ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-370/17 от 20.09.2017 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

20 сентября 2017 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Чолак Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а – 370/2017 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества «Совхоз имени Ленина» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Совхоз имени Ленина» (далее ЗАО «Совхоз имени Ленина») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 18-ти земельных участков, расположенных в <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости.

Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и нарушает его (истца) права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данных земельных участков (т. 2 л.д. 148-152).

По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера рыночной стоимости определенного в отчете об оценке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточнил требования своего доверителя - просит суд установить кадастровую стоимость 18-ти земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на даты их государственной кадастровой оценки в заключении эксперта, а именно:

п/п

Кадастровый номер

Категория, ВРИ

Площадь кв. м

Дата оценки

Рыночная стоимость объекта, руб.

1

50:21:0040112:6447

земли населенных пунктов

для размещения объектов культуры и спорта

36 775

11.11.2015

152981098

2

50:21:0040112:6448

земли населенных пунктов

для размещения объектов культуры и спорта

100

11.11.2015

449179

3

50:21:0040112:6449

земли населенных пунктов для размещения объектов культуры и спорта

345

11.11.2015

1549666

4

50:21:0000000:36129

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров

45 600

14.09.2015

205610400

5

50:21:0040112:731

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

22 855

01.01.2013

160935588

6

50:21:0040112:5664

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

272

14.07.2014

1981995

7

50:21:0040112:5663

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

19 198

14.07.2014

127751929

8

50:21:0040112:5654

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

921

10.06.2014

6711094

9

50:21:0040112:5658

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

314

10.06.2014

1144019

10

50:21:0040112:5659

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

509

10.06.2014

3708954

11

50:21:0040112:5655

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

601

10.06.2014

2189668

12

50:21:0040112:6186

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

10 281

31.03.2015

36019683

13

50:21:0040112:4577

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

3 252

19.02.2013

23585240

14

50:21:0040112:4575

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

2 499

19.02.2013

18122402

15

50:21:0040112:4576

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

1 358

19.02.2013

9851970

16

50:21:0040112:840

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

4 456

01.01.2013

31377334

17

50:21:0000000:35666

земли населенных пунктов, для многоквартирной жилой застройки

6 662

29.12.2014

46339360

18

50:21:0040112:5875

земли населенных пунктов, для многоквартирной жилой застройки

8 716

29.12.2014

59794258

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство полагает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость экономически обоснованной (т. 3 л.д. 178).

При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>), при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от <данные изъяты> № 361-ФЗ).

В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО <данные изъяты>).

В силу положений ст. 24.19 названного Федерального закона, для вновь образованных земельных участков, а также для земельных участков, в отношении которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении качественных или количественных характеристик, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что ЗАО «Совхоз имени Ленина» является собственником 18-ти земельных участков с вышеперечисленными кадастровыми номерами, площадью, категорией и видом разрешенного использования, расположенных в <данные изъяты>, что подтверждается приложенными к административному исковому заявлению нотариально заверенными копиями свидетельств о государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 51-73).

Судом также установлено, что в 2013 году на территории <данные изъяты> была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>, результаты которой утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>».

Кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Как следует из материалов дела, часть спорных земельных участков была образована после <данные изъяты>, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0040112:6447, 50:21:0040112:6448, 50:21:0040112:6449 внесены в Единый государственный реестр недвижимости <данные изъяты>, о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:36129 – <данные изъяты>, о земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0040112:5664, 50:21:0040112:5663 – <данные изъяты>, о земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0040112:5654, 50:21:0040112:5658, 50:21:0040112:5659, 50:21:0040112:5655 – <данные изъяты>, о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0040112:6186 – <данные изъяты>, о земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0040112:4577, 50:21:0040112:4575, 50:21:0040112:4576 – <данные изъяты>, о земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:0000000:35666, 50:21:0040112:5875 – <данные изъяты>.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана на основе удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных названным распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, в силу вышеназванных положений ст. 24.19 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, датой определения кадастровой стоимости данных земельных участков является <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно.

Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.

Как усматривается из кадастровых справок, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет от 4683959,<данные изъяты>560 рублей (т. 1 л.д. 29-30).

Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость был оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> (дата обращения в Комиссию – <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление ЗАО «Совхоз имени Ленина» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отклонено (т. 1 л.д. 30-32).

Согласно заключению эксперта <данные изъяты> от <данные изъяты> эксперта ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» ФИО2, которому судом было поручено проведение данной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость земельных участков определена в размерах, указанных в уточненных требованиях административного истца (т.3 л.д. 3-169).

Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы.

Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не довеять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт ФИО2 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.

Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Исходя из изложенного, требования ЗАО «Совхоз имени Ленина» об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему 18-ти земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в указанном экспертном заключении, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Закрытого акционерного общества «Совхоз имени Ленина» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость 18-ти земельных участков, расположенных в <данные изъяты>, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> в размерах:

Кадастровый номер

Категория, ВРИ

Площадь кв. м

Дата оценки

Рыночная стоимость объекта, руб.

1

50:21:0040112:6447

земли населенных пунктов

для размещения объектов культуры и спорта

36 775

11.11.2015

152981098

2

50:21:0040112:6448

земли населенных пунктов

для размещения объектов культуры и спорта

100

11.11.2015

449179

3

50:21:0040112:6449

земли населенных пунктов для размещения объектов культуры и спорта

345

11.11.2015

1549666

4

50:21:0000000:36129

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров

45 600

14.09.2015

205610400

5

50:21:0040112:731

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

22 855

01.01.2013

160935588

6

50:21:0040112:5664

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

272

14.07.2014

1981995

7

50:21:0040112:5663

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

19 198

14.07.2014

127751929

8

50:21:0040112:5654

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

921

10.06.2014

6711094

9

50:21:0040112:5658

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

314

10.06.2014

1144019

10

50:21:0040112:5659

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

509

10.06.2014

3708954

11

50:21:0040112:5655

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

601

10.06.2014

2189668

12

50:21:0040112:6186

земли населенных пунктов, для размещения объектов жилого и социально-бытового назначения

10 281

31.03.2015

36019683

13

50:21:0040112:4577

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

3 252

19.02.2013

23585240

14

50:21:0040112:4575

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

2 499

19.02.2013

18122402

15

50:21:0040112:4576

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

1 358

19.02.2013

9851970

16

50:21:0040112:840

земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство с объектами культурно-бытового и социального назначения

4 456

01.01.2013

31377334

17

50:21:0000000:35666

земли населенных пунктов, для многоквартирной жилой застройки

6 662

29.12.2014

46339360

18

50:21:0040112:5875

земли населенных пунктов, для многоквартирной жилой застройки

8 716

29.12.2014

59794258

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи Закрытым акционерным обществом «Совхоз имени Ленина» заявления о пересмотре их кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты><данные изъяты>.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.