Дело № 3а-36/19 25ОS0000-01-2018-00435-69 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации 21 марта 2019 года город Владивосток Приморский краевой суд в составе: судьи Приморского краевого суда Римского Я.А., при секретаре Петровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю и администрация Находкинского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, у с т а н о в и л: ФИО1 обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости: здание – торговый комплекс. Торговый центр № 8 (4-й этап), назначение: торговое, 1- этажный, площадью 538 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010404:1754, расположенный по адресу: <...> и Торговый центр № 9, назначение: нежилое, 2- этажный, площадью 3457,6 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010404:1700, расположенный по адресу: <...>. В обоснование заявленных требований, указал, что он является собственником указанных объектов недвижимости, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 10 апреля 2009 года № 25-25-18/014/2009-039, от 30 мая 2013 года № 25-25-16/031/2013-029 соответственно. Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края» (далее – постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края, минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населённых пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края. В соответствии с данным Постановлением и выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31 октября 2018 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 22007 153 рубля 62 копейки, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 69275 228рублей 86 копеек. Вместе с тем, согласно отчёту об оценке от 31 октября 2018 года № 153/2018 выполненному Индивидуальным предпринимателем ФИО2 (далее - ИП ФИО2) по состоянию на 27 июня 2012 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 составляет - 10039000 рублей, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 составляет 45406000 рублей. Указанные здания входят в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Поскольку налог на имущество физических лиц исчисляется, в том числе, из кадастровой стоимости недвижимого имущества, несоответствие установленной кадастровой стоимости спорных зданий величине их рыночной стоимости нарушает права ФИО1 Просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 равной его рыночной стоимости в размере – 10039 000 рублей, кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 равной его рыночной стоимости в размере – 45406000 рублей. До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю и администрацию Находкинского городского округа Приморского края. Представитель административного истца - ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, суду представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па обосновано и соответствует требованиям действующего законодательства. Администрация Приморского края обладала всеми необходимыми полномочиями для принятия, данного постановления. На сегодняшний день оно является действующим и не оспорено. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Административный истец ФИО1, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю и администрации Находкинского городского округа Приморского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения административного дела были извещены надлежащим образом. Выслушав представителя административного истца ФИО1 – ФИО3, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В силу статьи 399 - 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, плательщиками которого являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Частью 3 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с частью 7 статьи 378.2 кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым части 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ. Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона. Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьёй. В суде установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости: здание – торговый комплекс. Торговый центр № 8 (4-й этап), назначение: торговое, 1- этажный, площадью 538 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010404:1754, расположенный по адресу: <...> и Торговый центр № 9, назначение: нежилое, 2- этажный, площадью 3457,6 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010404:1700, расположенный по адресу: <...>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 10 апреля 2009 года № 25-25-18/014/2009-039, от 30 мая 2013 года № 25-25-16/031/2013-029 соответственно. Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населённых пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края. Указанные здания входят в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31 октября 2018 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 22007 153 рубля 62 копейки, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет – 69275 228рублей 86 копеек. Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Так, в обоснование заявленных требований ФИО1 был представлен отчёт об оценке от 21 октября 2018 года № 153/2018, выполненный ИП ФИО2, из которого следует, что по состоянию на 27 июня 2012 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 составляет - 10039000 рублей, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 составляет - 45406000 рублей. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Суд, оценивая отчёт от 31 октября 2018 года № 153/2018 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный ИП ФИО2 приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством. Указанное заключение выполнено экспертом ФИО2, имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Так, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтённых экспертом при расчёте итоговой величины рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Также, в заключении объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объектов оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В Заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты. Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками не доказано, что отчёт об оценке от 31 октября 2018 года № 153/2018 выполненный ИП ФИО2 имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемых объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчёта, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на 27 июня 2012 года объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 в размере - 10039000 рублей и объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 в размере - 45406000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчёта. Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, ФИО1 указал на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, их рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость спорных объектов недвижимости существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении его прав, как плательщика налога на имущество. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 равной его рыночной стоимости в размере – 10039000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1700 равной его рыночной стоимости в размере – 45406000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости здание – торговый комплекс. Торговый центр № 8 (4-й этап), назначение: торговое, 1- этажный, площадью 538 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010404:1754, расположенный по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере – 10039000 рублей по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости Торговый центр № 9, назначение: нежилое, 2 - этажный, площадью 3457,6 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010404:1700, расположенный по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере – 45406000 рублей по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:1754 и с кадастровым номером 25:31:010404:1700 считать 14 декабря 2018 года. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд. Судья Я.А. Римский |