ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-365/2015 от 02.02.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-63/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 2 февраля 2016 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Ярославский технический углерод» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) «Ярославский технический углерод» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства гостиницы на <данные изъяты> мест с рестораном, сауной, отделением банка, автостоянки открытого и закрытого типа и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Административный иск обоснован следующим: ОАО «Ярославский технический углерод» на праве аренды принадлежит указанный выше земельный участок на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия арендодателя земельного участка осуществляет МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля». В соответствии с условиями договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

ОАО «Ярославский технический углерод» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель ОАО «Ярославский технический углерод» Богданова А.В. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области, представил суду отзыв на административный иск ОАО «Ярославский технический углерод», в котором просил отказать в удовлетворении административного иска на том, основании, что в отношении земельного участка, отнесенного к группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», с кадастровым номером была проведена Ярославским филиалом ФГУП <данные изъяты> рыночная оценка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил суду отзыв на административный иск ОАО «Ярославский технический углерод», в котором возражал против удовлетворения административного иска в связи с тем, что отчет ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет существенные недостатки.

Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административное исковое заявление ОАО «Ярославский технический углерод» не представили суду.

В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля ФИО, оценщик ООО <данные изъяты>, поддержавшая отчет оценки рыночной стоимости земельного участка.

Заслушав представителя ОАО «Ярославский технический углерод» Богданову А.В., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ОАО «Ярославский технический углерод» подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что ОАО «Ярославский технический углерод» принадлежит на праве аренды земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства гостиницы на <данные изъяты> мест с рестораном, сауной, отделением банка, автостоянки открытого и закрытого типа и инженерными коммуникациями, расположенный по адресу: <адрес>. Арендодателем земельного участка является МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля».

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. При таких обстоятельствах, суд полагает, что ОАО «Ярославский технический углерод» в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.

Согласно пункту 408382 раздела I «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области» данного Постановления определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

ОАО «Ярославский технический углерод» в обоснование своей позиции представил положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о наличии в отчете ООО <данные изъяты> оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ существенных недостатков обоснованно опровергнуты оценщиком ООО <данные изъяты>ФИО, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля.

Основания сомневаться в обоснованности представленного административным истцом отчета оценки рыночной стоимости земельного участка отсутствуют. В подтверждение своих возражений, а также в доказательство иного размера рыночной стоимости земельного участка административного истца Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области доказательств не представлено.

Доводы Управления Росреестра по Ярославской области о том, что в отношении земельного участка, отнесенного к группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», с кадастровым номером уже была проведена Ярославским филиалом ФГУП <данные изъяты> рыночная оценка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны.

В статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ указано, что понятие государственной кадастровой оценкой включает в себя совокупность действий, среди которых указаны определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости и утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 1 статьи 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В данном случае применяется Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, в котором указано, что определение кадастровой стоимости производиться методами массовой оценки или путем установления рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных объектов оценки, при невозможности ее определения методами массовой оценки.

В силу изложенного с учетом положений статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты государственной кадастровой оценки, полученные оценщиком путем применения методов массовой оценки или методов индивидуальной оценки, подлежат утверждению в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов Ярославской области, утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п, в том числе и результаты оценки кадастровой стоимости земельного с кадастровым номером .

Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплено право заинтересованного лица оспорить в суде или в комиссии результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости независимо от того, каким способом установлена его кадастровая стоимость.

Изложенное свидетельствует о том, что установление исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в составе населенных пунктов Ярославской области – Ярославским филиалом ФГУП <данные изъяты>, кадастровой стоимости земельного участка путем определения его рыночной стоимости не исключает возможность ее оспаривания и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.

С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ОАО «Ярославский технический углерод» подлежит удовлетворению в полном объеме.

Дата обращения юридического лица с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28) – ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Ярославский технический углерод» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства гостиницы на <данные изъяты> мест с рестораном, сауной, отделением банка, автостоянки открытого и закрытого типа и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.

Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Щнголькова Е.Ю.