ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-36/2023 от 13.07.2023 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело № 3а-36/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2023 года город Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Туникене М.В.,

при секретаре Насировой М.Н.,

с участием прокурора Москвичевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Черненкова Виктора Анатольевича, Бобеску Ляны Антоновны, Мищенкова Павла Владимировича, Малец Бориса Александровича, ООО «Поиск-96», ООО«Мелодия», ООО «Сувениры» о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10апреля 2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области»

установил:

приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10 апреля 2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов» (далее – Приказ), опубликованном 19 апреля 2023 г. в официальном источнике «Смоленская газета» № 19, а также размещенным 14апреля 2023 г. на официальном интернет-портале правовой информации, установлен временный норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов «Промтоварные магазины» в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., и действует до 31 декабря 2023 г. включительно.

Индивидуальный предприниматель Черненков В.А. обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее-Департамент) от 10 апреля 2023 года №0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов».

Заявление мотивировано тем, что административный истец в период с 1января по 30 ноября 2021 г. в соответствии с договором аренды от 1 января 2021г. осуществлял хозяйственную деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы (далее -ТКО), за вывоз и утилизацию которых осуществляется плата, рассчитываемая на основании оспариваемого норматива образования ТКО для промтоварных магазинов.

В обоснование административного иска указал на тождественность приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10апреля 2023 года № 0113/0103 и приказов Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года №281?1/0103 и от 15февраля 2022 года № 0041/0103, которыми установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинной в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади, что недопустимо, поскольку в силу части3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вышеуказанные решения суда не могут быть преодолены повторным принятием такого же акта.

Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением требований закона, не соответствует пунктам 9, 10, 11, 12 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4апреля 2016 г. № 269, пункту 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505, пунктам 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15 Приказа Минстроя России от 28. июля 2016 г. № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее – Методические рекомендации), поскольку норматив был установлен в произвольном порядке, с нарушением требований Правил определения нормативов накопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269.

ИП Бобеску Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10апреля 2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов».

ИП Мищенков П.В., ИП Малец Б.А., ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры» обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10 апреля 2023 года №0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов».

Заявление мотивировано тем, что административные истцы осуществляют хозяйственную деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, за вывоз и утилизацию которых осуществляется плата, рассчитываемая на основании оспариваемого норматива образования ТКО для промтоварных магазинов. Основания о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим, указанные в административных исках, аналогичные. Замеры отходов в целях установления нормативов не производились, норматив является экономически не обоснованным и установлен произвольно.

Определениями суда от 25 мая 2023 г. административные дела №3а?42/2023 и № 3а-43/2023 объединены с административным делом №3а?36/2023.

Департамент в письменных возражениях просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку оспариваемый Приказ принят органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, уполномоченным утверждать нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

В связи с признанием судом недействующим нормативного правового акта Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, устанавливающим норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов и с учетом абзаца 3 пунктов 2, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», оспариваемый приказ издан в качестве акта, заменяющего признанный недействующим нормативный правовой акт.

В судебном заседании представитель административного истца индивидуального предпринимателя Черненкова В.А. - Кунчукин А.А., представитель индивидуального предпринимателя Мищенкова П.В. – ДемьяновВ.А., и.о. директора ООО «Мелодия» Потемкина Т.В., и.о. директора ООО «Сувениры» Олесюк С.И., директор ООО «Поиск-96» Осипенкова Л.А. административный иск поддержали в полном объеме.

Представитель Департамента Шевцов С.Н. возражал против удовлетворения административного иска. Указал, что замеры отходов в целях установления нормативов не производились, поскольку норматив является временным, установлен в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации во исполнение решений Смоленского областного суда.

Представитель административных истцов Веревкин С.В., индивидуальные предприниматели Малец Б.А., Черненков В.А., Бобеску Л.А., представитель заинтересованного лица АО «Спецавтохозяйство» в Смоленский областной суд не явились, уведомлены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Москвичевой Е.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89?ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона Смоленской области от 23марта 2017 г. № 28-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» и пунктом 3.56.8. Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 9 июля 2012 г. № 427, Департамент утверждает норматив накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10 апреля 2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлен временный норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области для категории объектов «Промтоварные магазины».

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 7 мая 2002 г. №48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», «Вестник Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ Департамента был опубликован 19 апреля 2023 г. в газете «Смоленская газета» № 19 (1506), а также размещен 14 апреля 2023 г. на официальном интернет-портале правовой информации» http.pravo/gov.ru.

Таким образом, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части Приказ принят уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается.

В силу пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, кроме иных обстоятельств, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 3 статьи 24.10 Закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89?ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила, Правила определения нормативов).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

В силу пункта 8 Правил определения нормативов на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9-12 Правил.

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9 Правил).

При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10 Правил).

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12 Правил).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5лет.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима – декабрь, январь; б) весна – апрель; в)лето – июнь, июль; г) осень – сентябрь, октябрь.

