ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-367/2022 от 16.05.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

УИД 24OS0000-01-2022-000125-21

3а-367/2022

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

Председательствующего судьи Славкина М.М.

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Красноярского края к Солонцовскому сельскому Совету депутатов Красноярского края об оспаривании Устава Солонцовского сельского Совета Емельяновского района, принятого решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 27.04.2004 (в редакции от 15.10.2020 №3-11Р ),

установил:

решением Солонцовского сельскою Совета депутатов от 27.04.2004 принят Устав Солонцовского сельсовета Красноярского края.

В настоящее время Устав действует в редакции решения Солонцовского сельского Совета депутатов от 15.10.2020 № 3-11Р, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 02.11.2020 (опубликованного 17.11.2020 в газете «Солонцовские новости» № 235 (236).

Прокурор Красноярского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц муниципального образования Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 6 статьи 28 Устава в части, не предусматривающей установленных гарантий осуществления депутатами представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе, сохранения места работы (должности) на период от двух до шести рабочих дней в месяц;

Пункт 1.14 статьи 32 Устава;

Статью 34 Устава в части, не устанавливающей сроки назначения выборов представительным органом;

Пункт 7.1 статьи 40 Устава в части, не предусматривающей финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, за счет средств местного бюджета при его проведении по инициативе жителей муниципального образования;

Статью 40 Устава в части, не предусматривающей возможности участия в опросе по вопросу выявления мнения о поддержке инициативного проекта граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста;

Пункт 2 статьи 40 Устава в части, не предусматривающей возможность проведения опроса по инициативе жителей муниципального образования или его части;

Пункт 4 статьи 41.1 Устава в части, не закрепляющей права старосты выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта;

Пункт 2 статьи 44 Устава в части, не предусматривающей полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, по обсуждению инициативного проекта и принятию решения по вопросу о его одобрении;

Статью 45 Устава в части, не предусматривающей в числе полномочий органов территориального общественного самоуправления выдвижение инициативного проекта в качестве инициаторов проекта;

Абзац 2 пункта 1 статьи 61 Устава в части слов «в течение семи дней со дня поступления решения из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю».

Заявленные требования мотивировал тем, что вышеназванные отдельные нормы Устава противоречат действующему законодательству.

Наличие в Уставе норм не соответствующих требованиям действующего законодательства, может повлечь существенное нарушение прав неопределенного круга лиц.

В связи с противоречиями действующему законодательству Устава Солонцовского сельского Совета Емельяновского района заместителем прокурора Емельяновского района председателю Солонцовского сельского Совета депутатов 25.05.2021 направлен проект решения «О внесении дополнений в Устав Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края», 15.06.2021, 15.09.2021 модельные акты. Однако до настоящего времени представительным органом Солонцовским сельским Советом депутатов Красноярского края нормативный правовой акт в соответствие с требованиями законодательства не приведен.

В судебном заседании прокурор Васильева О.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям.

Административный ответчик председатель депутатов Солонцовского сельского Совета депутатов Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, представил письменное возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы доказательства, суд считает, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 г. г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Как следует из положений ч.4 ст.7, п.1 ч.1 ст.43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ закреплены положения о том, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (часть 3); уставом муниципального образования должны определяться в числе прочего: перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования (часть 1); уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Как следует из материалов дела, решением Солонцовского сельскою Совета депутатов от 27.04.2004 принят Устав Солонцовского сельсовета Красноярского края.

В настоящее время Устав действует в редакции решения Солонцовского сельского Совета депутатов от 15.10.2020 № 3-11Р, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 02.11.2020 (опубликованного 17.11.2020 в газете «Солонцовские новости» № 235 (236).

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу в рамках заявленных требований, суд исходит из следующего.

Пунктом 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ к числу гарантий осуществления депутатами представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе отнесено сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Вместе с тем в противоречие вышеуказанным нормам федерального закона п. 6 ст. 28 Устава не устанавливает продолжительность периода, на который сохраняется место работы (должности) депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно п. 1.14 ст. 32 Устава осуществляет регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса

Исходя из положений ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесены полномочия по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.

В силу ст. 34 Устава выборы депутатов Совета депутатов осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Красноярского края. Итоги выборов подлежат официальному опубликованию.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Устава муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Как следует из положений п.1 ч.7 ст.31 Федерального закона N 131-ФЗ финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления или жителей муниципального образования.

Тогда как, согласно п. 7.1 ст. 40 Устава финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств бюджета сельсовета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления сельсовета;

Также в нарушение п.2 ст. 31 Федерального закона N 131-ФЗ, из которого следует, что в опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Статьей 40 Устава не предусмотрена возможность участия в опросе по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Кроме того, как верно указано в административном исковом заявлении п.2 ст. 40 Устава предусмотрена возможность проведения опроса только по инициативе Совета депутатов или главы сельсовета, органов государственной власти края.

