ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-372/2021 от 21.10.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-372/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 21 октября 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Боровского В.А.,

при секретаре К.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области «Токсовский энергетический коммунальный комплекс» о признании недействующим в части Порядка предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 08 февраля 2018 года № 33 (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 06 августа 2021 года № 510),

установил:

Правительством Ленинградской области 08 февраля 2018 года принято постановление № 33, которым утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области (далее также Постановление Правительства Ленинградской области № 33).

Постановление Правительства Ленинградской области № 33 опубликовано 16 февраля 2018 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 06 августа 2021 года № 510 внесены изменения в постановление Правительства Ленинградской области 16 февраля 2018 года N 33 согласно приложению, которым в новой редакции утвержден Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (далее также Порядок предоставления субсидий и грантов).

Указанное постановление Правительства Ленинградской области от 06 августа 2021 года № 510 опубликовано 16 августа 2021 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Муниципальное предприятие муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области «Токсовский энергетический коммунальный комплекс» (далее также МП «ТЭКК») обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением к комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, в котором после уточнения требований просит признать недействующим абзац третий подпункта 2 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов, согласно которому предусмотрено, что получатели субсидий, получатели грантов для получения субсидий, грантов должны соответствовать следующим требованиям: на дату заключения соглашения у получателя субсидии, получателя гранта или их обособленных подразделений, расположенных на территории Ленинградской области, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы, действующие на территории Ленинградской области.

В обоснование административного иска указано, что МП «ТЭКК» является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в целях теплоснабжения многоквартирных и жилых домов, расположенных на территории Всеволожского района Ленинградской области, по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций. Оспариваемое положение Порядка предоставления субсидий и грантов способствует возникновению убытков в виде межтарифной разницы между льготным тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, препятствует административному истцу в оказании услуг теплоснабжения и не соответствует правовым актам, имеющими большую юридическую силу, а именно пункту статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2013 года № 400 в части решения задач, определенных государственной программой по реализации проектов в сфере топливно-энергетического комплекса, качественному и бесперебойному снабжению потребителей Ленинградской области теплом и горячей водой; содержанию и повышению надежности систем электроснабжения; созданию запасов топлива (угля) для подготовки учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области, к осенне-зимнему периоду.

Определением суда от 01 сентября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Ленинградской области.

Определением Ленинградского областного суда от 14 октября 2021 года принят отказ административного истца от административного иска к административному ответчику комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, производство по делу в данной части прекращено.

Протокольным определением Ленинградского областного суда от 14 октября 2021 года комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В письменных возражениях административный ответчик Правительство Ленинградской области полагало заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что оспариваемый правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, с соблюдением порядка принятия и опубликования, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности пункту 2 части 2 и части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», Областному закону Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В письменных возражениях заинтересованное лицо комитет по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области считал административный иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на доводы аналогичные изложенным административным ответчиком Правительством Ленинградской области.

Л

В судебном заседании представитель административного истца Губанова И.В. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Захарчук А.Г. и представитель заинтересованного лица Ивлева А.О. возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.

Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Чигаркина Е.Н. в заключение считала административный иск не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно Порядку предоставления субсидий и грантов, настоящий Порядок пределяет цели, условия и порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, для компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, в рамках реализации подпрограммы "Энергетика Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (далее - субсидии, гранты) (п. 1.1).

Субсидии, гранты предоставляются в целях обеспечения надежности и качества снабжения населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) теплоснабжения и горячего водоснабжения в целях реализации государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (п. 1.2).

К категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, относятся юридические лица, осуществляющие на территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов (услуг) теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций (далее - получатели субсидий) (п. 1.4).

Согласно п. 2.6. Порядка предоставления субсидий и грантов основаниями для отказа в заключении соглашения являются несоответствие получателя субсидии (получателя гранта) категориям и требованиям, указанным в пунктах 1.4 и 2.2 настоящего Порядка.

Пункт 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов предусматривает, что получатели субсидий, получатели грантов для получения субсидий, грантов должны соответствовать следующим требованиям:

1) на первое число месяца подачи в Комитет заявления и документов для заключения соглашения:

не должны являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и(или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

не должны получать средства из областного бюджета Ленинградской области в соответствии с иными нормативными правовыми актами или муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка;

2) на дату заключения соглашения:

не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении получателя субсидии, получателя гранта не должно быть судом вынесено решение о признании получателя субсидии, получателя гранта банкротом, деятельность получателя субсидии, получателя гранта не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

у получателя субсидии, получателя гранта или их обособленных подразделений, расположенных на территории Ленинградской области, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы, действующие на территории Ленинградской области;

получатель гранта должен иметь согласие органа государственной власти (государственного органа) и(или) органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении получателя гранта, если получатель гранта является бюджетным или автономным учреждением, на предоставление таким учреждениям грантов Комитетом.

