Дело № 3а-36/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2018 г. город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре судебного заседания Паниной А.А.
с участием: прокурора Куприяновой М.С.,
представителя административного истца адвоката Борисовой А.С.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017г. № 177-к/4 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – Региональный оператор, Регулируемая организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, Орган регулирования тарифов) о признании недействующими со дня принятия судебного решения пунктов 1, 2, 3 постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017г. № 177-к/4 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год» (далее - Постановление №177-к/4).
Пунктом 1 Постановления № 177-к/4 установлен единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Единый тариф) в размере: 407,44 (руб./куб. м) без учета НДС; 480,78 (руб./куб. м) с учетомНДС.
Пунктом 2 указанного Постановления срок действия Единого тарифа определен с1января по 31 декабря 2018 г.
Пунктом 3 Постановления № 177-к/4 с 1 января 2018 г. признано утратившим силу постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 июня 2017 г. № 147-к/1 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2017 год».
Постановление № 177-к/4 официально опубликовано 29 декабря 2017 г. в «Ивановской газете» №103(6102), с указанной даты вступило в силу и является действующим в настоящее время.
Административный иск мотивирован тем, что Единый тариф на 2018 г. установлен тарифным органом на основании данных о массе твердых коммунальных отходов, приведенных в разделе 7 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031годы, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22 сентября 2016 г. № 140 (далее – Территориальная схема Ивановской области), с применением к этой массе произвольного показателя средней плотности твердых коммунальных отходов в качестве коэффициента перевода массы твердых коммунальных отходов в размере 532237 тонн в их объем, составивший 2924,39 тыс. куб.м.
По мнению Регионального оператора, такой подход к установлению Единого тарифа противоречит пункту 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 (далее – Основы ценообразования), пунктам 14, 85, 86, 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее – Методические указания), и приводит к незаконному занижению Единого тарифа, поскольку Территориальная схема Ивановской области не содержит объективных данных, необходимых для определения расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, который мог бы использоваться при установлении Единого тарифа.
Вобоснование своей позиции об отсутствии таких данных в Территориальной схеме Ивановской области административный истец ссылался на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13сентября 2017 г. по делу № 7-АПГ17-7, которым с момента его принятия признана недействующей Территориальная схема Ивановской области в части раздела 3 «Количество образующихся отходов», а также решение Ивановского областного суда от 23октября 2016 г. по делу № 3а-40/2017, оставленное без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15марта 2018 г. по делу № 7-АПГ18-1, которым было признано недействующим постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 июня 2017г. № 147-к/1 в части установления единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на второе полугодие 2017 г. в размере в размере: 417,71 (руб./куб.м) без учета НДС, 492,90 (руб./куб.м) с учетом НДС.
Региональный оператор полагал, что в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования и пунктом 14 Методических указаний для расчета объема твердых коммунальных отходов, применяемого в качестве знаменателя при установлении Единого тарифа на 2018 г. по формуле 42 пункта 85 Методических указаний, должны были применяться нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 февраля 2017 г. № 133-н/1, и заключенные регулируемой организацией договоры на оказание соответствующих услуг. В иске также указано, что расчетный объем твердых коммунальных отходов на 2018 г. был правильно определен Региональным оператором в тарифной заявке в размере 2613,77тыс. куб.м. с применением действующих в Ивановской области нормативов накопления ТКО и имеющихся договоров на оказание соответствующих услуг.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца по доверенности Б. изменила исковые требования в порядке статьи 46 КАС РФ (т. 3 л.д. 49-50), вдополнение к заявленным ранее требованиям о признании недействующими пунктов 1-3 Постановления № 177-к/4 просила суд обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять новый нормативный акт об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 г. в течение 10дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. Всудебном заседании 21-26 июня 2018 г. представитель административного истца поддержала административный иск по указанным в нем основаниям с учетом принятого судом изменения требований и письменных дополнений к нему.