Из материалов дела следует, что административные истцы индивидуальные предприниматели Черченков Виктор Анатольевич, Бобеску Ляна Антоновна, Мищенков Павел Владимирович, Малец Борис Александрович, ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры» осуществляют хозяйственную деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, за вывоз и утилизацию которых осуществляется плата, рассчитываемая на основании оспариваемого норматива образования ТКО для промтоварных магазинов, в связи с чем они вправе обратиться в Смоленский областной суд с требованиями о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10 апреля 2023 года № 0113/0103, поскольку размер платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для них рассчитывается в соответствии с оспариваемым постановлением.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года № 281-1/0103 был установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении промтоварных магазинов, в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м общей площади.

Данный приказ признан недействующим решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. по делу № 3а-79/2020.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 года № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов на 1 кв.м общей площади масса 84,51 кг/год, объем 1,20 куб.м/год, данный приказ признан недействующим решением Смоленского областного суда от 21 июля 2022 г. по делу № 3а-74/2022.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11 января 2021 года № 0002/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов 1,2 куб./год с 1 кв.м общей площади промтоварных магазинов, который признан недействующим на основании приказа Департамента от 15 февраля 2022 г.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 15 февраля 2022 года № 0041/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов в размере 1,19 куб./год с 1 кв.м общей площади. Данный приказ признан недействующим на основании решения Смоленского областного суда от 7 июля 2022 г. по делу № 3а-78/2022.

При этом, судами было установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты были приняты Департаментом в отсутствие их экономической обоснованности значения норматива, при существенном нарушении Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и Методических рекомендаций.

10 апреля 2023 года Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии был принят приказ № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов», установлен временный норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов «Промтоварные магазины» в размере 1,19куб.м/год с 1 кв.м общей площади, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г., и действует до 31 декабря 2023г. включительно.

Административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что в соответствии с установленным Правилами и Методическими рекомендациями порядком были произведены замеры отходов по объектам «промтоварные магазины» и соответствующие расчеты при принятии Приказа № 0113/0103, а установление временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов законом не предусмотрено.

Согласно части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (часть 3 статьи 216 КАС РФ).

Последствием признания судом нормативного правового акта или его отдельных положений не действующими полностью или в части является их исключение из системы правового регулирования.

Вместе с тем, оспариваемым нормативным правовым актом от 10 апреля 2023 г. № 0113/0103 регулирующий орган вновь установил те же величины норматива для промтоварных магазинов в размере 1,19 куб.м/год с 1 кв.м в отсутствие документов, подтверждающих экономическую обоснованность значения оспариваемого норматива, который был предметом судебной оценки Смоленского областного суда в решениях от 26 ноября 2020 г. по административному делу № 3а-79/2020 и от 7 июля 2022 г. по административному делу № 3а-78/2022, чем нарушил требования части 3 статьи 216 КАС РФ, запрещающей преодолевать судебное решение повторным принятием нормативного правового акта, содержащего аналогичные нормы права.

Доводы представителя Департамента о том, что правила установления временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в случае отмены действующего норматива законодательством не установлены и оспариваемый приказ от 10 апреля 2023 г. № 0113/0103 издан с учетом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не принимаются, как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Оспариваемый приказ Департамента от 10 апреля 2023 г. № 0113/0103 об установлении временных нормативов является нормативным правовым актом, который не должен противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Департаментом при принятии приказа от 10 апреля 2023 г. № 0113/0103 был нарушен установленный законом порядок для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленный Законом об отходах производства и потребления и Правилами определения нормативов с учетом Методических рекомендаций.

Необходимость оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, не может служить основанием для принятия нормативного правового акта без проведения в установленном порядке необходимых замеров образующихся твердых коммунальных отходов.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и приведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу, что административный иск административных истцов подлежит удовлетворению.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и пункта38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административным истцам с 1 января 2019 г., на его основании для административных истцов возникли и могут возникнуть определенные обязанности, для восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, суд считает, что оспариваемый приказ подлежит признанию не действующими с момента его издания, так как распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт - в газете «Смоленская газета» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию понесенные по административному делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей в пользу ООО «Сувениры», в пользу ИП Черненкова В.А. – 300 рублей, в пользу ИП Бобеску Л.А. – 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд

решил:

административное исковое заявление индивидуальных предпринимателей Черненкова Виктора Анатольевича, Бобеску Ляны Антоновны, Мищенкова Павла Владимировича, Малец Бориса Александровича, ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 10 апреля 2023 года № 0113/0103 «Об установлении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении промтоварных магазинов».

Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Смоленская газета» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии расходы по уплате государственной пошлины в пользу ООО «Сувениры» - 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб., в пользу ИП Черненкова В.А. – 300 (триста) рублей, в пользу ИП Бобеску Л.А. – 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14 июля 2023 года.

Судья М.В. Туникене