Как следует из материалов дела, административный истец МП «ТЭКК» осуществляет на территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных услуг теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций, и, в частности, по тарифам для населения, установленным на тепловую энергию на территории Ленинградской области в 2021 году.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношения регулируемого оспариваемым нормативным правовым актом.

Из преамбулы оспариваемого нормативного правового акта следует, что он принят в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», в целях реализации подпрограммы «Энергетика Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 названной статьи) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, с учетом такого общего принципа организации отношений в сфере теплоснабжения, как необходимость обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций. Для реализации упомянутых принципов используется специальный правовой инструментарий, призванный поддерживать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; в этих целях предусматривается установление тарифов на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных им данным Федеральным законом полномочий (статьи 3, 7, 8 и 10).

Введение тарифов на тепловую энергию направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П).

Вместе с тем применение мер тарифного регулирования и установление тарифов на будущее время предполагают возможность возникновения у теплоснабжающей организации экономических потерь, обусловленных государственным регулированием цен, что предопределяет необходимость соответствующей компенсации. В частности, такие потери теплоснабжающей организации могут появиться вследствие превышения ее фактических экономически обоснованных расходов на топливо и электрическую энергию над соответствующими показателями, учтенными уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при утверждении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.

В силу части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно статье 5 Областного закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области».

Согласно государственной программе Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400, одним из основных мероприятий в составе подпрограммы «Энергетика Ленинградской области» является мероприятие «Обеспечение населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) теплоснабжения и горячего водоснабжения ресурсоснабжающими организациями по установленному льготному тарифу», в реализации которого участвуют юридические лица - ресурсоснабжающие организации в качестве получателей субсидий из областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий по обеспечению коммунальными ресурсами (услугами) теплоснабжения и горячего водоснабжения в связи с установлением льготных тарифов (п. 4.2.2).

В соответствии с Областным законом Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз «Устав Ленинградской области» Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (часть 1 статьи 35), принимает в пределах своей компетенции правовые акты. Нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской области и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области (части 1 и 2 статьи 39).

Правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.lenobl.ru) (часть 1 статьи 8 Областного Закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области».

С учетом указанных норм права и представленных административным ответчиком документов (пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к проекту Порядок предоставления субсидий и грантов, правового заключения, экспертного заключения, о размещении на официальном сайте проекта данного правового акта и об официальном опубликовании принятого правового акта), суд находит, что Порядок предоставления субсидий и грантов принят в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, и по этим основаниям не оспаривается.

В силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, среди прочего, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее также - Общие требования).

Названными Общими требованиями закреплены положения, которые должны содержать правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В силу Общих требований одним из требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, является наличие условий и порядка предоставления субсидий (подпункт «в» пункта 2).

Согласно пункту 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: При определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация:

а) дата, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям, указанным в подпунктах «в» и «г» пункта 4 настоящего документа, а также порядок проведения проверки получателя субсидии на соответствие указанным требованиям (за исключением случая, если проверка на соответствие указанным требованиям проводится при проведении отбора в соответствии с положениями пункта 4 настоящего документа);

б) перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, а также при необходимости требования к указанным документам;

в) порядок и сроки рассмотрения документов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

г) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии

п) иная информация, определенная правовым актом (при необходимости).

В силу подпункта «в» пункта 4 Общих требований в правовом акте указываются требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом, в частности, у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Оспариваемые административным истцом положения абзаца третьего подпункта 2 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов, предусматривает одно из условий получения субсидий – отсутствие у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в территориальные налоговые органы Федеральной налоговой службы, действующие на территории Ленинградской области.

Исходя из принципов бюджетной системы, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 28), в том числе сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, субсидирование может рассматриваться как одна из допустимых форм возмещения теплоснабжающим организациям части затрат, возникших в связи с оказанием коммунальных услуг, по расходам на топливо и электрическую энергию, превышающим учтенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), при установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию. Вместе с тем именно орган государственной власти, уполномоченный на издание соответствующего нормативного правового акта о предоставлении субсидий, вправе определять порядок, критерии и категории хозяйствующих субъектов для целей ее предоставления. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее предоставления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством.

Таким образом, указанное в абзаце 3 подпункта 2 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов соответствует требованиями законодательства в сфере теплоснабжения, Общим требованиям и во взаимосвязи с вышеуказанными положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Областного закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» определяют необходимое условие предоставления субсидии ее получателям.

В этой связи вопреки доводам административного истца оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий и грантов соответствуют правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административного истца.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления муниципального предприятия муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области «Токсовский энергетический коммунальный комплекс» о признании недействующим абзаца третьего подпункта 2 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 08 февраля 2018 года № 33 (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 06 августа 2021 года № 510), отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Боровской

Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2021 года.