В заседании суда представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения иска по основаниям, приведенным в письменном отзыве и дополнениях к нему (т. 2 л.д. 205-213, т. 3 л.д. 12-13), полагал, что оспариваемый нормативный акт принят компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением порядка принятия и правил введения в его действие. По своему содержанию, в том числе в части установления Единого тарифа, Постановление № 177-к/4 не противоречит нормам федерального законодательства, регулирующим особенности ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами. По мнению административного ответчика, в экспертном заключении Департамента от 20 декабря 2017 г. при расчете используемого при установлении Единого тарифа объема отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в 2018 г., правомерно были использованы данные раздела 7 Территориальной схемы Ивановской области «Схема потоков отходов» о массе твердых коммунальных отходов, составляющей 532237 тонн в год, которая была переведена в расчетный объем, составивший 2924,39тыс. куб.м, с использованием средней плотности твердых коммунальных отходов, рассчитанной в приложении 3 к экспертному заключению в размере 5,4945куб.м/тонну в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (далее – Правила № 505). Представитель ответчика полагал, что наличие Территориальной схемы Ивановской области, признанной недействующей судебным постановлением с 13 сентября 2017 г. лишь в части раздела 3 «Количество образующихся отходов», позволяло Департаменту определить расчетный объем твердых коммунальных отходов, используемый при установлении Единого тарифа на 2018 г., исходя из данных других разделов этой Территориальной схемы, не признанных судом недействующими, в том числе раздела 7 «Схема потоков отходов», и исключало возможность применения Органом регулирования тарифов нормативов накопления ТКО Ивановской области и имеющихся у Регионального оператора договоров на оказание соответствующих услуг.
Участвующие в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральная антимонопольная служба России и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области по неизвестным суду причинам не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом. В письменном отзыве на иск Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 21 мая 2018 г. указано на отсутствие необходимости доказывания в настоящем деле обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными постановлениями Верховного Суда Российской Федерации, указавших на непроверяемость расчетов показателей количества твердых коммунальных отходов, использованных в Территориальной схеме Ивановской области.
Прокурором дано заключение о необходимости удовлетворения административного искового заявления в связи с тем, что в нарушение требований пункта 18 Основ ценообразования и пункта 14 Методических указаний Единый тариф Регионального оператора на 2018 г. был утвержден Постановлением № 177-к/4 с использованием данных Территориальной схемы Ивановской области о массе твердых коммунальных отходов, которые были признаны недействующими вступившим в законную силу судебным актом Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 г. Помнению прокурора, с учетом отсутствия в Территориальной схеме Ивановской области конкретных сведений об объеме твердых коммунальных отходов, подлежащих сбору, транспортированию и обезвреживанию Региональным оператором, расчетный объем твердых коммунальных отходов, применяемый в качестве знаменателя в формуле 42 пункта 85 Методических указаний при установлении Единого тарифа на 2018 г. должен был определяться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг. Прокурор также полагал, что использование Департаментом в экспертном заключении от 20 декабря 2017 г. данных о массе ТКО на 2018 г. из таблицы 20 раздела 7 Территориальной схемы Ивановской области в размере 532237тонн, фактически представляло собой попытку Органа регулирования тарифов преодолеть повторным принятием такого же нормативного акта решение суда о признании нормативного правового акта недействующим, поскольку те же неподтвержденные данные о массе твердых коммунальных отходов и произвольно установленный коэффициент перевода массы отходов в их объем уже были неправомерно применены Департаментом при установлении Единого тарифа Регионального оператора на 2017 г., который был признан недействующим решением суда от 23октября 2016 г. по делу № 3а-40/2017.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливается предельный единый тариф.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. №484.
В соответствии со статьей 5 Закона № 89-ФЗ предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
3 ноября 2017 г. в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области поступило заявление ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» заявление (т. 1 л.д. 42-43) об установлении на 2018 г. единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 508,37 руб./куб.м без учета НДС (599,88руб./куб.м с учетомНДС) с приложением документов по перечню (т. 1 л.д. 44-289).
Департаментом проведена экспертиза представленных Региональным оператором тарифных предложений, что нашло отражение в экспертном заключении от 20 декабря 2017 г. по расчету тарифа на услуги регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 г. (т. 3 л.д. 4-18).
Оспариваемое Постановление № 177-к/4 принято 20 декабря 2017 г. на заседании Правления Департамента большинством голосов присутствующих членов Правления при наличии необходимого кворума (т. 2 л.д. 215-216) в соответствии с полномочиями, предоставленными Регулирующему органу пунктами 3.5.14, 5.2 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п, пунктами 27, 33 Положения об утверждении порядка работы правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного приказом Департамента от 12 января 2015 г. № 1/2-п, а также приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 23июня 2017 г. № 67-п/1 «О персональном составе правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области».
Таким образом, материалами дела подтверждено, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликован в соответствии со статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» в печатном издании «Ивановская газета» 29 декабря 2017 г., №103(6102).
