Дело № 3а-36/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 24 февраля 2016 года
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего - судьи областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя правительства Оренбургской области ФИО2,
представителя губернатора Оренбургской области ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к правительству Оренбургской области о признании недействующим в части положения пункта 8 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса, утверждённого постановлением правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года
№ 508-п
установил:
постановлением правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года N 508-п утвержден Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса.
ФИО4 обратился в суд с административным иском к правительству Оренбургской области о признании недействующим в части положения пункта 8 постановления правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года № 508-п «О порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса» со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявления указал, что между ФИО5 и правительством Оренбургской области в целях реализации указанного постановления заключен договор от 06 августа 2015 года № 134 о предоставлении субсидии в форме гранта. Пунктом 8 оспариваемого постановления предусмотрено, что договор о предоставлении субсидии в форме гранта должен содержать обязательство субъекта осуществлять деятельность в течение трех лет со дня поступления гранта на его счет. Аналогичные положения содержит и пункт 2.2.5 договора от 08 августа 2015 года № 134. По мнению административного истца, пункт 8 оспариваемого постановления является неконституционным, нарушает его право на свободу предпринимательской деятельности и устанавливает незаконную обязанность по осуществлению предпринимательской деятельности.
В судебном заседании административный истец ФИО4 не присутствовал, извещён о явке надлежащим образом.
Его представитель ФИО1, действующий на основании доверенности, требования уточнил и просил суд признать недействующим и противоречащим законодательству (пункт 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации,
пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 22.3 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») пункт 8 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса, утверждённого постановлением правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года N 508-п в части указания на то, что договор о предоставлении субсидий с субъектами, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта, должен содержать в том числе обязательство субъекта осуществлять деятельность в течение 3 лет со дня поступления гранта на его счет.
Определением суда к участию в деле в качестве лица, подписавшего оспариваемый нормативный правовой акт, привлечён губернатор Оренбургской области.
Представитель правительства Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, и представитель заинтересованного лица губернатора Оренбургской области ФИО3, действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения иска, полагая, что оспариваемое постановление издано в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий правительства, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Прокурор Стиплин И.В. в своем заключении указал на отсутствие оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, суд находит требования ФИО4 не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Установлено, что постановлением правительства Оренбургской области от
25 июня 2012 года N 508-п утверждён Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса.
Первоначальный текст документа опубликован в печатном издании "Оренбуржье" от 29 июня 2012 года N 103 и от 05 июля 2012 года N 107. Изменения, внесенные постановлением правительства Оренбургской области от 20 мая 2015 года N 378-п, вступили в силу после его официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 27 мая 2015 года).
Оспариваемое постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений, поэтому является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривается.
Порядок предоставления грантов принят в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях реализации постановления правительства Оренбургской области от 10 сентября 2013 года
N 767-пп "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014-2015 годы и на перспективу до
2020 года".
Целью предоставления грантов является увеличение количества субъектов на территории Оренбургской области. Гранты предоставляются субъектам на финансирование расходов, связанных с началом их предпринимательской деятельности (пункт 3 Порядка).
В пункте 8 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса, утверждённого постановлением правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года N 508-п в действующей редакции, указано, что договор о предоставлении субсидий с субъектами, в отношении которых принято решение о предоставлении гранта, должен содержать в том числе обязательство субъекта осуществлять деятельность в течение 3 лет со дня поступления гранта на его счет.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от
06 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).
Согласно статье 6 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Одной из таких мер, предусмотренной пунктом 7 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ, является обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона
209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Таким образом, оспариваемое постановление и утверждённый им порядок приняты правительством Оренбургской области - государственным органом субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Оспариваемый Порядок определяет механизм и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на создание и развитие собственного бизнеса (далее - гранты) за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.
Гранты предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства – производителям товаров, работ, услуг (далее – субъекты), соответствующим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и зарегистрированным на территории Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2). При этом определено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 указанной статьи).
В данном случае высший исполнительный орган Оренбургской области определил, что условием предоставления гранта для реализации определённой цели (увеличение количества предпринимателей на территории Оренбургской области) является осуществление предпринимательской деятельности в течение
3 лет со дня поступления гранта на счет предпринимателя. Суд полагает, что указанное условие соответствует целям выдачи гранта и задачам действующей на территории области государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014-2015 годы и на перспективу до 2020 года - содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области.
При этом суд полагает, что оспариваемое положение не ограничивает свободу предпринимателей в их деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пункт 1 статьи 22.3 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которому, по мнению административного истца, противоречит оспариваемое положение, устанавливает, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.
Суд не усматривает противоречия оспариваемой нормы указанным положениям федерального законодательства, поскольку Порядок не возлагает на соискателей гранта обязанность в принудительном порядке осуществлять или прекращать предпринимательскую деятельность. Напротив, осуществление такой деятельности по усмотрению предпринимателя в течение 3 лет даёт право предпринимателю на получение гранта.
Суд не проверяет оспариваемое постановление на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, поскольку законом такая проверка отнесена к подведомственности Конституционного Суда РФ.
В силу статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято правительством Оренбургской области в рамках предоставленных полномочий, направлено на защиту интересов Оренбургской области и поддержания стабильного финансового положения создаваемого объекта малого и среднего предпринимательства, права административного истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО4 в удовлетворении административного иска к правительству Оренбургской области о признании недействующим в части положения пункта 8 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса, утверждённого постановлением правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 года № 508-п, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина