Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
« 7 » апреля 2021 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Габриелян Д.А.
с участием представителя администрации города Зеи Амурской области ФИО1, представителя Зейского городского Совета народных депутатов ФИО2, прокурора Малевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Зеи Амурской области к Зейскому городскому Совету народных депутатов об оспаривании нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Зеи Амурской области обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими решения Зейского городского Совета народных депутатов:
от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов»,
от 17 октября 2018 года № 3/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятого решением № 55/93 от 23.12.2015»,
от 6 февраля 2019 года № 9/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015»,
от 4 сентября 2019 года № 20/87 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015»,
от 2 октября 2019 года № 23/102 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015»,
от 24 марта 2020 года № 32/30 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов»,
от 27 апреля 2020 года № 35/33 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением от 23.12.2015 № 55/93»,
от 2 сентября 2020 года № 43/103 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов»,
от 20 ноября 2020 года № 46/139 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов»,
от 15 января 2021 года № 49/2 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов».
Указанные требования были обоснованы следующими доводами.
В части 2 статьи 37 Регламента (в редакции решения городского Совета от 17.10.2018 № 3/13) предусмотрено, что «Глава города в течение 7 дней со дня поступления к нему решения городского Совета подписывает решение и направляет его в городской Совет для присвоения ему номера и даты.
Глава города имеет право отклонить принятое городским Советом решение. В случае отклонения принятое городским Советом решение не позднее 7 дней возвращается в городской Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений».
Данные нормы Регламента противоречат части 13 статьи 35 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
Установленный в Регламенте срок на принятие решения главой города на подписание нормативного правового акта и на отказ его подписания с учетом предоставления мотивированного обоснования составляет 7 дней, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Статья 37 Регламента устанавливает порядок подписания и обнародования нормативных правовых актов, принятых Зейским городским Советом, что также является нарушением законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Между тем, пункт 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-Ф3 предусматривает, что виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов должны определяться уставом муниципального образования.
Решением Зейского городского Совета народных депутатов от 02.09.2020 № 43/103 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народный депутатов» статья 25 Регламента была дополнена пунктом 13, в которой прописана процедура «муниципального часа главы города», проводимого в виде отчета приглашенного лица по темам, перечень которых устанавливается депутатами городского Совета. То есть под приглашенным лицом подразумевается не только глава города, но и сотрудники администрации города Зеи, что не предусмотрено законом.
На федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации муниципального образования.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 19 Регламента на главу города как на субъекта правотворческой инициативы возложены ряд обязанностей – предоставление в Зейский городской Совет проектов нормативных правовых актов, которые в обязательном порядке должны содержать визы исполнителя (готовящего проект НПА), руководителя структурного подразделения, руководителей структурных подразделений, которым в проекте документа предусматриваются задания или поручения, заместителей главы администрации города (п.п. 5, 6 ст. 19). Данными нормами также предусмотрено, что проект НПА должен пройти юридическую (правовую) экспертизу (п.п. 5, 7 ст. 19).
Пунктом 7 статьи 19 Регламента установлен перечень документов, прилагаемых к проекту НПА.
Пунктом 5 статьи 22 Регламента установлено, что если проект решения городского Совета не соответствует законодательству Российской Федерации, требованиям настоящего Регламента, комиссия вправе возвратить проект решения субъекту права на правотворческую инициативу на доработку с мотивированным заключением. Доработанный проект может быть внесен на рассмотрение городского Совета в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Таким образом, вышеуказанные нормы Регламента затрагивают сферу компетенции главы города и администрации города Зеи.
При принятии обжалуемого Регламента согласования вышеприведенных норм с главой города и с администрацией города не проводилось.
Глава 2 «Внесение в городской Совет проектов решений городского Совета» обжалуемого Регламента (которая содержит также статьи 19, 22), регулирует порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, что является нарушением части 2 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ.
Каким-либо иным нормативным правовым актом Зейского городского Совета народных депутатов не закреплен порядок внесения проектов нормативных правовых актов, который бы содержал перечень и форму прилагаемых к ним документов.
Обжалуемый регламент содержит нормы, регулирующие порядок внесения проектов нормативных правовых актов не только главой города, но и также инициативными группами граждан при реализации ими правотворческой инициативы.
Включение в Регламент положений, регулирующих порядок правотворческой инициативы граждан, также выходит за рамки вопросов внутренней организации городского Совета.
Порядок реализации правотворческой инициативы граждан должен быть установлен отдельным, самостоятельным нормативным правовым актом.
Кроме того, абзац 2 пункта 14 статьи 32 Регламента возлагает обязанности по исполнению его требований и на иных лиц: приглашенных и присутствующих на заседаниях Зейского городского Совета.