Лицами, участвующими в деле не оспаривалось право административного истца на обращение в суд с настоящим административным иском в порядке главы 21 КАС РФ, поскольку в установленном законом порядке ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (до смены наименования – ООО «Чистое поле – Центр») на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2031 г. присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – ТКО) на территории Ивановской области, и его экономические права и охраняемые законом интересы напрямую затрагиваются размером Единого тарифа, установленного на 2018 г. Постановлением № 177-к/4.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 5, 6 Основ ценообразования тарифы, в том числе единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются в отношении каждой организации с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 7 Методических указаний предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
В рамках настоящего дела административным истцом не было приведено доводов, оспаривающих выводы экспертного заключения Департамента от 20 декабря 2017 г. в части определения необходимой валовой выручки Регионального оператора на 2018 г., являющийся для него вторым годом регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, под сомнение была поставлена лишь правомерность определения в этом экспертном заключении завышенного объема ТКО на очередной 2018 г. регулирования, следствием чего, по мнению истца, стало установление Постановлением № 177-4/к заниженного размера Единого тарифа на 2018 г. Суд не усматривает оснований для выхода за пределы оснований иска и проверки экспертного заключения от 20 декабря 2017 г. в полном объеме.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к настоящим Методическим указаниям на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
Согласно пункту 84 Методических указаний расчет единого тарифа регионального оператора и необходимой валовой выручки регионального оператора на год i осуществляется исходя из не превышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на соответствующий год.
Пунктом 85 Методических указаний определены формулы, в соответствии с которыми осуществляется расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, :
, (руб/м3 (руб./тонна)) (42)
, (руб.) (43)
, (руб.) (44)
где:
- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;
- объем (масса) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i, м3 (тонн). В эту величину не включается объем (масса) отходов, поступающих от других региональных операторов в рамках заключаемых с ними договоров (соглашений), но включаются объемы отходов, передаваемые другим региональным операторам в соответствии с территориальной схемой и соглашением между региональными операторами;
- расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;
- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 настоящих Методических указаний, руб.;
- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, осуществляемая в соответствии с пунктом 92 настоящих Методических указаний, руб.;
- тариф оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Оj, установленный органом регулирования тарифов на год i, руб/м3 (руб./тонна).
В составе тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами учитываются также тарифы организаций коммунального комплекса, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
НадбОj - надбавки к тарифам, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", руб./м3;
- объем (масса) отходов, направляемая (планируемая к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Оj в году i, м3 (тонн). В составе таких объектов учитываются также объекты, расположенные в зоне деятельности других региональных операторов, с которыми у регионального оператора заключен договор (соглашение), и доставка отходов на которые предусмотрена территориальной схемой;
Кпл - коэффициент перевода, определяемый в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (далее - Правила коммерческого учета), в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов (средняя плотность твердых коммунальных отходов).
Вместе с тем, пунктом 95 Методических указаний установлено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается с учетом величины объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами , а также объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор , определяемых в соответствии с пунктом 86 настоящих Методических указаний.
Пункт 86 Методических указаний обязывает орган регулирования тарифов при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами учитывать количество отходов и , определяемых на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае, если территориальная схема не предусматривает изменений, количество отходов на очередной год рассчитывается по формулам 45, 46, 47 пункта 86 Методических указаний. Вслучае, если имеет место изменение потоков отходов, предусмотренное территориальной схемой, величины и определяются с учетом такого перераспределения потоков отходов.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимной связи, позволяет сделать вывод о том, что расчетный объем и (или) масса ТКО, используемый Органом регулирования тарифов в качестве знаменателя в формуле 42 пункта 85 Методических рекомендаций для расчета Единого тарифа на 2018 г., являющийся для Регионального оператора вторым годом регулирования, мог быть определен тремя способами:
1) на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год 2017 г. и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;
2) в случае отсутствия подтверждающих документов, исходя из данных Территориальной схемы Ивановской области об объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов и изменении баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора;
3) при отсутствии таких данных в территориальной схеме, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
Судом бесспорно установлено, что ни на момент подачи тарифной заявки от 29октября 2017 г., ни на момент ее рассмотрения Органом регулирования тарифов 20декабря 2017 г. Региональный оператор не располагал документами, подтверждающими динамику образования в Ивановской области ТКО за последние 3 года, что исключало возможность применения первого способа расчета объема и (или) массы ТКО на 2018 г.
Из дела также видно, что при подаче заявления об установлении Единого тарифа на 2018 г. Региональным оператором рассчитана масса ТКО на очередной период регулирования в размере 532240 тонн как равный фактической массе 2017 г. (т. 1 л.д. 94) и объем ТКО в размере 2613,77 тыс. куб.м как равный плановому объему 2017 г. (т. 1 л.д.95).
