Дело № 3а-36/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи – Дудкиной Т.Н.
секретаре – Марушевской Т.В.
при участии:
представителей административного истца – ФИО1, ФИО2,
представителя заинтересованного лица – ФИО3,
прокурора – ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Прохлада» к Правительству Севастополя, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части, -
установил:
23 апреля 2018 года Правительством Севастополя издано постановление № 248-ПП (в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП), которым утверждена документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ Губернатором города Севастополя ФИО5, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 25.04.2018 и 12.08.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Общество с ограниченной ответственностью «Прохлада» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя о признании указанного нормативного правового акта недействующим в части включения земельного участка площадью 250 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> в границы красных линий территории земель общего пользования, в том числе, в подпункте 8 таблицы 2.5 и отображена графическими красными линиями на листе 1.2 графической части утверждаемой части проекта планировки территории, План красных линий; в пункте 840 таблицы 1.1 «Предложения по установлению ограничений и обременений использования земельных участков» тома 6 книги 4 часть 1.2 этап VI «Межевание территории»; в чертеж межевания территории; иные сведения, где упоминается участок с кадастровым номером №, как включенный в границы красных линий; а также в той мере, в какой в названном нормативном правом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером №, резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В обоснование требований указывает, что ООО «Прохлада» использует земельный участок площадью 250 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> на основании договора аренды от 11.09.2018 г. со сроком до 30.08.2035 года, с категорией земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «деловое управление», «магазины», «общественное питание». На земельном участке расположено нежилое здание кафе общей площадью 32 кв.м.
До 2014 года земельный участок использовался на основании договора аренды от 13.05.2010 г. Никаких ограничений (кроме зоны ЛЭП), красных линий улично-дорожной сети, территории общего пользования в градостроительной документации, генеральном плане Севастополя 2005 года, в ГПЗУ, выданном в 14.02.2018 не было.
С целью воспользоваться правом на выкуп земельного участка без проведения торгов, ООО «Прохлада» обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением от 28.12.2019 г. о предоставлении данной услуги, однако получило отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах красных линий дороги, является ограниченным в обороте, его предоставление в собственность не допускается. При этом Департамент сослался, помимо норм ЗК РФ, на оспариваемое постановление Правительства №248 от 23.04.2018.
Считает, что оспариваемое постановление не соответствует закону в части, включения земельного участка в границы территории земель общего пользования, что повлекло за собой неопределенность в дальнейшем, угрозу изъятия земельного участка и лишения собственности на нежилое здание кафе, ограничение, нарушение прав и законных интересов административного истца в сфере публичных правоотношений, землепользователя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе на выкуп используемого с 2010 года земельного участка под находящимся в собственности зданием кафе. Процедура и порядок включения земельного участка в границы красных линий не соответствуют действующему законодательству, не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
В судебном заседании представители административного истца требования искового заявления поддержали, настаивали на удовлетворении, поясняли, что оспариваемым правовым актом не был учтен принцип первичности Генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования при отсутствии в городе Севастополе правил землепользования и застройки. Постановление Правительства в оспариваемой части противоречит положения Градостроительного кодекса РФ, на официальном сайте не опубликовано основание прохождения красных линий, цель и необходимость отнесения спорной территории к землям общего пользования и озеленения. Проекты планировки территории и межевания подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а их результат подлежит опубликованию в установленном порядке. Обращали внимание, что порядок в части опубликования межевания был нарушен.
Представители ответчика, заинтересованного лица просили в иске отказать, указывали, что процедура принятия оспариваемого акта была проверена в судебном порядке, нарушений судом не установлено. Ссылались на Генплан Севастополя 2005 года, согласно которому до 2014 года земельный участок также находился в планируемой зоне зеленых насаждений.
Представитель заинтересованного лица – Департамента по имущественным и земельным отношениям в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей о возможности удовлетворения исковых требований в части, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пунктов 8, 11 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства до 2014 года земельный участок использовался административным истцом на основании договора аренды от 13.05.2010 г. с целевым назначением – для строительства и обслуживания городского туристско-информационного центра.
В настоящее время ООО «Прохлада» использует земельный участок площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым № на основании договора аренды от 11.09.2018 г. со сроком до 30.08.2035 года, с категорией земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «деловое управление», «магазины», «общественное питание».