Оспариваемый регламент содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, направлен на урегулирование общественных отношений и рассчитан на неоднократное применение, то есть обладает признаками нормативного правового акта, однако в установленном порядке не был опубликован в официальном печатном издании.
Решения о внесении изменений в Регламент были подписаны председателем Зейского городского Совета. Главе города такие решения для подписания не поступали.
В судебном заседании представитель администрации города Зеи на доводах, изложенных в административном исковом заявлении, настаивала, дополнительно пояснив, что решения Зейского городского Совета народных депутатов от 6 февраля 2019 года № 9/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 4 сентября 2019 года № 20/87 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 2 октября 2019 года №23/102 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 24 марта 2020 года № 32/30 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов», от 27 апреля 2020 года № 35/33 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением от 23.12.2015 № 55/93», от 20 ноября 2020 года № 46/139 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов», от 15 января 2021 года № 49/2 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов» прав администрации города Зеи каким-либо образом не затрагивают, разрешение заявленных требований в названной части оставила на усмотрение суда.
Представитель Зейского городского Совета народных депутатов возражала относительно удовлетворения административного искового заявления, полагая, что Регламент Зейского городского Совета народных депутатов (с учетом изменений) затрагивает вопросы организационно-распорядительного характера, обращен к определенному кругу лиц, следовательно, не обладает признаками нормативного правового акта. Текст Регламента (с изменениями) размещен на официальном сайте администрации города Зеи. Кроме того, решение Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов» было опубликовано в газете «Зейский вестник» от 26 декабря 2015 года № 153 (11773).
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 43 Закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Решением Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 принят Регламент Зейского городского Совета народных депутатов. В соответствии с его преамбулой данный документ определяет организацию деятельности Зейского городского Совета народных депутатов и устанавливает порядок подготовки проектов решений Зейского городского Совета народных депутатов, порядок и сроки внесения проектов решений на рассмотрение, порядок работы с проектами решений в комиссиях Зейского городского Совета народных депутатов, порядок рассмотрения проектов решений, процедуру голосования и принятия решений Зейским городским Советом народных депутатов, вступления в силу принятых решений, порядок осуществления Зейским городским Советом народных депутатов контрольных функций.
Решениями Зейского городского Совета народных депутатов:
от 17 октября 2018 года № 3/13,
от 6 февраля 2019 года № 9/13,
от 4 сентября 2019 года № 20/87,
от 2 октября 2019 года № 23/102,
от 24 марта 2020 года № 32/30,
от 27 апреля 2020 года № 35/33,
от 2 сентября 2020 года № 43/103,
от 20 ноября 2020 года № 46/139,
от 15 января 2021 года № 49/2
в Регламент Зейского городского Совета народных депутатов были внесены изменения.
Оспариваемые решения обладают признаками нормативных правовых актов, поскольку содержат правовые нормы, регулирующие правила поведения, а именно порядок организации работы и деятельности Зейского городского Совета народных депутатов, рассчитаны на неоднократное применение.
Указанные нормативные правовые акты приняты Зейским городским Советом народных депутатов в пределах его компетенции, предусмотренной частью 8 статьи 32 Устава города Зеи.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 1 части 8 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, в суд может обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 3 статьи 208 КАС РФ).
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды общей юрисдикции с административными исками об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами, не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым правовым актом других прав местного самоуправления.
Следуя необходимости выяснения заинтересованности административного истца в оспаривании названных решений Зейского городского Совета народных депутатов, суд принимает во внимание, что исходя из части 1 статьи 31 и части 1 статьи 40 Устава города Зеи (принят решением Зейского городского Совета народных депутатов от 08.08.2014 № 27/56, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Амурской области 19.09.2014 № RU283050002014001) администрация города Зеи входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области, обладает правами юридического лица.
При этом администрация города Зеи является одним из субъектов правотворческой инициативы и во взаимодействии с Зейским городским Советом народных депутатов непосредственно участвует в процедуре принятия муниципальных правовых актов. По этой причине Регламент представительного органа муниципального образования, регулирующий вопросы внутренней организации деятельности Совета народных депутатов, может применяться в отношении местной администрации исключительно в части названного взаимодействия органов местного самоуправления.