Тогда как, п.3 ст. 31 Федерального закона N 131-ФЗ опрос граждан проводится по инициативе, в том числе жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигших шестнадцатилетнего возраста, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.

В силу п. 4.1 ч.6 ст. 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач вправе выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта.

Вместе с тем, ч. 4 ст. 41.1 Устава указанное право старосты не закреплено.

Согласно п.7 ч.7 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относится, в том числе обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.

Тогда как, п.2 ст. 44 Устава приведенные полномочия не предусматривает.

Статьей 45 Устава предусмотрено, что органы ТОС создаются в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления. Выборы органов ТОС могут проводиться на общих собраниях или конференциях жителей соответствующей территории по месту их жительства на срок, определенный уставом ТОС. Органы территориального общественного самоуправления: представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, за счет средств указанных граждан либо, в случае наличия договора с администрацией сельсовета, с использованием средств бюджета сельсовета; вправе вносить в органы местного самоуправления сельсовета проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Вместе с тем, ч. 8.1 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.

Абзацем 1 ч.8 ст.44 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрена обязанность главы муниципального образования опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительное власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Абзац 2 пункта 1 статьи 61 Устава в нарушение указанной нормы обязывает главу опубликовать (обнародовать) зарегистрированное решение о внесении изменений и дополнений в Устав сельсовета, в течение семи дней со дня поступления решения, а не уведомления из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по краю.

Таким образом, принимая во внимание положения Федерального закона № 131-ФЗ, суд признает обоснованными, доводы административного истца о несоответствии вышеуказанных норм Устава требованиям Федерального закона.

Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, тогда как приведенные в Уставе положения, не соответствуют приведенным нормам и подлежат признанию недействующими.

Кроме того, в материалах административного дела имеются проекты решения «О внесении дополнений в Устав Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края» направленные в адрес главы муниципального образования Емельяновского района Красноярского края, где содержатся требования о рассмотрении проектов и принятии нормативно-правовых актов, вместе с тем правовой акт в соответствие не приведен.

Доводы ответчика о принятии проекта решения Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств внесения изменений, приведения Устава в соответствие с действующим законодательством в материалы дела не представлено.

Сведения об удовлетворении данного протеста в материалах настоящего административного дела отсутствуют, и не оспаривается и стороной административного ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить, признав пункт 1.14 статьи 32 Устава; статью 34 Устава в части, не устанавливающей сроки назначения выборов представительным органом; пункт 7.1 статьи 40 Устава в части, не предусматривающей финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, за счет средств местного бюджета при его проведении по инициативе жителей муниципального образования; статью 40 Устава в части, не предусматривающей возможности участия в опросе по вопросу выявления мнения о поддержке инициативного проекта граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста; пункт 2 статьи 40 Устава в части, не предусматривающей возможность проведения опроса по инициативе жителей муниципального образования или его части; пункт 4 статьи 41.1 Устава в части, не закрепляющей права старосты выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта; пункт 2 статьи 44 Устава в части, не предусматривающей полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, по обсуждению инициативного проекта и принятию решения по вопросу о его одобрении; статью 45 Устава в части, не предусматривающей в числе полномочий органов территориального общественного самоуправления выдвижение инициативного проекта в качестве инициаторов проекта; абзац 2 пункта 1 статьи 61 Устава в части слов «в течение семи дней со дня поступления решения из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю», не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Прокурора Красноярского края к Солонцовскому сельскому Совету депутатов Красноярского края об оспаривании Устава Солонцовского сельского Совета Емельяновского района, принятого решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 27.04.2004 (в редакции от 15.10.2020 №3-11Р - удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда, следующие положения Устава Солонцовского сельского Совета Емельяновского района Красноярского края, принятого решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 27.04.2004 (в редакции от 15.10.2020 №3-11Р:

Пункт 1.14 статьи 32 Устава;

Статью 34 Устава в части, не устанавливающей сроки назначения выборов представительным органом;

Пункт 7.1 статьи 40 Устава в части, не предусматривающей финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, за счет средств местного бюджета при его проведении по инициативе жителей муниципального образования;

Статью 40 Устава в части, не предусматривающей возможности участия в опросе по вопросу выявления мнения о поддержке инициативного проекта граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста;

Пункт 2 статьи 40 Устава в части, не предусматривающей возможность проведения опроса по инициативе жителей муниципального образования или его части;

Пункт 4 статьи 41.1 Устава в части, не закрепляющей права старосты выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта;

Пункт 2 статьи 44 Устава в части, не предусматривающей полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, по обсуждению инициативного проекта и принятию решения по вопросу о его одобрении;

Статью 45 Устава в части, не предусматривающей в числе полномочий органов территориального общественного самоуправления выдвижение инициативного проекта в качестве инициаторов проекта;

Абзац 2 пункта 1 статьи 61 Устава в части слов «в течение семи дней со дня поступления решения из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Дата изготовления решения в окончательной форме: 30 мая 2022.