ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-36/2022 от 02.03.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-36/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 02 марта 2022 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжениями министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 24.12.2020 № 1418,

установил:

ФИО1 обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных Распоряжениями министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 24.12.2020 № 1418.

В обоснование требований указал, что является собственником встроенного помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Указанное имущество включено административным ответчиком в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В тоже время, указанный объект недвижимости, не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, и фактически используется в целях оказания образовательных услуг.

С учетом изложенного административный истец просил признать недействующими пункт 10279 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 N 1542, пункт 11248 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

Административный ответчик – министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве указало на соблюдение процедуры принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов. Кроме того, указало на правомерность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, исходя из данных предоставленных Управлением Росреестра по Кировской области, согласно которым помещение является нежилым по назначению, а также общедоступных сведений информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, по мнению, административного ответчика, пропуск срока, установленного для обращения собственника объектов недвижимости в Министерство с заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечней, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на отзыв административный истец относительно доводов ответчика о наличии общедоступных сведениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о нахождении по адресу спорного объекта недвижимости объектов, относящихся к сфере обслуживания, офисов указал на несоответствие последних фактическим обстоятельствам. В частности указал, что на первом этаже здания по адресу: <адрес>, располагается несколько нежилых помещений, принадлежащим различным собственникам. Указанные административным ответчиком швейное ателье и офис строительной компании в принадлежащем административному истцу помещении не располагаются (т.2 л.д.41-42).

Административный истец - ФИО1, заинтересованное лицо – ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца – ФИО3 в судебном заседании доводы и требования иска поддержала. Дополнительно пояснила, что спорное помещение с 2020 года передано в аренду ИП ФИО6, осуществляющей образовательную деятельность, связанную с уходом за детьми и занятиями по ментальной арифметике.

Представители административного ответчика – ФИО4. ФИО5 в удовлетворении иска возражали. Дополнительно указали на безотносимость представленных стороной истца доказательств использования помещения в целях образовательной деятельности в период 2020 года. Данные документы не могли быть учтены министерством при формировании Перечня на 2020 год. Осуществление образовательной деятельности в спорном помещении в 2021 году не оспаривали.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> с <дата> находится в собственности, ФИО1 (т.1 л.д.14).

Распоряжениями Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 24.12.2020 № 1418 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Объект недвижимости: помещение с кадастровым номером: , включено в пункт 10279 Перечня на 2020 год, пункт 11248 Перечня на 2021 год.

Указывая, что нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни в отсутствие объективных данных о соответствии объекта недвижимости критериям статьи 378.2 НК РФ, что свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, последний обратился в Кировский областной суд с настоящим иском.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соблюдения требованиям нормативных правовых актов, действующих на момент его принятия и устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления его в силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 62-П, полномочия по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, были возложены на данное министерство.

Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 N 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.

В соответствии с пунктом 1.3 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 N 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).

Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе «Нормативные правовые акты министерства».

Оспариваемые Распоряжения 20.12.2019 и 26.12.2020 опубликованы на официальном сайте Министерства (www.dgs.kirovreg.ru).

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 г. № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 № 668-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 07.12.2020 № 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий» министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка их принятия и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя нормативные правовые акты в их оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент утверждения Перечней, суд учитывает следующее.

В силу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

С учетом изложенного, нормы Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения.

Административный истец, как собственник объекта недвижимости, обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здания, строения, сооружения, помещения (подпункт 6 пункта 1).

Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, обязывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи (подпункт 1), то есть в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее - нежилые помещения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания признаются объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества.

В соответствии пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из системного толкования приведенных норм применительно к обстоятельствам дела следует, что рассматриваемое нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если обладает признаками имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества закреплено в части 2 статьи 372, части 2 статьи 378.2 НК РФ).

С 01.01.2017 вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

В соответствии со статьей 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по указанным объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период.

Порядок мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость установлен в рассматриваемый период времени Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 N 375-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения», Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 N 578-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения».

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 указанного порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 N 375-П, министерство ежегодно на основании сведений об объектах и правах на них, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области проводит анализ представленных данных на предмет выявления объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 N 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (далее - критерии).

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка министерство запрашивает у Кировского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» информацию о назначении объектов на основании документов технического учета (инвентаризации).

Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 указанного порядка министерство формирует перечень объектов, подлежащих обследованию на предмет определения вида их фактического использования. В данный перечень включаются объекты, которые соответствуют критериям в части их общей площади, но в отношении которых отсутствует возможность установить вид их фактического использования исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации).

Согласно пункту 2.1 порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 N 578-П, для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления предварительного перечня используются сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются: доступная информация и заявления, касающиеся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступившие в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, в том числе документы технического учета (инвентаризации), информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; сведения органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведения актов обследования объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 2.3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества не осуществляются в отношении объектов недвижимого имущества, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения (офисы и сопутствующая офисная инфраструктура), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

назначение (наименование) здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) установлено для делового, административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в случае отсутствия информации, позволяющей установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества, уполномоченный орган проводит их обследование.

Таким образом, из вышеприведенных норм Порядков, примененных министерством при формировании Перечней на 2020, 2021 годы следует, что необходимость определения вида фактического использования недвижимого имущества административным ответчиком посредством обследования объекта поставлена в зависимость от возможности установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации) на 2020 год, а на 2021 год сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и доступной информация и заявлений, касающихся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступивших в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, сведений органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведений актов обследования объектов недвижимого имущества.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений представителей административного ответчика в ходе судебного разбирательства, спорное помещение включено в Перечень в рамках процедуры осуществления министерством имущественных отношений Кировской области мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из сведений ЕГРН, представленных Управлением Росреестра по Кировской области и информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером имеет назначение - нежилое помещение, наименование – встроенное помещение (т.1 л.д.14).

