ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-368/19 от 27.09.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-368/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 27 сентября 2019 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Еремеевой С.С.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синёвой А.М., представителей административного истца ООО «Буматика» Чудинова С.Ю., адвоката Боярских М.В., представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Жоголь Н.Ф., представителя заинтересованного лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Багиной О.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Буматика» об оспаривании в части приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края» (в редакции приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 марта 2019 г. № СЭД-24-02-46-8 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края»),

у с т а н о в и л:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края» (далее также – Приказ № СЭД-35-01-12-503) утверждена прилагаемая к нему Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края (далее также – Территориальная схема обращения с отходами). Приказ № СЭД-35-01-12-503 размещён на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края http://www.msgkh.permkrai.ru – 21 декабря 2016 г.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 марта 2019 г. № СЭД-24-02-46-8 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 года № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края» (далее также – Приказ № СЭД-24-02-46-8) в Приказ № СЭД-35-01-12-503 внесены изменения, согласно которым разделы 3.7 – 3.9 Территориальной схемы обращения с отходами изложены в редакции согласно приложению к этому приказу. Приказ № СЭД-24-02-46-8 опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 12 от 1 апреля 2019 г. и вступил в силу 1 апреля 2019 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Буматика» (далее также – ООО «Буматика», административный истец) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнённого административного искового заявления от 27 августа 2019 г.), в котором просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края» (в редакции Приказа № СЭД-24-02-46-8) в следующей части:

пункт 1 таблицы 3.6 «Зоны охвата и проектная мощность объектов размещения отходов 1 этапа (2019-2021)» раздела 3.8 «Объекты размещения ТКО» в части отсутствия данных о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, данных о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещённых отходов, а также в части включения сведений о полигоне «Резервный»;

пункт 1 раздела 3.7 «Организация системы обработки ТКО (сортировки)», рисунок 3.7 «Перспективная схема размещения объектов обработки (сортировки) ТКО», пункт 2 таблицы 3.5 «Суммарная мощность по объектам обработки» раздела 3.7 «Организация системы обработки ТКО (сортировки)».

В обоснование заявленных требований ООО «Буматика» указало, что Приказ № СЭД-35-01-12-503 в оспариваемой части напрямую затрагивает его права как организации, которая осуществляет регулируемую деятельность в сфере захоронения твёрдых коммунальных отходов. Территориальная схема обращения с отходами в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также – Федеральный закон № 89-ФЗ), Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 (далее также – Правила № 1130), Региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 8 июня 2018 г. № 308-п, Схеме территориального планирования Пермского края, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. № 780-п.

В судебном заседании представители административного истца ООО «Буматика» Чудинов С.Ю. (директор организации), адвокат Боярских М.В., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в уточнённом административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Жоголь Н.Ф., действующая на основании доверенности, просила отказать ООО «Буматика» в удовлетворении административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив, что Приказом № СЭД-35-01-12-503 в оспариваемой части права административного истца не затрагиваются, при принятии оспариваемого административным истцом нормативного правового акта были полностью соблюдены требования действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Багина О.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, поддержав правовую позицию представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.

Административный ответчик Министерство строительства Пермского края, заинтересованные лица Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго», извещённые о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заинтересованные лица администрация города Краснокамска Пермского края, администрация города Лысьвы Пермского края, Пермское муниципальное унитарное предприятие «Полигон» в судебное заседание представителей не направили, просили о рассмотрении административного дела в отсутствие своих представителей.

Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом № 89-ФЗ.

Согласно статье 6 данного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в частности, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Принципами государственной политики в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание и экономических и экологических интересов общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ( статья 3 Федерального закона № 89-ФЗ).

Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твёрдых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами содержится в статье 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, а также в Правилах № 1130. На момент принятия Приказа № СЭД-35-01-12-503 действовали требования, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами», которые утратили силу в связи с принятием Правил № 1130.

В соответствии со статьёй 3 Закона Пермского края от 4 июля 2018 г. № 256-ПК «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края» (далее – Закон № 256-ПК) к полномочиям Правительства Пермского края в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края относятся, в том числе: утверждение региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами; определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Статьёй 4 Закона № 256-ПК установлено, что к полномочиям уполномоченного органа в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края, среди прочего относятся: разработка, утверждение и корректировка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края; разработка и реализация региональной программы Пермского края в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Из анализа Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 630-п, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края является уполномоченным органом в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Пермского края.

