ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-36/2015 от 25.11.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело а-36/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Смоленский областной суд в составе:

судьи Чеченкиной Е.А.,

при секретаре Шаклеиной Ю.С.,

с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парфенова Юрия Федоровича о признании не действующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

Парфенов Ю.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25 ноября 2014 года № 59 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» в части включения земельного участка, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Касплянское, д. Прудники, с кадастровым номером 67:18:0000000:726, в состав рекреационной зоны (Р1). В обоснование заявленных требований Парфенов Ю.Ф. указал, что вышеуказанный земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, предоставлен ему в собственность на основании постановления администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (далее- МО «Смоленский район») № 290 от 06 февраля 2012 года, после чего 25 ноября 2014 года оспариваемым нормативным правовым актом утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории Касплянского сельского поселения, которыми предоставленный земельный участок отнесен к рекреационной зоне, где жилищное строительство не допускается. Названный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит действующему законодательству и нарушает его права, как собственника земельного участка. Также просит обязать Совет депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории Касплянского сельского поселения в отношении территории, на которой расположен принадлежащий ему земельный участок.

Административный истец Парфенов Ю.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Его представитель Парфенов М.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Глава муниципального образования Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Чухнов В.М., осуществляющий на основании устава организацию деятельности административного ответчика Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, заявленные требования признал.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, руководителя административного ответчика, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.

Полномочия Совета депутатов Касплянского сельского поселения по утверждению генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки также определены Уставом Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, принятым решением Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 31 октября 2005 года № 8 (п.7 ч.3 ст. 22).

Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО «Смоленский район» № 290 от 06 февраля 2012 года Парфенову Ю.Ф. предоставлен земельный участок с кадастровым номером 67:18:0000000:726, расположенный по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Касплянское, д. Прудники, площадью 1500 м?, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

Согласно кадастровой выписке от 10 апреля 2015 года названный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.

Решением Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25 ноября 2014 года № 59 утверждены Генеральный план Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Правила землепользования и застройки Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Указанное решение официально опубликовано в газете «Сельская правда» 5 декабря 2014 года и размещено на официальном сайте Администрации Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области: kasplya.smol-ray.ru.

Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области принадлежащий административному истцу земельный участок отнесен к рекреационной зоне (Р1).

В соответствии с п. 15.1 Правил землепользования и застройки в отношении рекреационной зоны (Р1) установлен градостроительный регламент, в соответствии с которым она отнесена к зоне парков, лесов и лесопарков общего пользования без возможности капитального строительства. Предназначение рекреационной зоны - для организации мест отдыха населения. В рекреационных зонах не допускается расширение и новое размещение промышленных, коммунальных и складских объектов, дачное и жилищное строительство, рубки зеленых насаждений, за исключением санитарных, а также хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку и непосредственно не связанная с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Перечень видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Р1 исключает индивидуальное жилищное строительство.

В силу п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч. 2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

На основании ч.ч. 2-3 ст.85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Между тем, в силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Указанные положения федерального законодательства при принятии решения Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25 ноября 2014 года № 59 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» в части включения земельного участка, принадлежащего административному истцу, в состав рекреационной зоны административным ответчиком не учтены в силу следующего.

Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности, поставлен на государственный кадастровый учет, отнесен к землям населенных пунктов и его разрешенным использованием является «для индивидуального жилищного строительства».

Оспариваемый в части нормативный акт, равно как и любой иной нормативный акт, имеет строго определенные предмет и цели правового регулирования. В целях правового регулирования реализуются задачи по достижению общественного блага, установлению такой модели правового регулирования, которая бы делала данное общественное благо реализуемым и доступным для лиц, в интересах которых новая модель правового регулирования введена. Цели правового регулирования, лежащие в основе нормативного акта, должны быть достижимыми и исполнимыми.

В нормативных актах любого уровня должны соблюдаться конституционные принципы равенства и справедливости, обеспечиваться баланс конституционно значимых целей и ценностей (постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 года N 32-П). Правовое регулирование во всяком случае не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования (постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 года N 11-П). К иным конституционным принципам, согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, относятся соразмерность и вытекающие из нее адекватность и пропорциональность ограничения прав.

В той части, в которой нормативный акт должен обеспечивать соблюдение баланса частных и публичных интересов, ограничение прав собственника земельного участка может считаться обоснованным, справедливым и адекватным лишь в случае, если в результате исполнения нормативных предписаний этого акта иные лица (в данном случае - жители Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области) реально получают то общественное благо, ради которого ограничение прав собственника (Парфенова Ю.Ф.) установлено.

Как следует из содержания оспариваемого нормативного акта в части включения земельного участка административного истца в состав рекреационной зоны, целью его принятия является создание, в том числе, на месте земельного участка, находящегося в собственности административного истца, зон, предназначенных для повседневного кратковременного отдыха населения. Вместе с тем, такая цель не может быть реализована без изъятия земельного участка из собственности административного истца, поскольку создание на территории земельного участка Парфенова Ю.Ф. рекреационной зоны для жителей сельского поселения, применительно к данному конкретному случаю, неизбежно приведет к невозможности осуществления собственником своих прав.

Кроме того, как следует из материалов дела, спорный земельный участок в уточненных в соответствии с решением Смоленского районного суда от 18 ноября 2014 года границах находится за пределами береговой полосы (20 метров) озера Каспля, не находится в границах территорий общего пользования, водоохраной зоны, земель лесного фонда, иных ограничений оборотоспособности в отношении данного земельного участка, в том числе и на момент его предоставления, не установлено.

Таким образом, при реализации Генерального плана и Правил землепользования и застройки в оспариваемой части не может быть соблюден баланс частных и публичных интересов, поскольку права административного истца по осуществлению правомочий собственника имущества (земельного участка) являются очевидно нарушенными.

Учитывая изложенное, решение Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25 ноября 2014 года № 59 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» в части включения земельного участка, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Касплянское, д. Прудники, с кадастровым номером 67:18:0000000:726, в состав рекреационной зоны (Р1) подлежит признанию не действующим.

Оснований для удовлетворения требований о возложении на административного ответчика обязанности устранения допущенных нарушений путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт не имеется, поскольку недостаточной правовой урегулированности для неопределенного круга лиц в связи с признанием не действующим нормативного правового акта в указанной части не выявлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Парфенова Юрия Федоровича о признании не действующим нормативного правового акта в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу решение Совета депутатов Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25 ноября 2014 года № 59 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области» в части включения земельного участка, принадлежащего Парфенову Юрию Федоровичу, расположенного по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Касплянское, д. Прудники, с кадастровым номером 67:18:0000000:726, в состав рекреационной зоны (Р1).

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете «Сельская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Чеченкина

Мотивированное решение суда изготовлено 26 ноября 2015 года.