Действительно, из технического паспорта на втроенное помещение в доме по адресу: <адрес> по состоянию на 16.02.2006, следует, что назначение помещения: административное, использование: нежилое (т.1 л.д.15-16).

В тоже время согласно экспликации к поэтажному плану помещения, последнее включает в себя помещения по своему назначению указанные как: тамбур, кабинет, коридор, санузел, балкон.

Вопреки доводам административного ответчика, анализ сведений, содержащихся в данных регистрирующего органа не позволяет прийти к однозначному выводу о соответствии спорного нежилого помещения критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Экспликация к поэтажному плану здания не содержит помещений, поименованных в качестве офисных.

Термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», помещения с назначением «кабинет» не могут быть учтены в качестве офисных помещений.

Кроме того, возражая против доводов административного ответчика о законности включения спорного помещения в оспариваемые Перечни, административный истец ссылается на фактическое использование объекта недвижимости с 2020 года в качестве помещения, в котором осуществляется образовательная деятельность.

Как следует из материалов дела, в подтверждение своей правовой позиции административным истцом в материалы дела представлены: договоры аренды спорного помещения, документы, предоставленные арендатором в рамках оказываемых им образовательных услуг.

Так согласно письму ИП ФИО6 от 24.02.2022 (т.1 л.д.44), спорное помещение передано ей в аренду с 09.01.2020 и используется в целях оказания образовательных услуг в рамках обучающей программы развития умственных способностей «<данные изъяты>», кроме того, в данном помещении ею оказывались услуги по присмотру и уходу за детьми, что подтверждается соответствующим патентом.

Согласно договору аренды от 09.01.2020, заключенному между ФИО2 (предыдущим собственником) и ИП ФИО6 (т.2 л.д.77), договору аренды от 11.01.2021, заключенному между ФИО1 и ИП ФИО6 (т.2 л.д.79) помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> передается арендатору для оказания образовательных услуг (ментальная арифметика) на неопределенный срок.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП ФИО6 является предоставление услуг по дневному уходу за детьми. Среди иных видов деятельности указаны также: деятельность по обучению пользователей; образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (т.2 л.д.28-29).

ИФНС России по г.Кирову ИП ФИО6 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения в отношении осуществляемого ею по адресу: <адрес> вида деятельности: услуги по присмотру и уходу за детьми и больными (т.2 л.д.67-68).

В материалы дела представлены: договоры от 01.03.2020, 04.04.2021, 13.04.2021 на прохождение курса по обучающей программе развития умственных способностей «<данные изъяты>» (ментальная арифметика), заключенные ИП ФИО6 с законными представителями несовершеннолетних. В соответствии с условиями договора, услуги оказываются по адресу: <адрес> (т.2 л.д.45-50, 55-60, 61-66); договор о предоставлении платных услуг в группе продленного дня для детей от 7-9 лет от 01.06.2020 (т.2 л.д.51-54). В соответствии с условиями договора, услуги оказываются по адресу: <адрес>.

Указанные документы, оцененные судом на предмет их допустимости и относимости к обстоятельствам рассматриваемого дела, по убеждению суда свидетельствуют об использовании принадлежащего истцу помещения в юридически значимый период в целях, непредусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 378.2 НК РФ на момент включения помещения в оспариваемые Перечни не проверялось.

В тоже время, проведенный административным ответчиком 03.09.2021 фактический осмотр помещения в рамках формирования Перечня на 2022 год

свидетельствует о 100% использовании помещения для размещения школы ментальной арифметики «<данные изъяты>» (т.1 л.д.203-206).

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о правомерности включения спорного имущества в Перечень, в том числе, с учетом сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не могут быть признаны обоснованными.

Доводы административного ответчика о том, что пропуск административным истцом срока, установленного для обращения собственников объектов недвижимости в Министерство с заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечней, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, также не могут быть признаны обоснованными.

Проверка законности Перечней в их оспариваемой части исходя из категории рассматриваемого дела не постановлена в зависимость от соблюдения подателем иска срока на обращение в министерство имущественных отношений Кировской области с соответствующим заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечня, равно как и от факта наличия или отсутствия такого обращения, тогда как вопрос выяснения нарушения прав в рамках указанной категории дела включением имущества в Перечни является существенным.

Необходимость уплаты административным истцом налога на имущество с учетом повышенной налоговой ставки вследствие включения имущества в оспариваемый Перечень административным истцом не оспаривается.

Удовлетворение исковых требований влечет исключение объекта недвижимости из оспариваемых Перечней и возможность возврата административному истцу налоговым органом излишнеуплаченной суммы налога (в случае уплаты такового) на основании заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в соответствии с положениями части 7 статьи 78 НК РФ.

В связи с чем, пропуск указанного срока основанием для отказа в удовлетворении административного иска, являющегося способом защиты нарушенного права, служить не может.

С учетом изложенного, доводы административного ответчика о наличии оснований для включения спорного имущества в Перечни не могут быть признаны обоснованными, противоречат исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.

Таким образом, учитывая, что административным ответчиком не представлено относимых доказательств, подтверждающих соответствие спорного помещения условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения в Перечни, оспариваемые положения последних не могут быть признаны соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец как собственник объекта недвижимости является плательщиком налога на имущество за налоговые периоды 2020, 2021 годов и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 10279 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 N 1542.

Признать недействующим со дня принятия пункт 11248 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.

Взыскать с министерства имущественных отношений Кировской области в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.В. Кощеев

Решение в окончательной форме принято 09 марта 2022 года.

Решение09.03.2022