С учётом приведённого выше Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, а также постановления Правительства Пермского края от 17 мая 2017 г. № 360-п «О передаче Региональной службе по тарифам Пермского края отдельных функций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края», указа губернатора Пермского края от 17 октября 2018 г. № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края» Приказ № СЭД-35-01-12-503 и Приказ № СЭД-24-02-46-8 приняты уполномоченными органами Пермского края (Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края), что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, как не оспаривается ими и соблюдение процедуры принятия данных нормативных правовых актов.

Пунктом 3 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов; оценку объёма соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

Положения пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ в приведённой выше редакции применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после 31 декабря 2017 г., но не позднее 1 января 2020 г.

В соответствии с пунктом 1 Правил № 1130 данные Правила устанавливают порядок разработки, прохождения процедуры общественного обсуждения, включающей представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами (далее - отходы, территориальная схема), и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждения и корректировки территориальных схем, а также требования к их составу и содержанию.

Подпунктом «д» пункта 5 Правил № 1130 предусмотрено, что территориальная схема должна включать раздел «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов».

Из положений пункта 10 Правил № 1130 следует, что раздел «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов» должен содержать:

данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещённых отходов (подпункт «в»);

сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов:

о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов;

о проектной мощности объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов (подпункт «г»).

Согласно пункту 4 Правил № 1130 при разработке территориальных схем используются:

данные государственного статистического наблюдения об организации, использовании, обезвреживании, о транспортировании и размещении отходов производства и потребления (подпункт «в»);

нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов» (подпункт г»).

Территориальная схема обращения с отходами (в действующей редакции) содержит пункт 3.8 «Объекты размещение ТКО». Сведения об объектах размещения отходов приведены в таблице 3.6 «Зоны охвата и проектная мощность объектов размещения отходов 1 этапа (2019-2021). Пунктом 1 таблицы 3.6 предусмотрен полигон ТБО г. Краснокамска.

Названный полигон согласно концессионному соглашению в сфере обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов на территории Краснокамского муниципального района, заключённому 18 декабря 2017 г. между администрацией Краснокамского муниципального района (в настоящее время администрация города Краснокамска) и ООО «Буматика», находится во владении и пользовании административного истца.

Проектная мощность Полигона ТБО г. Краснокамска, а также его производственная мощность в соответствии с пунктом 1 таблицы 3.6 составляет 100 тысяч тонн в год. Указанные данные отражены на основании проектной документации Полигона ТБО.

Вместе с тем, в нарушение требований подпункта «в» пункта 10 Правил № 1130 в пункте 1 таблицы 3.6 в отношении Полигона ТБО г. Краснокамска отсутствует информация о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, а также информация о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещённых отходов.

Кроме того, согласно данным учёта обработанных и размещённых отходов (сведения по форме № тп-2 (отходы) за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы (представлены административным истцом в материалы дела) среднегодовое размещение отходов на полигоне ТБО г. Краснокамска составляет: за 2015- 2017 годы – 56939 тонн, за 2016 – 2018 годы – 62335 тонн, что значительно ниже проектной мощности, отражённой в пункте 1 таблицы 3.6.

Поскольку ООО «Буматика» осуществляет регулируемую деятельность в сфере захоронения твёрдых отходов, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, а при установлении административному истцу тарифов орган регулирования принимает за основу проектную мощность Полигона ТБО г. Краснокамска, указанную в пункте 1 таблицы 3.6, то есть 100 тысяч тонн, отсутствие в Территориальной схеме обращения с отходами информации о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности), принимаемых для обработки и размещения указанным полигоном, напрямую нарушает права ООО «Буматика», так как от этого зависит размер тарифа в сфере захоронения твёрдых коммунальных отходов.

