ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-36/20 от 27.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2019-000946-32

Дело № 3А-36/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Хорошевской О.В.,

с участием представителя административного истца Кузнецова С.В. – Лях А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-36/2020 по административному иску Кузнецова Сергея Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецов С.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, мотивируя тем, что он являлся собственником 1/2 доли в праве собственности жилого дома с кадастровым номером <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 25 июля 2014 года для указанного жилого дома установлена кадастровая стоимость в размере 4 975 742 рубля.

По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчете № 019080 от 16 сентября 2019 года, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером по состоянию на 25 июля 2014 года составляет 2 788 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости жилого дома, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку административный истец продал 1/2 доли в праве собственности жилого дома по стоимости, которая меньше кадастровой стоимости, в связи с чем обязан заплатить налог на доходы физических лиц, при расчете которого будет использоваться кадастровая стоимость жилого дома.

Просит установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости – 2 788 000 рублей, определенной по состоянию на 25 июля 2014 года.

Представитель административного истца Кузнецова С.В. – Лях А.Г., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Чернова А.Г., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Сособственник жилого дома Кошатащян А.С. представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что согласен с уменьшением кадастровой стоимости жилого дома.

Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Красноярска, сособственник жилого дома Каврук А.И., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрации города Красноярска, сособственников жилого дома Кошатащяна А.С и Каврука А.И., своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Кузнецова С.В. – Лях А.Г. не возражала.

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Кузнецов С.В. на основании заявления об оставлении за собой нереализованного имущества от 28 июня 2017 года являлся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается указанным заявлением выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02 августа 2017 года (л.д. 10-11, 16).

Согласно выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 августа 2019 года, кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером по состоянию на 25 июля 2014 года составляет 4 975 742 рубля. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 28 июля 2014 года (л.д. 15).

Вышеуказанная кадастровая стоимость жилого дома определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».15 августа 2019 года Кузнецов С.В. продал по договору купли-продажи Кошатащяну А.С. 1/2 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером . При этом стоимость 1/2 доли определена в размере 600 000 рублей, т.е. по стоимости, которая меньше кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7 (1/2 доли = 2 487 871 рубль (4 975 742 рубля/2)) (л.д. 12-14). Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 019080 от 16 сентября 2019 года, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик Шестопалова Н.Е.), согласно которому рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером по состоянию на 25 июля 2014 года составляет 2 788 000 рублей (л.д. 22-89). Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1). Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1). Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).Судом установлено, что при оценке объекта недвижимости оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Оформление и содержание отчета об оценке № 019080 от 16 сентября 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено. У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером по состоянию на 25 июля 2014 года составляет 2 788 000 рублей. Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств. Поскольку стоимость 1/2 доли в праве собственности жилого дома определена в договоре купли-продажи от 15 августа 2019 года меньше, чем соответствующая доля кадастровой стоимости, при определении налоговой базы подлежит применению пункт 5 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при расчете налога на доходы физических лиц будет применятся кадастровая стоимость объекта недвижимости. В этой связи, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости жилого дома, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости жилого дома в размере его рыночной стоимости. Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки. С учетом изложенного, кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 25 июля 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 2 788 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами. Датой обращения Кузнецова С.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 02 декабря 2019 года. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление Кузнецова Сергея Валентиновича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома – удовлетворить. Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером 24<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 788 000 рублей, определенной по состоянию на 25 июля 2014 года.

Датой обращения Кузнецова Сергея Валентиновича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером считать 02 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 28 февраля 2020 года.