ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-36/19 от 26.02.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а – 36/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2019 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

при секретаре Морозовой М.Н.,

с участием представителя административного истца старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., действующего на основании доверенности от 13 ноября 2018 года, представителя административного ответчика министерства образования Саратовской области Федорова А.Ф., действующего на основании доверенности от 05 февраля 2019 года, представителя заинтересованного лица управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области Щербининой И.А., действующей на основании доверенности от 06 февраля 2019 года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к министерству образования Саратовской области об оспаривании Регламента работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, утверждённого приказом министерства образования Саратовской области от 05 февраля 2019 года № 212, в части,

установил:

29 сентября 2014 года министерством образования Саратовской области издан приказ № 2336 «Об утверждении Регламента работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории».

Приложением к приказу министерства образования Саратовской области
№ 2336 является регламент работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории.

Приказами министерства образования Саратовской области от 01 марта 2016 года № 638, от 05 июля 2016 года № 2106, от 14 сентября 2016 года № 2905, от 25 ноября 2016 года № 3758, от 12 февраля 2018 года № 245, от 14 июня 2018 года № 1230 в указанный приказ были внесены изменения.

Заместитель прокурора Саратовской области обратился в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года № 2336, в редакции приказов министерства образования Саратовской области от 01 марта 2016 года № 638, от 05 июля 2016 года № 2106, от 14 сентября 2016 года № 2905, от 25 ноября 2016 года № 3758, от 12 февраля 2018 года № 245, от 14 июня 2018 года № 1230 в части.

05 февраля 2019 года министерством образования Саратовской области издан приказ № 212 «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории» (далее – приказ
№ 212).

Пунктом 4 приказа № 212 признан утратившим силу приказ министерства образования Саратовской области от 29 сентября 2014 года № 2336 «Об утверждении Регламента работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории».

В соответствии с частью 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, данными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», административный истец изменил предмет административного иска и просил суд признать недействующим со дня принятия Регламент работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, утверждённый приказом министерства образования Саратовской области от 05 февраля 2019 года № 212 (далее – Регламент работы аттестационной комиссии), в части установления в разделе 4 «Организация процедуры всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников» разделения педагогических работников на учителей-предметников и иные категории, предметного тестирования педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что утвержденным приказом министерства образования Саратовкой области от 05 февраля 2019 года № 212 Регламентом работы аттестационной комиссии установлен иной, отличный от установленного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276 порядок проведения аттестации педагогических работников. Ссылался, что данный Регламент противоречит положениям нормативно правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а также содержит коррупциогенные факторы, поскольку федеральным законодателем органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено только право формирования аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников и определения порядка осуществления ими своих полномочий, то есть по утверждению регламента её работы. Указывал, что, установленный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276 Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не предусматривает проведения профессионального тестирования и не выделяет из числа педагогических работников учителей-предметников, устанавливая для них дополнительные, не предусмотренные законом требования, заведомо ставя их в неравное положение.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административное исковое заявление по приведённым выше основаниям.

Представитель административного ответчика министерства образования Саратовской области возражал против удовлетворения административного иска. Полагал, что оспариваемый приказ издан министерством образования Саратовской области в пределах полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит положениям нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области поддержал административное исковое заявление.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Как установлено пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
№ 273-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Педагогическим работником признаётся физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. При этом обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (статья 2).

В соответствии с частями 1, 4, 7 статьи 4 Федерального закона
№ 273-ФЗ отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

Как установлено пунктом 4 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466, Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 07 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации).

Порядок аттестации определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций (пункт 1).

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (пункт 3).

Основными задачами проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы (пункт 4).

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит (пункт 24).

Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 25).

При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза (пункт 26).

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации (пункт 36).

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (пункт 37).

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 08-1993, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации № 505 от 03 декабря 2014 года даны разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе разрабатывать и принимать свои положения об аттестации педагогических работников на основе Порядка аттестации, поскольку статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ, а также Порядок аттестации не предусматривают возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в том числе путем принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации положения об аттестации педагогических работников.

Также в письме указано, что в соответствии с пунктами 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие следующие вопросы: формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий; определение составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза; регламент работы аттестационных комиссий; условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, которые, к примеру, могут предусматривать права и обязанности сторон в процессе осуществления специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников. Перечисленные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, в том числе Порядку аттестации.

