ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-368/2016 от 07.12.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-368/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 7 декабря 2016 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре Л.Р. Галиуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим в части пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 «Об определении размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) для исполнения судебных решений»,

УСТАНОВИЛ:

28 апреля 2016 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление № 257 «Об определении размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) для исполнения судебных решений».

Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 23 мая 2016 года, а также в официальном печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 27 мая 2016 года № 40, ст. 1285.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июля 2016 года № 478 «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 «Об определении размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) для исполнения судебных решений» оспариваемое постановление дополнено пунктом 2, согласно которому финансовое обеспечение расходов на исполнение решений судов, возлагающих на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность по предоставлению инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июля 2016 года № 478 опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 июля 2016 года, а также в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан» от 25 июля 2016 года № 6, ст. 0191.

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 в части, ограничивающей финансовое обеспечение расходов на исполнение решений судов, возлагающих на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность по предоставлению указанным выше категориям граждан жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь пределами бюджетных ассигнований Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», ссылаясь на его противоречие гражданскому процессуальному, бюджетному законодательству.

По мнению административного истца, пункт 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 в оспариваемой части нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на своевременное получение причитающихся денежных средств, поскольку влечет его правовую неопределенность и позволяет правоприменителю не исполнять судебный акт, ссылаясь на отсутствие в законе о бюджете соответствующих бюджетных ассигнований.

В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан А.Р. Валиахметов административное исковое заявление поддержал.

Представители Кабинета Министров Республики Татарстан И.В. Ерашова, А.Б. Гревцов, Р.Г. Минугулов, являющийся также представителем Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, административный иск не признали.

Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью третьей статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В соответствии с этими полномочиями региональный законодатель в Республике Татарстан в качестве дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Татарстан установил жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения, которая предоставляется инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 года, с учетом права на дополнительную жилую площадь (статья 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»).

Для создания необходимых условий для исполнения вступивших в законную силу решений судов, возлагающих на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность по предоставлению указанным выше категориям граждан жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ и определения в бюджете Республики Татарстан источника финансового обеспечения данных расходов административным ответчиком был принят оспариваемый нормативный акт.

Обращаясь к доводам административного истца о том, что пункт 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 в оспариваемой части нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на своевременное получение причитающихся денежных средств, поскольку влечет его правовую неопределенность и позволяет правоприменителю не исполнять судебный акт, ссылаясь на отсутствие в законе о бюджете соответствующих бюджетных ассигнований, суд приходит к следующему.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливая общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, предусматривает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов (пункт 1 статьи 239).

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируется в своей основе положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 242.2 указанного кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств - расходных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году (абзац двенадцатый статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемые положения пункта 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 не содержат в себе ограничения по исполнению судебных решений, возлагающих на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность по предоставлению жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения льготным категориям граждан, в истолковании данной нормы прокурором Республики Татарстан.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 октября 2009 года № 1312-О-О изложена правовая позиция в отношении исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, имеющего схожую правовую природу с исполнением судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судебным органом конституционного контроля в названном Определении указано, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац девятый статьи 69). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217).

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.

Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. При этом, поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2016 года № 257 «Об определении размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) для исполнения судебных решений» в части, ограничивающей финансовое обеспечение расходов на исполнение решений судов, возлагающих на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность по предоставлению инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь пределами бюджетных ассигнований Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на предоставление жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 8.2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 12 декабря 2016 года.

Судья Э.С. Каминский