Отсутствие в пункте 1 таблицы 3.6 «Зоны охвата и проектная мощность объектов размещения отходов 1 этапа (2019-2021)» раздела 3.8 «Объекты размещения ТКО» данных о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, данных о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещённых отходов противоречит подпункту «в» пункта 10 Правил № 1130, в связи с чем исковые требования ООО «Буматика» в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, то обстоятельство, что пунктом 8.13 концессионного соглашения предусмотрено, что объём валовой выручки Концессионера рассчитан исходя из ежегодной загрузки объекта (Полигона ТБО) на максимальном уровне 100 тысяч тонн, не влечёт отказ административному истцу в удовлетворении иска.

Также ошибочной суд признаёт ссылку представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в обоснование возражений по административному иску на ответ ООО «Буматика» от 25 января 2019 г. по запросу от 11 января 2019 г. относительно предоставления информации, необходимой для проведения мероприятий по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, поскольку административным истцом были представлены только те сведения в виде таблицы, которые и запрашивались (запрашивалась информация о проектной мощности и производственной мощности полигона ТБО г. Краснокамска).

Утверждения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о том, что Территориальная схема обращения с отходами в полной версии содержит информацию о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), суд признаёт несостоятельными, так как представленный в обоснование своих возражений в данной части СД-диск содержит Информационный отчёт о выполненных работах по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами Пермского края, составленный федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», который не является составной частью Территориальной схемой размещения отходов.

В пункте 1 таблицы 3.6 «Зоны охвата и проектная мощность объектов размещения отходов 1 этапа (2019-2021)» раздела 3.8 «Объекты размещения ТКО» имеется информация о полигоне «Резервный». Согласно примечанию к таблице 3.6 понятие Резервного полигона вводится в целях перенаправления потоков отходов в случае возникновения чрезвычайной ситуации и невозможности произвести размещение отходов на основном полигоне.

Вместе с тем, ни Федеральный закон № 89-ФЗ, ни Правила № 1130 не предусматривают возможность включения в территориальную схему размещения отходов в раздел, в котором определены места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, сведений о «резервных полигонах», в том числе в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным суд соглашается с доводами ООО «Буматика» о том, что включение в пункт 1 таблицы 3.6 «Зоны охвата и проектная мощность объектов размещения отходов 1 этапа (2019-2021)» раздела 3.8 «Объекты размещения ТКО» сведений о полигоне «Резервный» не соответствует положениям Правил № 1130, это не отвечает принципу правовой определённости и исключает установление прогнозного значения размещённых отходов на объекте размещения в планируемом периоде.

Раздел 3.7 «Организация системы обработки ТКО (сортировки)» Территориальной схемы обращения с отходами содержит противоречивые сведения.

Так, в пункте 1 раздела 3.7 указано, что территория Пермского края условно разделена на 7 кластеров (зон), достаточно обособленных в силу природно-географических и экономических причин. Однако согласно рисунку 3.7 «Перспективная схема размещения объектов обработки (сортировки) ТКО» раздела 3.7 территория Пермского края разделена на 5 кластеров. А исходя из таблицы 3.5 «Суммарная мощность по объектам обработки» раздела 3.7, территория Пермского края разделена на 6 кластеров (зон).

Согласно таблице 3.5 «Суммарная мощность по объектам обработки» раздела 3.7 второй кластер включает территории Березовского, Кишертского, Кунгурского, Ординского, Суксунского, Уинского, Октябрьского, Горнозаводского, Гремячинского, Чусовского районов, Кунгурского, Губахинского и Лысьвенского городских округов.

В соответствии с рисунком 3.7 «Перспективная схема размещения объектов обработки (сортировки) ТКО» раздела 3.7 планируемый объект обработки (сортировки) ТКО расположен в Кунгурском районе Пермского края.

Пунктом 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (в предыдущей редакции – территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования).

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) является одним из документов территориального планирования. Такая схема должна содержать положение о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твёрдых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. На картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации отображаются, в том числе объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов и включённые в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. № 780-п утверждена Схема территориального планирования Пермского края.