В рамках настоящего дела администрация города Зеи оспаривает решение Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года №55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов» в связи с нарушением порядка его обнародования, а также по мотивам противоречия его отдельных положений (статьи 18, 19, 22, 25, 26, 31-33, 37 Регламента) иным нормам действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу. Решения Зейского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в названный Регламент оспариваются административным истцом в связи с тем, что они не были в установленном порядке подписаны главой муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно частям 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов») муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу частей 2 и 3 статьи 12 Устава города Зеи (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов») муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Подлежащие опубликованию муниципальные правовые акты в течение пяти рабочих дней после подписания направляются органами местного самоуправления, их принявшими, в печатное средство массовой информации для официального опубликования и должны быть опубликованы не позднее 10 дней со дня их направления.
Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является первая публикация их текста в печатных средствах массовой информации. Муниципальные правовые акты, подлежащие обнародованию, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления размещаются на официальном сайте города Зеи www.admzeya.ru, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Исходя из пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решение Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов» было опубликовано в газете «Зейский вестник» от 26 декабря 2015 года № 153 (11773). Текст самого Регламента в данной публикации не был приведен.
В этой связи суд принимает во внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 12 Устава города Зеи полный текст Регламента Зейского городского Совета народных депутатов (с учетом последующих изменений) был размещен на официальном сайте администрации города Зеи www.admzeya.ru.
Таким образом, возможность ознакомления администрации города Зеи с содержанием оспариваемого Регламента была в полной мере обеспечена, нарушения прав административного истца в данном случае не усматривается.
Как было указано ранее, администрацией города Зеи также оспаривались отдельные положения Регламента в связи с их противоречием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В частности, было заявлено о необходимости признания недействующими следующих норм Регламента:
- статья 18 - о порядке реализации права на правотворческую инициативу;
- статья 19 - о требованиях к вносимому проекту решения городского Совета;
- статья 22 - о работе с проектом решения городского Совета в постоянной комиссии;
- статья 25 - о заседании городского Совета;
- статья 26 - о внеочередном заседании городского Совета;
- статья 31 - о рассмотрении проекта решения городского Совета на заседании городского Совета;
- статья 32 - о порядке выступлений на заседании городского Совета;
- статья 33 - о голосовании по проекту решения городского Совета;
- статья 37 - о подписании и обнародовании решения городского Совета.
Указанные положения определяют порядок внесения проектов правовых актов и рассмотрения Советом народных депутатов отнесенных к его компетенции вопросов местного значения, принятия соответствующих решений.
Названные нормы не нарушают прав и законных интересов административного истца, не возлагают на него необоснованных обязанностей.
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 19 Регламента (в редакции решения городского Совета от 17.10.2018 № 3/13) НПА разработанные в порядке реализации главой администрации города права правотворческой инициативы, до их представления в городской Совет проходят в обычном порядке правовую экспертизу, необходимое согласование с заинтересованными структурными подразделениями администрации, их должностными лицами, заместителями главы администрации города, курирующими данное направление. Представляемые в городской Совет проекты НПА должны иметь на оборотной стороне последнего листа визы: исполнителя, готовящего проект документа; руководителя структурного подразделения; руководителей структурных подразделений, которым в проекте документа предусматриваются задания или поручения. Проект НПА, прошедший юридическую экспертизу и имеющий визы согласования, направляется в городской Совет с сопроводительным письмом, к которому прилагаются: распоряжение администрации города, которым назначается официальный представитель при рассмотрении проекта НПА городским Советом; пояснительная записка с обоснованием необходимости его принятия и предложениями по обеспечению реализации его положений, а при необходимости – финансово-экономическое обоснование целесообразности принятия данного НПА, содержащего необходимые расчеты, обоснования и прогноз социально-экономического и иных последствий его реализации; текст НПА на электронном носителе или направленный по электронной почте.
Пунктом 5 статьи 22 Регламента установлено, что в случае, если проект решения городского Совета не соответствует законодательству Российской Федерации, требованиям настоящего Регламента, комиссия вправе возвратить проект решения субъекту права на правотворческую инициативу на доработку с мотивированным заключением. Доработанный проект может быть внесен на рассмотрение городского Совета в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Частью 2 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Исходя из положений части 1 статьи 26 названного Федерального закона с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вопреки доводам административного истца, положения статей 18, 19, 22, 26, 31 - 33 Регламента, устанавливающие порядок внесения проектов нормативных правовых актов на рассмотрение городского Совета, в том числе в отношении проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, соответствуют названным положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из содержания приведенных норм федерального закона не следует, что порядок внесения на рассмотрение проектов нормативных правовых актов, их формы, сроки предоставления должны быть установлены не Регламентом представительного органа муниципального образования, а отдельным нормативным правовым актом. При этом регулирование указанных вопросов согласуется с целью принятия оспариваемого Регламента.
