дело № 3а-362/2020 (16OS0000-01-2020-000077-42) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Казань 5 июня 2020 года Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Ю.А. Старшой, при секретаре – помощнике судьи Г.Н. Ворожейкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, УСТАНОВИЛ: ФИО1, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО4 (ранее – ФИО5) являются собственниками земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка), площадью 700 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учет 14 ноября 2017 года. Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 14 ноября 2017 года на основании пункта 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222. Указанная кадастровая стоимость рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани», и составляет 1 111 376 рублей. Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, полагая недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости названного земельного участка. Административный истец указал, что значение удельного показателя кадастровой стоимости для соответствующего его земельному участку вида разрешенного использования по кадастровому кварталу .... не проводилось, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка неверно были приняты значения удельного показателя кадастровой стоимости по городу Казани в размере 1 587,68 рублей за квадратный метр. В связи с чем считает, что для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка должно быть использовано минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кварталов, в частности кадастрового квартала .... в размере 1 037,21 рубль за квадратный метр. По мнению истца, была допущена методологическая ошибка, приведшая к увеличению кадастровой стоимости земельного участка. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 726 047 рублей по состоянию на 14 ноября 2017 года, обязав административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка. В ходе рассмотрения дела представитель Кабинета Министров Республики Татарстан ФИО6 административный иск не признал. ФИО1, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО4 надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле, поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. В пункте 13 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Согласно части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, утратившим силу в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514) утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания). Пунктом 2.1.3 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов. Из представленных Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани сведений следует, что Законом Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года № 69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан» земельные участки с кадастровыми номерами .... включены в границы муниципального образования города Казани. Согласно Генеральному плану муниципального образования города Казани от 28 декабря 2007 года № 23-26 в соответствии с Картой границ населенного пункта города Казани данные участки расположены в границах населенного пункта и включены в границы муниципального образования города Казани. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года, согласно которым средневзвешенное по площади значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале .... для 2 вида разрешенного использования (жилая застройка) составляет 1 587 рублей 68 копеек. Согласно отзывам федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на административное исковое заявление, земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 700 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет 14 ноября 2017 года. Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ...., имеющего местоположение: <адрес>. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на государственный кадастровый учет 21 октября 2015 года. Актом регистрирующего органа от 14 ноября 2017 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний в размере 1 111 376 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 587 рублей 68 копеек, площади земельного участка - 700 квадратных метров. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани по состоянию на 1 января 2013 года была произведена в том числе и оценка земельного участка, из состава которого впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером ...., а затем и земельный участок с кадастровым номером ..... Таким образом, спорный земельный участок, равно как и исходный земельный участок с кадастровым номером .... на момент утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани были включены в границы муниципального образования города Казани, их перевод в состав населенного пункта из состава иной категории при определении их кадастровой стоимости не осуществлялся. Исходя из вышеприведенных норм законодательства и обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... на основании первого абзаца пункта 2.1.3 Методических указаний рассчитана верно, с учетом средневзвешенных по площади значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующего вида разрешенного использования в кадастровом квартале по месту его расположения. Вопреки доводам административного истца, оснований для применения при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кварталов, в том числе кадастрового квартала ...., не имелось ввиду наличия в кадастровом квартале по месту расположения спорного земельного участка утвержденного средневзвешенного значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующего вида разрешенного использования. Исходя из вышеизложенного, доводы административного истца об использовании недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... не нашли подтверждения. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан. Судья Ю.А. Старшая Справка: решение изготовлено в окончательной форме 15 июня 2020 года. Судья Ю.А. Старшая |