Разделом 9 Схемы территориального планирования Пермского края предусмотрено строительство межмуниципального полигона твёрдых коммунальных отходов с мусоросортировочной станцией, площадью 15,4 га, для размещения отходов на территории Лысьвенского городского округа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 сентября 2018 г. между муниципальным образованием «Лысьвенский городской округ» (Концедентом) и ООО «Буматика» (Концессионером) заключено концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации межмуниципального комплекса по обработке и захоронению твёрдых коммунальных отходов ЭкоТехноПарк Лысьвенского городского округа, мощностью 80 тысяч тонн в год. Предметом соглашения является создание за счёт концессионера межмуниципального комплекса по обработке твёрдых коммунальных отходов.

Согласно пункту 13 Правил № 1130 раздел «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» содержит сведения: о планируемых строительстве, реконструкции, выводу из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов (подпункт «а»); о предполагаемых сроках строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях (подпункт «б»); о планируемом местоположении вновь вводимых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, указанных в подпункте «а» данного пункта (подпункт «в»).

Из анализа Территориальной схемы обращения с отходами следует, что создание межмуниципального комплекса по обработке и захоронению ТКО ЭкоТехноПарк Лысьвенского городского округа, мощностью 80 тысяч тонн в год, данной Территориальной схемой не предусмотрено, поскольку названный объект не нашёл отражение ни в перспективной схеме размещения объектов обработки (сортировки) ТКО, ни в таблице 3.5 «Суммарная мощность по объектам обработки» раздела 3.7, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого ООО «Буматика» нормативного правового акта положениям пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 13 Правил № 1130.

Не включение в Территориальную схему обращения с отходами мероприятий о создании ЭкоТехноПарка Лысьвенского городского округа также противоречит положениям пункта 3 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424, так как в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором. И это обстоятельство ставит под угрозу реализацию административным истцом концессионного соглашения, заключённого с муниципальным образованием «Лысьвенский городской округ».

Кроме того, Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов, утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 8 июня 2018 г. № 308-п (далее также – Региональная программа), территория Пермского края в целях эффективности реализации мероприятий программы разделена на 6 зон. Лысьвенский городской округ включён в третью условную зону. В соответствии с пунктом 3.5 Региональной программы в Лысьвенско-Чусовском промышленном узле с прилегающей территорией Кизеловского угольного бассейна запланирован комплекс ТКО Лысьва. Строительство данного комплекса предусмотрено и Перечнем основных мероприятий, мероприятий и ожидаемых результатов (Приложение 2 к Региональной программе).

Отсутствие в разделе 3.7 «Организация системы обработки ТКО (сортировки)» Территориальной схемы обращения с отходами сведений о строительстве комплекса ТКО в Лысьвенском городском округе не соответствует и Региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов.

Доводы в обоснование возражений по заявленным ООО «Буматика» требованиям, изложенные в письменных возражениях и озвученные представителем Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, не опровергают правовую позицию административного истца о несоответствии Приказа № СЭД-35-01-12-503 в оспариваемой части иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о том, что Приказом № СЭД_35-01-12-503 нарушаются его права и законные интересы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что Приказ № СЭД-35-01-12-503 в оспариваемой ООО «Буматика» части противоречит федеральному законодательству (в частности статье 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктам 10, 13 Правил № 1130) и региональным нормативным правовым актам, принятым Правительством Пермского края (Схеме территориального планирования Пермского края, Региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов), требования административного истца подлежат удовлетворению.

Так как Приказ № СЭД-31-01-12-503 в оспариваемой части до принятия судом решения применялся и на основании этих норм были реализованы права граждан и организаций, указанные нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Буматика» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края» (в редакции приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 марта 2019 г. № СЭД-24-02-46-8 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 9 декабря 2016 г. № СЭД-35-01-12-503 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Пермского края») в следующей части:

пункт 1 таблицы 3.6 «Зоны охвата и проектная мощность объектов размещения отходов 1 этапа (2019-2021)» раздела 3.8 «Объекты размещения ТКО» в части отсутствия данных о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, данных о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещённых отходов, а также в части включения сведений о полигоне «Резервный»;

пункт 1 раздела 3.7 «Организация системы обработки ТКО (сортировки)», рисунок 3.7 «Перспективная схема размещения объектов обработки (сортировки) ТКО», пункт 2 таблицы 3.5 «Суммарная мощность по объектам обработки» раздела 3.7 «Организация системы обработки ТКО (сортировки)».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 4 октября 2019 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья – подпись