В соответствии с заявленными требованиями административный истец полагает, что статья 37 Регламента противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в ней установлен порядок принятия и обнародования решений городского Совета, тогда как в силу пункта 6 части 1 статьи 44 указанного Федерального закона данный вопрос должен быть урегулирован только Уставом муниципального образования.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в числе прочего уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Статьями 8, 11 и 12 Устава города Зеи определены виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
В статье 37 Регламента изложен порядок подписания и обнародования решений городского Совета. Данные нормы соответствуют положениям Устава города Зеи, прав и законных интересов административного истца не нарушают. В такой ситуации их внесение в Регламент не противоречит пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы административного истца о противоречии части 2 статьи 37 Регламента положениям части 13 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что названная норма Регламента фактически применялась и ее применение повлекло для администрации города Зеи какие-либо неблагоприятные последствия. Из пояснений представителя Зейского городского Совета народных депутатов в судебном заседании следует, что часть 2 статьи 37 Регламента будет в ближайшее время приведена в соответствие с нормами федерального законодательства, которое фактически и применяется органами местного самоуправления города Зеи.
По указанной причине нарушения прав администрации города Зеи в данном случае также не усматривается.
Рассматривая требования о признании недействующими решений Зейского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Регламент, суд учитывает, что административным истцом не представлено достоверных доказательств нарушения его прав и законных интересов решениями Зейского городского Совета народных депутатов от 6 февраля 2019 года № 9/13, от 4 сентября 2019 года № 20/87, от 2 октября 2019 года № 23/102, от 24 марта 2020 года № 32/30, от 27 апреля 2020 года № 35/33, от 20 ноября 2020 года № 46/139, от 15 января 2021 года № 49/2, которыми в Регламент были внесены изменения, не затрагивающие полномочия администрации города Зеи и не возлагающие на нее какие-либо дополнительные обязанности. Более того, в судебном заседании представитель административного истца пояснила, что указанными решениями права и законные интересы администрации города Зеи не нарушаются.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований администрации города Зея о признании недействующими решений Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов», от 6 февраля 2019 года № 9/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 4 сентября 2019 года №20/87 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 2 октября 2019 года №23/102 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 24 марта 2020 года № 32/30 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов», от 27 апреля 2020 года № 35/33 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением от 23.12.2015 № 55/93», от 20 ноября 2020 года № 46/139 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов», от 15 января 2021 года № 49/2 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов» следует отказать.
Вместе с тем судом установлено, что оспариваемые решения Зейского городского Совета народных депутатов от 17.10.2018 № 3/13 (о полномочиях главы города Зеи), от 02.09.2020 № 43/103 (о муниципальном часе главы города) непосредственно затрагивают права и законные интересы администрации города Зеи, а также приняты с существенным нарушением норм действующего законодательства.
Так, в силу пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 данной статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 части 4 статьи 35 Устава города Зеи.
В силу части 3 статьи 35.1 Устава города Зеи, действовавшей на момент принятия указанных решений, глава города является главой администрации города и руководит администрацией города на принципах единоначалия.
Между тем, решения Зейского городского Совета народных депутатов от 17.10.2018 № 3/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятого решением № 55/93 от 23.12.2015», от 02.09.2020 № 43/103 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов» были подписаны председателем Зейского городского Совета народных депутатов, который на тот момент не осуществлял полномочия главы муниципального образования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Следовательно, требования администрации города Зея в указанной части подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого названные нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты. Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку указанные нормативные правовые акты были приняты с существенным нарушением установленной процедуры, они подлежит признанию недействующими с момента их принятия.
Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения в газете «Зейские вести сегодня».
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования администрации города Зеи Амурской области удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия решения Зейского городского Совета народных депутатов от 17 октября 2018 года № 3/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятого решением № 55/93 от 23.12.2015» и от 2 сентября 2020 года № 43/103 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов».
В удовлетворении требований администрации города Зея Амурской области о признании недействующими решений Зейского городского Совета народных депутатов от 23 декабря 2015 года № 55/93 «О принятии Регламента Зейского городского Совета народных депутатов», от 6 февраля 2019 года № 9/13 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 4 сентября 2019 года №20/87 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 2 октября 2019 года №23/102 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением № 55/93 от 23.12.2015», от 24 марта 2020 года № 32/30 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов», от 27 апреля 2020 года № 35/33 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов, принятый решением от 23.12.2015 № 55/93», от 20 ноября 2020 года № 46/139 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов», от 15 января 2021 года № 49/2 «О внесении изменений в регламент Зейского городского Совета народных депутатов» - отказать.
Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Зейские вести сегодня».
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 апреля 2021 года.
Председательствующий Никитин В.Г.
1версия для печатиДело № 3а-36/2021 ~ М-17/2021 (Решение)