ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-370/19 от 31.01.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-66/2020

УИД: 26OS0000-04-2019-000334-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Ставрополь 31 января 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием представителя административного истца Б.М.С.,

представителя административного ответчика президента РОО СК «Объединенные польские сердца» Д.И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца» о ликвидации общественной организации,

установил:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца» о ликвидации общественной организации в порядке ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 06 мая 2007 года учредительным собранием принято решение о создании Региональной общественной организации Ставропольского края «Объеденные польские сердца» (далее – Организация).

23 мая 2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации. 04 июня 2007 года Управлением ФНС России по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации юридического лица при создании.

В период со 02 апреля 2019 года по 29 апреля 2019 года назначена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использования иного имущества целям, предусмотренным уставом и законодательству Российской Федерации.

По результатам проверки установлено, что организация осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации и положений Устава, что подтверждается актом проверки от 29 апреля 2019 года № 43 и является основанием для обращения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю с требованием о ликвидации указанной организации и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю – Б.М.С., выступающей по доверенности №5 от 09.01.2020 года, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Президент Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца» Д.И.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Представители заинтересованного лица МИФНС России №9 по Ставропольскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Суд, с учётом мнения представителя административного истца и административного ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о ликвидации общественной организации по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), который в статье 29 закрепляет обязанности общественного объединения.

В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (части 1 и 2).

Статьей 44 Федерального закона N 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 части 1).

К числу грубых нарушений пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" относит действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также названо нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. Кроме того, к грубым отнесены нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Заявление в суд о ликвидации регионального общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Таким образом, административное исковое заявление согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции России от 03 марта 2014 года № 26, предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Из материалов административного дела следует, что решением учредительного собрания 06 мая 2007 года создана Региональная общественная организация Ставропольского края «Объединенные польские сердца» (далее - Организация) (л.д.22-23).

Распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю о государственной регистрации от 23 мая 2007 года № 570 осуществлена государственная регистрация Организации. (л.д. 24)

Распоряжением Главного управления от 06 марта 2019 года № 196-р «О проведении плановой документарной проверки Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца» в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 38 Закона № 82-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», в период со 2 апреля 2019 года по 29 апреля 2019 года, назначена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным уставом и законодательству Российской Федерации (л.д. 28-29).

В адрес организации и на домашний адрес руководителя Главным управлением направлено уведомление о проведении проверки с приложением распоряжения о проведении проверки (исх.№ 26/03-1912 от 06.032019) (л.д. 30).

Проверка проведена путем изучения материалов учетного дела, выписки из ЕГРЮЛ, информации о деятельности Организации, полученной от иных органов власти, а так же оригиналов и копий документов, представленных самой Организацией (согласно акту приема-передачи).

Согласно Акту проверки № 43 от 29 апреля 2019 года в ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений учредительных документов:

В нарушение требований ч. 1 ст. 606 и п. 1 ст. 654 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в представленных к проверке договорах аренды отсутствуют сведения о размере арендной платы. Договор аренды является возмездным, должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды считается незаключенным.

В соответствии с п. 1. ст. 29 Закона № 82-ФЗ, общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ и п. 4.1 Устава, в заседаниях высшего руководящего органа Организации - Общего собрания принимали участие и голосовали по вопросам повестки дня лица, не являющиеся членами Организации.

В нарушение ст. 29 Закона № 82-ФЗ и пунктов 4.3, 4.4 Устава, в заседаниях Правления принимали участие и голосовали по вопросам повестки дня лица, не избранные на Общих собраниях в состав членов Правления.

В нарушение требований п. 3.2 Устава Организацией нарушен порядок приема и исключения членов, регламентированный Уставом (в представленных к проверке заявлениях о вступлении в Организацию отсутствуют присвоенные Персональные Идентификационные Номера (ПИН)).

В нарушение требований ст. 181.2 ГК РФ, в представленных к проверке протоколах Общего собрания отсутствуют следующие сведения: время проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В связи с отсутствием сведений о лицах, принявших участие в Общих собраниях, проводимых в проверяемом периоде, правомочность проведения Общих собраний и принятых решений по вопросам повестки дня, не установлена.

При анализе протоколов Общих собраний, проводимых в проверяемом периоде, выявлены следующие нарушения:

- обнаружены разночтения в сведениях о количестве лиц, принявших участие в проведении Общих собраний и количестве лиц, голосовавших по вопросам повестки дня: так, в протоколе Общего собрания от 02 мая 2016 года № 10 указано, что присутствовали 132 человека, однако приняли участие в голосовании 138 человек; в протоколе от 30 апреля 2018 года № 12 указано, что присутствовало 174 человека, а голосуют 185 человек;

- при сопоставлении сведений о количестве лиц, принятых на Общих собраниях в члены Организации и проводимых последующих Общих собраниях, не сходится общее количество членов Организации: в протоколе от 02 мая 2016 года № 10 указано общее количество членов Организации 178 человек, принято в члены 10 человек, однако в протоколе от 02 мая 2017 года указано общее количество членов 186, сведения об исключении из членов Организации отсутствуют.

В нарушение требований п. 4.10 Устава Организации о ротации Председателя правления, нарушена очередность назначения Председателя Правления на очередной отчетный период из членов инициативной группы г. Железноводск (избрана А.Л.В., протокол собрания от 02.05.2017), на Общем собрании, проводимом 02.05.2016 назначение от г. Железноводска уже проводилось (избран К.И.).