В соответствии с постановлением правительства Саратовской области от
10 июля 2007 года № 267-П «Вопросы министерства образования Саратовской области» министерство образования Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделённым полномочиями и осуществляющим функции управления в сфере образования, осуществляющим взаимодействие по указанным направлениям с иными органами исполнительной власти Саратовской области, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также с органами местного самоуправления Саратовской области.

Согласно подпункту 11 пункта 6 указанного постановления в полномочия министерства образования Саратовской области входит формирование аттестационной комиссии для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников подведомственных учреждений, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно статье 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как установлено судом, 05 февраля 2019 года министерством образования Саратовской области издан приказ № 212, которым утвержден Регламент работы аттестационной комиссии.

Приказ № 212 опубликован на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU) (том № 8 листы дела № 27, 28-33).

Таким образом, Регламент работы аттестационной комиссии является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом – министерством образования Саратовской области в пределах компетенции, установленной нормами федерального и регионального законодательства, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Проверяя нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу суд, исходит из следующего.

Разделом 4 Регламента определена организация процедуры всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников.

Так процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории, осуществляется аттестационной комиссией с привлечением специалистов на основании заявлений педагогических работников (пункт 4.1).

Процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, претендующих на установление высшей квалификационной категории, осуществляется в следующих формах (пункт 4.2):

Для учителей русского языка, литературы, иностранного языка, математики, физики, химии, биологии, географии, истории, обществознания, информатики (далее – учителя-предметники):

1) предметное тестирование;

2) аттестационная экспертиза портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.1).

Для иных категорий педагогических работников в форме аттестационной экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.2.2).

Предметное тестирование проводится в предметной области.

Предметное тестирование позволяет оценить уровень профессиональной компетентности учителя в предмете преподавания, отражает уровень владения учебным материалом по предмету (пункт 4.3).

Предметное тестирование проводится с использованием учебно-тренировочных материалов для подготовки обучающихся к единому государственному экзамену (пункт 4.3.1).

Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) для проведения предметного тестирования разрабатываются на основе учебно-тренировочных материалов для подготовки обучающихся к единому государственному экзамену (пункт 4.3.2).

КИМ проходят экспертную оценку в профессионально-экспертном сообществе (пункт 4.3.3).

Структура КИМ соответствует структуре контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку, литературе, иностранному языку, математике, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, информатике.

Демоверсии КИМ по предметам размещаются на официальном сайте Министерства и государственного автономного учреждения Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» (далее – ГАУ СО «РЦОКО») (пункт 4.3.4).

Система оценивания тестовых заданий указана в инструкции к тесту
(пункт 4.3.5).

Предметное тестирование проводится на бумажных носителях (пункт 4.3.6).

На выполнение предметного тестирования аттестуемым отводится 2 астрономических часа (120 минут) (пункт 4.3.7).

Проверка тестовых заданий по предметам проводится ответственными специалистами ГАУ СО «РЦОКО» (пункт 4.3.8).

Количество процентов, определяющих успешное прохождение тестирования, не может быть менее: на первую категорию – 80 %; высшую категорию – 90 %. (пункт 4.3.9)

Результат предметного тестирования оценивается в процентном отношении баллов за положительно выполненные задания теста к максимально возможному количеству баллов за тест (пункт 4.3.10).

Педагогические работники, прошедшие предметное тестирование, получившие результат на 5 и менее процентов ниже минимального количества процентов, определяющих успешное прохождение тестирования, указанного в пункте 4.3.9 настоящего Регламента, имеют право пройти предметное тестирование повторно в установленном порядке (пункт 4.3.11).

Результаты предметного тестирования учителей-предметников представляются в Аттестационную комиссию в виде протокола, за подписью специалиста ГАУ СО «РЦОКО», ответственного за его формирование (пункт 4.3.12).

Педагогическим работникам предоставляется право отозвать заявление на проведение аттестации до прохождения профессионального тестирования (пункт 4.4).

Учителя-предметники, не набравшие необходимого количества процентов по профессиональному тестированию, указанных в пункте 4.3.9. настоящего Регламента, не допускаются к аттестационной экспертизе портфолио профессиональных достижений (далее – портфолио) (приложение № 2) (пункт 4.5).

Процедура всестороннего анализа профессиональной деятельности учителей-предметников, претендующих на установление первой квалификационной категории, осуществляется или в форме профессионального тестирования или аттестационной экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника по критериям и показателям, рекомендованным для установления соответствия уровня квалификации требованиям заявленной квалификационной категории (пункт 4.6).