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 08.06.2018 № названная категория земель внесена в государственный кадастр недвижимости. Вид разрешенного использования данного земельного участка «деловое управление», «магазины».
14.02.2018 Обществу утвержден и выдан Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя градостроительный план земельного участка (л.д.36-48), согласно которому в границах земельного участка расположено нежилое здание, а согласно чертежу ГПЗУ, часть земельного участка расположена в зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), что также подтверждается выкопировкой из Генерального плана города Севастополя и ситуационным планом. Из пункта 2.1. ГПЗУ следует, что согласно Генеральному плану города Севастополя земельный участок по назначению расположен в зоне незастроенных территорий, в охранной зоне памятников истории, архитектуры и градостроительства, в т.ч. комплексных, в охранной зоне культурного слоя с памятниками археологии, в границах красных линий проектируемой дороги.
Градостроительный план земельного участка Обществом не оспаривался, доказательства обратного отсутствуют.
09.04.2019 в адрес административного истца Департаментом по имущественным и земельным отношениям направлен проект договора купли-продажи земельного участка, с разрешенным видом использования «деловое управление», «магазины». Согласно материалам дела договор истцом не подписан.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08.04.2020 №-РДЗ, во исполнение судебного акта, вид разрешенного использования земельного участка площадью 250 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> определен как «деловое управление», «магазины», «общественное питание».
Письмом заместителя губернатора–председателя Правительства Севастополя от 07.11.2019 №-ОГ/19 ООО «Прохлада» уведомлено о об интеграции земельного участка, используемого Обществом и нежилого здания в разрабатываемую концепцию благоустройства улицы Большая Морская, как «существующее здание кафе», внешне доработанное в соответствии с концепцией.
15.01.2020 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя Обществу отказано в предоставлении государственной услуги о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату в связи с его расположением в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
При этом, принятие Проекта планировки и проекта межевания территории осуществлено Правительством Севастополя в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» (утв. постановлением Правительства РФ 11.08.2014 № 790), Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы (утв. постановлением Правительства Севастополя от 06.05.2015 № 366-ПП) с изменениями в редакции постановления Правительства Севастополя от 11.04.2016 № 291-ПП, Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП) с изменениями в редакции постановлений Правительства Севастополя от 24.11.2017 № 887-ПП и от 30.03.2018 № 204-ПП, постановления Правительства Севастополя «О разработке градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования» от 17.09.2015 № 888-ПП.
Таким образом, из системного анализа указанных выше правовых норм следует, что оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ.
Как указывалось выше, постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП, включающее в себя утверждаемую часть проекта планировки территории, официально опубликовано 25.04.2018 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). Кроме того, оспариваемое постановление Правительства Севастополя в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП, в том числе, утверждаемая часть проекта межевания территории, официально опубликованы там же 12.09.2019.
Данное обстоятельство установлено решением Севастопольского городского суда от 14 августа 2019 года по делу № 3а-10/2019, вступившим в законную силу 25 декабря 2019 года (№117-АПА19-14).
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушении процедуры опубликования оспариваемого нормативного правового акта несостоятельны в силу части 2 статьи 64 КАС РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ, действующими в редакции до вступления в силу статьи 5.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом норм статьи 19 названного федерального закона, обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежали проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения, городского округа (статья 46 ГрК РФ).
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе», Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 № 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 09.11.2017 № 837 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования состоялись 14.12.2017, о чем составлен протокол публичных слушаний № 31, утвержденный директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, из которого усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д. 180-250, т. 2 л.д.1-134).
Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено.
В ходе разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания земельный участок, находящийся в пользовании административного истца, площадью 250 кв.м., с кадастровым номером № расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 № 1963-О).
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ГУП МО «НИиПИ градостроительства» в 2017 году, указанные проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005, а также проекта Генерального плана города Севастополя, разработанного в 2016 году (т. 1 л.д. 17-27).
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
По смыслу положений статей 5, 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» границы населенных пунктов, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией, с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя на данный момент отсутствуют, используется Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Согласно Генеральному плану города Севастополя 2005 земельный участок, находящийся в пользовании Общества, по назначению расположен в зоне незастроенных территорий, в охранной зоне памятников истории, архитектуры и градостроительства, в т.ч. комплексных, в охранной зоне культурного слоя с памятниками археологии, в границах красных линий проектируемой дороги.
Данное обстоятельство отражено в градостроительном плане земельного участка (л.д.41).