В экспертном заключении Департамента от 20 декабря 2017 г. количество образующихся ТКО, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор, определено в приложении 1 в сумме 532237 тонн в год в соответствии с таблицей 20 раздела7 Территориальной схемы Ивановской области «Схема потоков отходов». Эта масса отходов переведена Органом регулирования тарифов в объем ТКО, составивший 2924,4 тыс. куб.м с применением показателя средней плотности ТКО, рассчитанного в виде итогового значения в столбце 7 приложения 3 в размере 182,0016кг/куб.м., исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов по отдельным категориям объектов, утвержденных постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 февраля 2017 г. № 133-н/1.
В нарушение части 2 статьи 62, частей 8,9 статьи 213 КАС РФ административным ответчиком не представлено допустимых достоверных доказательств, подтверждающих соответствие такого способа расчета объема ТКО, используемого при установлении Единого тарифа Регионального оператора на 2018 г. (второй год регулирования) требованиям пункта 4 Правил коммерческого учета, пункта 18 Основ ценообразования, пунктов 7, 14, 85, 86,95Методических указаний.
При этом, суд принимает во внимание, что на момент принятия оспариваемого Постановления № 177-к/4 апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13сентября 2017 г. по делу № 7-АПГ17-7 с момента его принятия признана недействующей Территориальная схема Ивановской области в части раздела 3 «Количество образующихся отходов».
Этим судебным постановлением, обязательным для исполнения в силу статьи16КАС РФ, установлено, что при расчете указанного в разделе 3 Территориальной схемы Ивановской области количества твердых коммунальных отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения Ивановской области в размере 417810 тонн, и объема твердых коммунальных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей области, определенного в размере 114430 тонн (в сумме – 532240 тонн в год), которое может быть использовано при установлении тарифов и повлиять на их величину, были применены произвольные величины, несмотря на то, что расчетный метод для определения количества твердых коммунальных отходов в территориальной схеме не предусмотрен законодательством. Суд также указал, что количество твердых коммунальных отходов, определенное в территориальной схеме и не пересчитанное на день вынесения этого судебного акта, может повлиять на ценообразование в рассматриваемой сфере регулирования и повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами административного ответчика о допустимости использования в расчете Единого тарифа Регионального оператора на 2018г. данных раздела 7 Территориальной схемы Ивановской области «Схема потоков отходов» из таблицы 20 «Схема движения отходов Ивановской области на 2018 г.», поскольку ни эта таблица, ни иные положения раздела 7, а также заключение Территориальной схемы Ивановской области не содержат объективных данных об объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов, образующихся в 2018 г. на территории Ивановской области, а также об изменении баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в этой зоне деятельности регионального оператора по сравнению с 2017 г.
Анализ содержания действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного акта разделов 7 «Схема потоков отходов» (т. 2 л.д. 144-159) и заключения (т.2 л.д. 165-166) Территориальной схемы Ивановской области показывает, что в них использованы те же данные об общем количестве образования ТКО в Ивановской области в размере 532240тонн в год, что и в разделе 3 «Количество образующихся отходов», признанном недействующим судебным постановлением от 13 сентября 217 г. При этом, таблица 19 раздела 7 Территориальной схемы «Схема движения отходов Ивановской области на 2017 г. (т. 2 л.д. 148-150) и таблица 20 раздела 7 Территориальной схемы «Схема движения отходов Ивановской области на 2018 г. (т. 2 л.д.150-151) содержат одни и те же данные об объеме (массе) образования отходов в год – 532237 тонн, представляющей собой арифметическую сумму показателей второго столбца каждой таблицы за вычетом объема отходов, приходящихся на Ивановский мусоросортировочный завод.
Решением Ивановского областного суда от 23октября 2016 г. по делу № 3а-40/2017 и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15марта 2018 г. по делу № 7-АПГ18-1, признавшими по иску прокурора недействующим Единый тариф Регионального оператора на 2017 г., также установлено, что Территориальная схема Ивановской области не содержит сведений об объеме ТКО, подлежащих сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению Региональным оператором. Этими судебными актами признаны несоответствующими действующему законодательству действия Органа регулирования тарифов по применению коэффициента средней плотности накопления ТКО в размере 182 кг/куб.м, установленного приложением к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 февраля 2017г. № 133-н/1, поскольку применение этого коэффициента, фактически определившего не среднюю плотность ТКО, а среднюю плотность нормативов накопления ТКО при исчислении единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО является непроверяемым и влечет неправомерное определение объема ТКО, подлежащего сбору и транспортированию Региональным оператором, а также объема ТКО, направляемого Региональным оператором на объект оператора по обращению с ТКО, и как следствие, неверное установление единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Несмотря на то, что момент составления экспертного заключения Департамента от 20 декабря 2017 г. из постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 февраля 2017г. № 133-н/1 постановлением того же Департамента от 24октября 2017 г. № 161-н/1 было исключено приложение, установившее среднюю плотность накопления ТКО – 182 кг/куб.м, в этом экспертном заключении при переводе массы ТКО в размере 532237 тонн, взятой из раздела 7 Территориальной схемы Ивановской области, в объем ТКО, учитываемого при расчете Единого тарифа на 2018 г., Департаментом фактически был применен тот же коэффициент в размере182,0016кг/куб.м, выведенный самостоятельно расчетным путем в столбце 7 приложения 3, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов по отдельным категориям объектов, утвержденных постановлением Департамента от 20февраля 2017 г. № 133-н/1 в его действующей редакции от 24 октября 2017 г. (далее – Нормативы накопления ТКО Ивановской области).