Аттестационная экспертиза портфолио осуществляется привлеченными специалистами в составе экспертной группы в соответствии с рекомендованными критериями результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников, соответствие которым подтверждается документами и материалами, представленными в портфолио (пункт 4.6.1).

Перечень рекомендованных критериев результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников по каждой должности и оценочная шкала формируются в соответствии с пунктами 36, 37 Порядка аттестации (приложение № 3) (пункт 4.6.2).

Привлеченные специалисты по результатам аттестационной экспертизы портфолио оформляют и подписывают выводы в протоколе экспертной группы (пункт 4.6.3).

Техническое и методическое сопровождение профессионального тестирования, организационное сопровождение аттестации педагогических работников (прием и регистрация заявлений педагогических работников, прием портфолио, создание условий для работы экспертной группы (проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников) осуществляет ГАУ СО «РЦОКО» (пункт 4.7).

Результаты предметного тестирования и оценки портфолио могут быть предоставлены педагогическому работнику по его письменному заявлению в адрес Министерства, ГАУ СО «РЦОКО».

В случае несогласия с результатами предметного тестирования или оценки портфолио педагогический работник имеет право подать письменное заявление – апелляцию в адрес Министерства.

Апелляция рассматривается Апелляционной комиссией, создаваемой приказом Министерства (пункт 4.8).

В соответствии с приведёнными выше положениями Федерального закона № 273-ФЗ и Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях присвоения первой и высшей квалификационных категорий проводится на основе оценки профессиональной деятельности педагогических работников, выражающейся в стабильных положительных результатах освоения обучающимися образовательных программ, развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также личном вкладе в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания. То есть основным критерием является проверка уровня обучения – организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей и формированию мотивации получения образования. При этом Порядок аттестации не предусматривает такого условия присвоения первой и высшей квалификационных категорий, как положительное прохождение тестирования уровня знаний самого педагога. Кроме того, Порядок аттестации не предусматривает возможности разделения педагогических работников на учителей-предметников и иных категорий и установления для них различных требований при проведении аттестации. Напротив, Порядок аттестации прямо запрещает какую-либо дискриминацию педагогов.

Однако министерство образования Саратовской области, при реализации своих полномочий по формированию аттестационной комиссии и определению регламента её работы, фактически установило порядок проведения аттестации отличный от Порядка аттестации, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации, заключающийся в установлении различных требований при проведении аттестации к учителям-предметникам и педагогическим работникам иных категорий, а также обязательном прохождении учителями-предметниками предметного тестирования аналогичного единому государственному экзамену.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Регламент работы аттестационной комиссии в части установления в разделе 4 «Организация процедуры всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников» разделения педагогических работников на учителей-предметников и иные категории, предметного тестирования педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории противоречит положениям статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ и Порядка аттестации, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации.

Ссылки административного ответчика на формирование национальной системы учительского роста являются несостоятельными, поскольку формирование новой модели аттестации учителей проводится на федеральном уровне, на настоящий момент такие изменения в федеральное законодательство не внесены.

Доводы административного ответчика о том, что обстоятельства, установленные судом при рассмотрении административных дел по административным исковым заявлениям Борисовой В.В. (№ 2а-3361/2017 и № 2а-1582/2018) имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела, являются необоснованными, так как в указанных делах судом давалась оценка иному регламенту. Положения Регламента работы аттестационной комиссии, утверждённого приказом № 212, предметом судебного рассмотрения не были.

В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление заместителя прокурора Саратовской области подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что Регламент работы аттестационной комиссии, утверждённый приказом министерства образования Саратовской области от 05 февраля 2019 года № 212, не применялся (на момент рассмотрения дела судом заседания аттестационной комиссии в соответствии с новым Регламентом не проводились) и вошёл в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу с момента издания приказа, суд считает возможным признать Регламент недействующим с момента его принятия 05 февраля 2019 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию министерством образования Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к министерству образования Саратовской области об оспаривании Регламента работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, утверждённого приказом министерства образования Саратовской области от 05 февраля 2019 года № 212, в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Регламент работы аттестационной комиссии Саратовской области по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории, утверждённый приказом министерства образования Саратовской области от 05 февраля 2019 года № 212, в части установления в разделе 4 «Организация процедуры всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников» разделения педагогических работников на учителей-предметников и иные категории, предметного тестирования педагогических работников, претендующих на установление квалификационной категории.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию министерством образования Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Совкич