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что проект планировки и проект межевания территории в оспариваемой части не противоречат имеющемуся на территории города Севастополя Генеральному плану.
Доводы административного истца относительно незаконности установления в спорном месте красных линий, без учета фактического землепользования, нахождения в собственности нежилого здания, видов разрешенного использования земельного участка, а также тех обстоятельств, что ранее был разрешен вопрос о выкупе земельного участка административным истцом подлежат отклонению в силу следующего.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, существующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 242-О).
При этом, наличие в собственности административного истца торгового павильона, как и определенные виды разрешенного использования, а равно ранее предложенный к заключению договор купли-продажи не указывают на незаконность оспариваемого нормативного правового акта, а лишь свидетельствуют о законном интересе истца в земельном участке и приобретении его в собственность.
Ссылка представителя административного истца на не опубликование обоснования прохождения красных линий, в которых находится земельный участок, а также цель и необходимость отнесения спорной территории к землям общего пользования и озеленения правового значения в данном споре не имеет, поскольку документация по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, что относится к дискреционным полномочиям административного ответчика.
Согласно разделу 1 Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, проектные предложения по установлению красных линий приняты на основе решений проекта планировки по развитию транспортной инфраструктуры города, с учетом сложившейся и планируемой застройки, системы землепользования, а также предложений градостроительной и проектной документации, разработанной и (или) разрабатываемой на территории г. Севастополь.
Существующие красные линии, предусмотренные в ранее разработанных проектах планировки, а также рекомендованные Генеральным планом от 13.12.2005 и проектом Генерального плана г. Севастополь, были учтены и откорректированы с учетом существующей и планируемой застройки, границ прилегающих сформированных земельных участков, охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также мероприятий, предусмотренных проектом планировки. Проектные предложения по установлению красных линий приняты с учетом предложений проекта планировки по строительству новых и реконструкции существующих дорог и улиц, развитию озелененных территорий общего пользования, набережных, пляжей. При разработке красных линий учтены факторы, в частности, для озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары) красные линии принимались с учетом кадастровых границ и планировочных решений проекта планировки по организации данных территорий; для территорий общего пользования вдоль береговой линии моря (пляжи, набережные) красные линии принимались с учетом береговой полосы моря (20 м), сложившейся застройки, границ земельных участков и планировочных решений проекта планировки по организации данных территорий. На земельных участках, полностью расположенных в красных линиях, не допускается размещение новых и реконструкция существующих объектов капитального строительства, не относящихся к объектам транспортной и инженерной инфраструктуры. Утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на соответствующие земельные участки и иные объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе, путем выкупа, земельных участков и иных объектов недвижимости для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры.
Согласно проекту межевания территории земельный участок с кадастровым номером № включен в Ведомость земельных участков, сведения о границах которых содержатся в ГКН, предполагаемых к установлению ограничений и обременений в использовании (Том 6. Книга 4. Часть 1.2, таблица 1.1, порядковый номер №).
Следует отметить, что само по себе установление красных линий не нарушает прав истца и не препятствует ему в использовании земельного участка при условии соблюдения установленных в законодательстве ограничений, между тем, отсутствие в оспариваемом акте информации об изъятии указанного земельного участка ведет к нарушению прав истца.
Так, в соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Исходя из положений статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иными основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (статья 56.2 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
По смыслу пунктов 19, 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории, обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий относится к сфере деятельности местного значения.
В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (статья 1 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, ООО «Прохлада» является арендатором земельного участка площадью 250 кв.м. с кадастровым номером №, полностью расположенного в границах красных линий уличной дорожной сети.
С учетом изложенных норм ГрК РФ, отнесение указанного земельного участка к планируемым границам территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка, и согласования проекта планировки территории с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (часть 12.4 статьи 45 ГрК РФ).
Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства оспариваемый акт не содержит таких сведений, что создает правовую неопределенность судьбы арендуемого истцом земельного участка.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» в редакции постановления №499 подлежит признанию не действующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных или муниципальных нужд, согласованному с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Прохлада» удовлетворить частично.
Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года № 248-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» в редакции постановления от 09.08.2019 № 499-ПП в той мере, в какой в названном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером № резервированию и (или) изъятию для государственных нужд, согласованному с органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
В удовлетворении остальных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Прохлада» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 13 августа 2020 года.
Судья Севастопольского
городского суда Дудкина Т.Н.