В нарушение требований ст. 29 Закона № 82-ФЗ, для проведения проверки Организацией не представлены протоколы Общего собрания, содержащие вопросы об избрании членов Правления. Из представленных к проверке протоколов Общего собрания и протоколов Правления, не представляется возможным установить полный состав лиц, входящих в состав Правления Организации.

В нарушение требований ст. 181.2 ГК РФ, в представленных к проверке протоколах Правления отсутствуют следующие сведения: время проведения собрания; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения об общем количестве членов Правления.

В связи с отсутствием сведений об общем количестве членов Правления, правомочность проведения Правления и кворум для принятия решений по вопросам повестки дня, не установлены.

В нарушение требований ч. 3 ст. 181.2 ГК РФ на заседании Правления, проводимого 18 января 2018 года (протокол № 36), принято единогласное решение по запросу, не внесенному для рассмотрения на повестку дня.

В нарушение требований ст. 29 Закона № 82-ФЗ для проведения проверки Организацией не представлены приказы президента за проверяемый период.

В ходе проведенной проверки были выявлены противоречивые сведения в представленном протоколе общего собрания Организации от 02 мая 2016 года № 10 и отчетах ревизионной комиссии по итогам работы за проверяемый период. Согласно протоколу общего собрания Организации от 02 мая 2016 года № 10 представленного к проверке, на 2016-2019 г.г. ревизором избрана Л.Г.С.. Однако согласно представленным отчетам, членами ревизионной комиссии являются лица, не избранные в порядке п. 4.3 Устава в состав ревизионной комиссии: председатель – К.В.Э., Р.Р.Б, Б.Е.Ф., К.Л.И., С.Н.И. (отчет от 02.05.2017), председатель – Р.Р.Б., Б.Е.Ф., Р.М.М., Ф.А.В., С.Н.И. (отчет от 30.04.2018).

В нарушение требований п. 4.9 Устава, президентом Организации не исполнена обязанность по обновлению списка членов Организации. Согласно сведениям Отдела ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края по г.Лермонтов, Д.В.Г. (… года рождения) умер.. марта …. года. Однако, согласно представленным для проверки документам, Д.В.Г. являлся членом организации и принимал активное участие в проведении Общего собрания, которое состоялось 02 мая 2016 года, т.е. после смерти.

В нарушение требований ст. 60 Конституции Российской Федерации, 1 ст. 19 Закона № 82-ФЗ, п. 3.1 Устава, членами Организации являются лица, не достигшие 18 летнего возраста, что подтверждается представленным к проверке списком членов Организации по состоянию на 10 марта 2019 года.

В нарушение требований ст. 29 Закона № 82-ФЗ, к проверке не представлены запрашиваемые Главным управлением документы, указанные в распоряжении от 06 марта 2019 года № 196-р, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Организации, а также пояснения об их отсутствии: справка об источниках формирования денежных средств и иного имущества Организации, порядке расходования денежных средств; учетная политика; финансовая справка о расходовании денежных средств по годам с расшифровкой основных статей расходования денежных средств; информация о пожертвованиях, полученных и направленных Организацией юридическим и физическим лицам, в том числе о полученных грантах; штатное расписание.

При проведенной в ходе проверки правовой экспертизы Устава организации, выявлены следующие несоответствия норм Устава положениям действующего законодательства Российской Федерации:

- в нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона № 82-ФЗ, наименование организации не содержит указания на характер её деятельности;

- в нарушение требований п. 2 ст. 123.5 ГК РФ, в Уставе Организации отсутствуют сведения о предмете деятельности;

- в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона № 82-ФЗ, в Уставе отсутствует указание на организационно-правовую форму Организации;

п. 2.3 Устава, предполагающий осуществление Организацией предпринимательской деятельности, противоречит п. 4 ст. 50 ГК РФ, где сказано, что организация может осуществлять не предпринимательскую, а приносящую доход деятельность;

- компетенция органов управления Организации противоречит требованиям лей 65.3, 123.7 ГК РФ, ст. 29 Закона № 7-ФЗ (л.д. 32-37).

В соответствии со ст. 38 Закона № 82-ФЗ в адрес организации и на домашний адрес руководителя направлено предупреждение, обязывающее устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 24 июня 2019 года (исх.№ 26/03-363 от 29.04.2019) (л.д.57-59).

Нарушения в установленный срок не устранены.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Железноводска от 19 июля 2019 года должностное лицо – Д.И.А. признана виновной в совершении данного правонарушения, судом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д.61-63).

В установленные предупреждением сроки нарушения не устранены. Постановление мирового суда Организацией не обжаловано. Административный штраф должностным лицом не оплачен.

Нарушения законодательства до настоящего времени Организацией не устранены.

Факт не устранения нарушений не отрицала в судебном заседании Д.И.А.

Таким образом, суд находит установленным, что организацией были допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, которые не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ является основанием для ее ликвидации.

Каких-либо доказательств, указывающих на отсутствие нарушений, на принятие мер по их устранению, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю о ликвидации Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 3 статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, учитывая, что имеются предусмотренные законом основания для ликвидации Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца», данные о ней подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Региональной общественной организации Ставропольского края «Объединенные польские сердца» о ликвидации общественной организации, удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию Ставропольского края «Объединенные польские сердца» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер……)

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение изготовлено 03.02.2020г.


Председательствующий судья М.М.Товчигречко