ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-367/19 от 06.05.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а-367/2019

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 6 мая 2019 года

Нижегородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сорокина М.С.,

при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - ФИО1,

ФИО4,

представителя ФИО4 - ФИО2,

представителя Правительства Нижегородской области - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о признании недействующим в части постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594,

У С Т А Н О В И Л :

20 августа 2018 г. Правительством Нижегородской области принято постановление № 594 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области» (далее также - постановление Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594).

Постановление Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594 опубликовано 22 августа 2018 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), в газете «Нижегородские новости» от 5 октября 2018 г. № 80 (6027), а также на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 1 данного постановления установлено, что на территории Нижегородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года.

ФИО4 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>, <адрес>, которая оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии. С июля 2018 г. от АО «<данные изъяты>» в адрес административного истца поступают квитанции на оплату тепловой энергии по горячему водоснабжению и отоплению, при этом расчет тепловой энергии производится по нормативу. АО «<данные изъяты>», заведомо зная, что в летние месяцы не оказывает услугу по передаче тепловой энергии на цели отопления, включило в квитанцию плату за потребленную в июле, августе, сентябре 2018 г. тепловую энергию. В последующие месяцы плата также начисляется по нормативу, а не исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.

Учитывая данные обстоятельства, в январе 2019 г. ФИО4 обратилась в Советский районный суд г. Нижний Новгород с исковым заявлением к АО «<данные изъяты>» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда, взыскании штрафа.

В отзыве на указанное исковое заявление АО «<данные изъяты>» сослалось на пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594, в соответствии с которым на территории Нижегородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года.

ФИО4 полагает, что пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594, который был к ней применен, противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее также - Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, Правила), а также нарушает ее права, свободы и законные интересы, поскольку ограничивает право гражданина на выбор способа расчета и оплаты потребляемой коммунальной услуги по отоплению, лишает ее возможности осуществлять оплату коммунальной услуги по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, что приводит к дополнительным расходам.

Правительство Нижегородской области представило в суд возражения, в которых просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании ФИО4 и ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области - ФИО3 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО1, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По делу установлено, что ФИО4 является участником общей долевой собственности (доля в праве - 5/6) на жилое помещение (квартиру) с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 97,7 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, <адрес>.

Данная квартира оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии, ФИО4 как ее собственник является потребителем коммунальной услуги по отоплению, что подтверждается представленными счетами на оплату услуг ЖКХ.

Следовательно, административный истец, которая является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и которая полагает, что данным актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положений части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Во исполнение требований части 1 статьи 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяющие основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирующие вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее также - Постановление Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603) в Правила были внесены изменения.

При этом пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

Проанализировав указанные положения ЖК РФ, Правил, Постановления Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603 во взаимосвязи с нормами статей 4, 20, 21, 38, 41, 47, 51 Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Регламента Правительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года № 920, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594 принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией Правительства Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Проверив пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено пунктом 42(1) Правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (абзац первый).

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац пятый).

В силу положений пункта 42(2) Правил способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ФИО4 исходит из того, что пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594 не соответствует статье 157 ЖК РФ и Правилам, а также нарушает ее права, свободы и законные интересы, поскольку ограничивает право гражданина на выбор способа расчета и оплаты потребляемой коммунальной услуги по отоплению, лишает ее возможности осуществлять оплату коммунальной услуги по отоплению исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, что приводит к дополнительным расходам.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Вопреки доводам административного истца оспариваемая норма принята Правительством Нижегородской области в строгом соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603, пунктом 42(2) Правил, в силу которых принятие решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а не самих потребителей.

Не усматривает суд несоответствия оспариваемого нормативного правового акта и части 1 статьи 157 ЖК РФ, поскольку его положения в действующей системе нормативного правового регулирования спорных правоотношений не исключают, а, напротив, прямо предусматривают возможность учета показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии (в случае, если жилое помещение оборудовано ими) и расчета размера платы исходя из объема потребляемой коммунальной услуги по отоплению, определяемой по показаниям таких приборов учета, при любом из способов оплаты - как в течение отопительного периода, так и равномерно в течение календарного года.

Данный вывод с очевидностью следует из взаимосвязанных положений части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктов 42(1), 42(2) Правил и формул 3(3), 3(4) приложения № 2 к Правилам.

Так, формулой 3(3) приложения № 2 к Правилам предусмотрен учет такого показателя как - объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год.

При этом формулой 3(4) приложения № 2 к Правилам предусмотрено, что при оплате равномерно в течение календарного года исполнителем осуществляется корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3), в I квартале года, следующего за расчетным годом.

Данная корректировка осуществляется исходя из разницы размера платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (Pkpi), и размера такой платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (Pnpi).

Таким образом, приведенными нормами Правил, которые до настоящего времени не оспорены и недействующими не признавались, закреплен механизм реализации положений части 1 статьи 157 ЖК РФ о расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из объема потребляемой тепловой энергии, определяемого по показаниям индивидуальных приборов ее учета, в том числе при оплате данной коммунальной услуги равномерно в течение календарного года.

Оспариваемый нормативный правовой акт вышеуказанный механизм, установленный нормами федерального законодательства, не изменяет, а лишь правомерно определяет тот способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, который подлежит применению на территории Нижегородской области.

Несогласие же административного истца с избранным Правительством Нижегородской области способом оплаты коммунальной услуги по отоплению (равномерно в течение календарного года) либо с механизмом расчета ее размера (исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии) правового значения для настоящего дела не имеет и повлечь удовлетворение административного искового заявления не может.

Кроме того, суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение постановлением Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594 в оспариваемой части прав, свобод и законных интересов ФИО4

К такому выводу суд приходит с учетом того, что фактически административный истец выражает несогласие с действиями ООО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>» по начислению платы за коммунальные услуги по отоплению и по горячему водоснабжению исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не исходя из показаний индивидуальных приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов.

Вместе с тем, свои права, свободы и законные интересы в данной части ФИО4 реализовала путем обращения с исками в Советский районный суд г. Нижний Новгород, которым были вынесены решения о частичном удовлетворении ее требований от 5 апреля 2017 г. (дело № 2-1165/2017) и от 20 марта 2019 г. (дело № 2-1137/2019).

Учитывая изложенное, права, свободы и законные интересы административного истца в настоящее время восстановлены, притом что препятствием к их осуществлению и защите впоследствии постановление Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 г. № 594 не является.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт признан судом соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушающим прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 о признании недействующим в части постановления Правительства Нижегородской области от 20 августа 2018 года № 594 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда М.С. Сорокин

Решение в окончательной форме принято 7 мая 2019 года