При этом, предусмотренная пунктом 4 Правил коммерческого учета средняя плотность ТКО, представляющая собой отношение установленного годового норматива потребления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе, была рассчитана Департаментом в, столбце 9 приложения 3 к экспертному заключению в размере 5,4945куб.м/тонну, однако фактически не была применена Департаментом при переводе массы ТКО в их объем.
При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца и разделяет заключение прокурора о том, что Территориальная схема Ивановской области в ее редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Постановления № 177-к/4, не содержала объективных данных, необходимых для определения расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, который мог бы использоваться Органом регулирования тарифов при установлении Единого тарифа Регионального оператора на 2018 г., и в силу пункта 18 Основ ценообразования и пунктов 7,14 Методических указаний расчет этого тарифа должен был производиться административным ответчиком, исходя из действующих Нормативов накопления ТКО Ивановской области и заключенных Регулируемой организацией договоров на оказание услуг.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах оспариваемый пункт 1 Постановления № 177-к/4, устанавливающий Единый тариф Регионального оператора на 2018 г., не может быть признан соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регулирующим правоотношения в сфере государственного регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в части признания недействующими пунктов 2 и 3 оспариваемого нормативного правового акта, установивших период действия Единого тарифа с 1 января 2018 г. по 31декабря 2018 г. и признавших утратившим силу постановление Департамента от 28июня 2017 г. № 147-к/1 «Обустановлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2017год» (далее – Постановление № 147-к/1).
Из содержания административного искового заявления, дополнений к нему и объяснений представителя истца, следует, что фактически Региональный оператор, оспаривая размер Единого тарифа на 2018 г., установленного с использованием некорректных данных об объеме ТКО, образующихся в Ивановской области, не привел доводов, ставящих под сомнение законность пунктов 2 и 3 обжалуемого Постановления № 177-к/4.
В силу пунктов 19, 44, 45 Основ ценообразования при применении метода индексации тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования включает дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов.
Особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленные пунктами 83-97 Методических указаний также предусматривают установление такого тарифа на соответствующий год.
Таким образом, срок действия Единого тарифа, установленный пунктом 2 Постановления № 177-к/4 не противоречит этим нормам.
На момент принятия оспариваемого нормативного акта 20 декабря 2017 г. Постановление № 147-к/1 являлось действующим в полном объем, поскольку на указанную дату еще не вступило в законную силу решение Ивановского областного суда от 23октября 2016 г. по делу № 3а-40/2017, признавшее недействующим Единый тариф Регионального оператора на 2017 г., установленный пунктом 1 Постановлением № 147-к/1.
При таких обстоятельствах, пункт 3 оспариваемого в настоящее время Постановления № 177-к/4 также не противоречил нормам, имеющим большую юридическую силу, а также вступившим в законную силу судебным решениям в области нормоконтроля.
В силу пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших.
Статьей 216 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Учитывая разъяснения, приведенные в действующей редакции пункта 28постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд признает оспариваемые Региональным оператором положения пункта 1 Постановления № 177-к/4 недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, поскольку оспоренный административным истцом Единый тариф уже был применен на территории Ивановской области при расчетах за услугу Регионального оператора по обращению с ТКО в течение прошедших месяцев 2018г.
Суд также находит подлежащим удовлетворению требования административного иска о возложении на Департамент энергетики и тарифов Ивановской области обязанности принять новый нормативный акт об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2018 г.
Согласно части 4 статьи 216 КАС ПФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» приведены разъяснения о том, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).
Выявленное нарушение установленного порядка определения тарифа на регулируемый вид деятельности для Регионального оператора свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для возложения судом на административного ответчика обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. Суд признает такой срок разумным и необходимым для устранения пробела правового регулирования, поскольку он аналогичен сроку рассмотрения тарифной заявки, установленному пунктом 15 Правил регулирования тарифов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 1 постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2017г. № 177-к/4 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018год».
Обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части, в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Ивановская газета», в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Щеглова Е.С.