧР от 24.06.2021 N 49)

В соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства решение органа местного самоуправления об исключении нестационарного торгового объекта из схемы нестационарных торговых объектов должно быть мотивированным.

Решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года № С 22-10 об исключении подпунктов 107 и 108 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не содержит какого-либо правового обоснования.

В материалы дела административным ответчиком представлено обращение МУП «...» от 01 октября 2021 года в администрацию города Новочебоксарска о выявленных в ходе осмотра сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения нестационарных объектов, установленных на водопроводных, канализационных, тепловых и электрических сетях с приложением перечня таких объектов.

Согласно акта осмотра нестационарныхобъектов № 2 от 04 октября 2021 г., составленного МУП «...», нестационарный объект по ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона), находится на водопроводе d=600 (охранная зона составляет 5 м от оси в обе стороны); нестационарный объект по ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона), расположен на канализационном коллекторе d=600 (охранная зона составляет 3 м от оси в обе стороны).

Однако указанный акт обследования, письменный отзыв, представленный МУП «Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарска Чувашской Республики», а так же письмо МУП «...», не могут свидетельствовать о законности исключения НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку обоснование о невозможности размещения нестационарных торговых объектов по указанным адресам в ранее согласованных местах в охранной зоне, на момент вынесения постановления администрацией города Новочебоксарск, а в последующем при принятии решения Новочебоксарским городским Собранием депутатов, отсутствовало.

Суд учитывает, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Новочебоксарским городским собранием депутатов, мотивированного обоснования для исключения спорных нестационарных торговых объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов по указанному в отзыве ответчика основанию, как расположенных в охранной зоне инженерных коммуникаций, не имелось, потребность населения в размещении нестационарного торгового объекта в указанном месте, не исследовалась.

Доводы ответчика о том, что оспариваемое в части решение не порождает правовых последствий для административного истца, основаны на неправильном истолковании норм материального права, поскольку доказательства, свидетельствующие о прекращении административным истцом торговой деятельности в деле отсутствуют.

Административным ответчиком не представлено достоверных доказательств о том, что в местах, где согласно ранее принятому решению Новочебоксарским городским Собранием депутатов, а так же постановлением администрации города Новочебоксарск с 2012 до 2021 года было разрешено размещение нестационарных торговых объектов, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта размещение спорных киосков невозможно по причине отнесения указанных мест к охранной зоне, где расположены охранные зоны инженерных сетей.

Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации остановочного павильона с торговым киоском. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствуют.

Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, имеет вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации внутриквартальных дорог и тротуара. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствуют.

Таким образом, на момент исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов сведения об установлении охранной зоны инженерных сетей по указанным адресам и ее границах в едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.

Ссылки представителя административного ответчика на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04 февраля 2020 г. по делу N ... которым на ИП Персова В.Ю. возложена обязанность за свой счет произвести демонтаж нестационарного торгового объекта площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: ... на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» и нестационарного торгового объекта площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия», как имеющего преюдициальное значение по настоящему делу об оспаривании нормативного правового акта, являются ошибочными и не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что административный истец до настоящего времени эксплуатируют указанные нестационарные торговые объекты.

Доводы ответчика о наличии у административного истца возможности участвовать в аукционах на право размещения своих объектов по иным адресным ориентирам, не могут приняты во внимание. Возможность участвовать в таких аукционах не лишает административного истца права продолжить размещать свои объекты в местах, ранее включенных в Схему, при отсутствии законных оснований для исключения этих мест размещения из Схемы.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказана обоснованность исключения нестационарных торговых объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов, а достоверных доказательств возникновения причин для исключения спорных торговых мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов административным ответчиком суду не представлено.

Учитывая изложенное, решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года № С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» в части исключения из Схемы размещения подпункта – остановочно-торгового павильона, площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона); подпункта – остановочно-торгового павильона, площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона) нарушает права, свободы и законные интересы ИП Персова В.Ю., противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения решение Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2021 года № С 22-10 «О внесении изменений в решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 декабря 2019 года №С 71-9 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, подпункта – остановочно-торгового павильона, площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «Дом правосудия» (нечетная сторона); подпункта – остановочно-торгового павильона, площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: ..., на остановке общественного транспорта «проезд Ельниковский» (четная сторона).

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Новочебоксарского городского собрания в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://ngcd.cap.ru.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий: судья Р.Г. Кудряшова

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2022 года.

Решение14.06.2022