Дело № 3а-63/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 2 февраля 2016 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Ярославский технический углерод» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО) «Ярославский технический углерод» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства гостиницы на <данные изъяты> мест с рестораном, сауной, отделением банка, автостоянки открытого и закрытого типа и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Административный иск обоснован следующим: ОАО «Ярославский технический углерод» на праве аренды принадлежит указанный выше земельный участок на основании договора № аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия арендодателя земельного участка осуществляет МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля». В соответствии с условиями договора аренды арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
ОАО «Ярославский технический углерод» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету ООО <данные изъяты>№ рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ОАО «Ярославский технический углерод» ФИО1 административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Управление Росреестра по Ярославской области, представил суду отзыв на административный иск ОАО «Ярославский технический углерод», в котором просил отказать в удовлетворении административного иска на том, основании, что в отношении земельного участка, отнесенного к группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», с кадастровым номером № была проведена Ярославским филиалом ФГУП <данные изъяты> рыночная оценка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил суду отзыв на административный иск ОАО «Ярославский технический углерод», в котором возражал против удовлетворения административного иска в связи с тем, что отчет ООО <данные изъяты>№ оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет существенные недостатки.
Административные ответчики ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Правительство Ярославской области, заинтересованное лицо МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административное исковое заявление ОАО «Ярославский технический углерод» не представили суду.
В судебном заседании допрошена в качестве свидетеля ФИО, оценщик ООО <данные изъяты>, поддержавшая отчет оценки рыночной стоимости земельного участка.
Заслушав представителя ОАО «Ярославский технический углерод» ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ОАО «Ярославский технический углерод» подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что ОАО «Ярославский технический углерод» принадлежит на праве аренды земельный участок площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства гостиницы на <данные изъяты> мест с рестораном, сауной, отделением банка, автостоянки открытого и закрытого типа и инженерными коммуникациями, расположенный по адресу: <адрес>. Арендодателем земельного участка является МКУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля».
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Таким образом, правоотношения заявителя по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. При таких обстоятельствах, суд полагает, что ОАО «Ярославский технический углерод» в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого он является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на ДД.ММ.ГГГГ – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п.
Согласно пункту 408382 раздела I «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Ярославской области» данного Постановления определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.
Административным истцом представлен отчет ООО <данные изъяты>№ оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
ОАО «Ярославский технический углерод» в обоснование своей позиции представил положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении отчета ООО <данные изъяты>№ оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.
Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о наличии в отчете ООО <данные изъяты>№ оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ существенных недостатков обоснованно опровергнуты оценщиком ООО <данные изъяты>ФИО, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля.
Основания сомневаться в обоснованности представленного административным истцом отчета оценки рыночной стоимости земельного участка отсутствуют. В подтверждение своих возражений, а также в доказательство иного размера рыночной стоимости земельного участка административного истца Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области доказательств не представлено.
Доводы Управления Росреестра по Ярославской области о том, что в отношении земельного участка, отнесенного к группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», с кадастровым номером № уже была проведена Ярославским филиалом ФГУП <данные изъяты> рыночная оценка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельны.
В статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ указано, что понятие государственной кадастровой оценкой включает в себя совокупность действий, среди которых указаны определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости и утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 1 статьи 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В данном случае применяется Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, в котором указано, что определение кадастровой стоимости производиться методами массовой оценки или путем установления рыночной стоимости объектов оценки, определенной индивидуально для конкретных объектов оценки, при невозможности ее определения методами массовой оценки.
В силу изложенного с учетом положений статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты государственной кадастровой оценки, полученные оценщиком путем применения методов массовой оценки или методов индивидуальной оценки, подлежат утверждению в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов Ярославской области, утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20 сентября 2011 года № 702-п, в том числе и результаты оценки кадастровой стоимости земельного с кадастровым номером №.
Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплено право заинтересованного лица оспорить в суде или в комиссии результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости независимо от того, каким способом установлена его кадастровая стоимость.
Изложенное свидетельствует о том, что установление исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в составе населенных пунктов Ярославской области – Ярославским филиалом ФГУП <данные изъяты>, кадастровой стоимости земельного участка путем определения его рыночной стоимости не исключает возможность ее оспаривания и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
С учетом выводов экспертизы отчета, а также отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ОАО «Ярославский технический углерод» подлежит удовлетворению в полном объеме.
Дата обращения юридического лица с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28) – ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Ярославский технический углерод» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.метр с кадастровым номером №, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства гостиницы на <данные изъяты> мест с рестораном, сауной, отделением банка, автостоянки открытого и закрытого типа и инженерными коммуникациями, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Щнголькова Е.Ю.