ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-373/18 от 17.07.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-373/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Зиновьевой К.В.

при секретаре Хайминой Ю.С.

с участием прокурора Самойлова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«17» июля 2018 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергокомпания» о признании не действующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2017 г. № 458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области»,

УСТАНОВИЛ:

7 декабря 2017 г. Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление № 458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» (далее Постановление № 458).

Пунктом 2 Постановления № 458 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области с применением методов аналогов, согласно приложению № 2 к названному постановлению.

В приложении № 2 к Постановлению № 458 установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области с применением методов аналогов, в том числе для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа, по виду системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая):

с изолированными стояками с полотенцесушителями – 0,0544 Гкал/м 3;

с изолированными стояками без полотенцесушителей – 0,0536 Гкал/м 3;

с неизолированными стояками с полотенцесушителями – 0,0580 Гкал/м 3;

с неизолированными стояками без полотенцесушителей – 0,0548 Гкал/м 3.

ООО «Кузбасская энергокомпания» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 458 в части установления нормативов для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа.

В обоснование требований указывает, что при установлении указанных нормативов нарушен порядок расчета нормативов, предусмотренный Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее также – Правила № 306). Региональной энергетической комиссией Кемеровской области не соблюдена процедура сбора, подготовки и формирования выборки с применением методов аналогов, изложенная в пунктах 31-41 Правил № 306. Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области не направляла в адрес Администрации Полысаевского городского округа и Администрации Тайгинского городского округа запросы о предоставлении информации, необходимой для определения нормативов.

В судебном заседании представители ООО «Кузбасская энергокомпания» Шин С.А., действующий на основании доверенности от 14 июня 2018 г., Зуев А.А., действующий на основании доверенности от 14 июня 2018 г., поддержали заявленные требования. Суду дополнительно пояснили, что в нарушение Правил № 306 орган регулирования не выполнил обязанность по истребованию у органов местного самоуправления сведений об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями. Показания приборов учета после осуществления выборки не снимались. Из представленных актов проведения измерений и снятий показаний приборов учета следует, что измерения проводились один раз в марте 2017 года, а не дважды, как запланировано в Плане проведения измерений и снятия показаний приборов учета. Периодом снятия показаний приборов учета указано начало отопительного сезона, окончание отопительного периода 2015-2016 гг., конкретные даты не указаны. Таким образом, была произведена сверка ранее полученных данных, а не проведено измерение после выборки. Полагают, что снятие (сверка) показаний приборов учета на конкретные даты начала и окончания отопительного сезона, установленные органами местного самоуправления, в данном случае технически невозможно, так как емкость суточного архива теплосчетчика составляет 6 месяцев. Кроме того, согласно представленным актам за 07 марта 2017 года одними и теми же лицами был совершен обход 153 домов, что не представляется возможным. В акте от 7 марта 2017 г. № 8 указано, что показания снимались 9 марта 2017 г., то есть акт составлен ранее даты снятия показаний. Считают, что формирование выборки произведено не на начальном этапе, а на завершающем этапе определения норматива, на основании ответов на запрос, поступивших от восьми ресурсоснабжающих организаций. В расчетах использовались не подтвержденные данные о количестве домов в Кемеровской области. Экспертное заключение содержит арифметические и методологические ошибки.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Федорова В.С., действующая на основании доверенности от 3 октября 2017 г., в судебном заседании требования административного истца не признала, представила письменные возражения. Суду пояснила, что оспариваемое Постановление № 458 принято органом регулирования в соответствии с установленным действующим законодательством порядком расчета и утверждения нормативов, предусмотренным Правилами № 306.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания допрошенного в качестве свидетеля главного консультанта технического отдела Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО9., заключение прокурора Самойлова А.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также – Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с п.3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.2, 3.65 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области и утверждает нормативы потребления коммунальных услуг в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области). Таким образом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2017 года на Интернет-сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, который является официальным источником опубликования актов Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»).

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул приложения № 1 к Правилам № 306.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.

В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32 (1) Правил № 306).

Пунктом 32 (2) Правил № 306 предусмотрено, что информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

Пунктом 34 Правил № 306 предусмотрено, что количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306. Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.

В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

В отношении горячего водоснабжения показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода (пункт 37 Правил № 306).

При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей; з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа; и) вид системы горячего водоснабжения в соответствии с положениями, установленными пунктами 32 - 32(2) Правил № 306 (пункт 38 Правил № 306).

На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (Пункт 41 Правил № 306).

Согласно пункту 42 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов по формулам, предусмотренным разделом I приложения № 1 к названным Правилам.

Из материалов дела следует, что ООО «Кузбасская энергокомпания», являясь теплоснабжающей организацией, оказывает услуги по горячему водоснабжению на территории Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа.

Постановление Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области № 458 явилось основанием для уменьшения тарифов на горячую воду, реализуемую ООО «Кузбасская энергокомпания».

Оспариваемые нормативы для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа были установлены методом аналогов.

В целях определения нормативов письмом от 23 января 2017 г. Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области запросила к 28 февраля 2017 г. у ресурсоснабжающих организаций информацию о значении средней температуры холодной воды в системе водопровода за пять лет по каждому муниципальному образованию, информацию о продолжительности отопительного и неотопительного периода по муниципальным образованиям, значение температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, а также информацию в части расхода тепла в системе горячего водоснабжения по многоквартирным и жилым домам по форме, предусматривающей разбивку многоквартирных домов на группы, информацию о показаниях приборов учета по суммарному расходу тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, за отопительный период 2015-2016 гг. на начало отопительного периода и на конец отопительного периода.

В ответ на данный запрос в адрес РЭК Кемеровской области поступила информация от ООО «Теплоснаб» (по 36 домам в г.Мыски), ОАО «СКЭК» (по 446 домам в г. Березовский, по 178 домам в ж.р. Кедровка, Промышленновский, ст. Латыши), ООО «Энергоресурс» (по 186 домам в Беловском муниципальном районе), ОАО «Знамя» (по 11 домам в Киселевском городском округе), ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (по 61 дому в г.Осинники и по 14 домам в г.Калтан).

1 марта 2017 г. Председателем Региональной энергетической комиссии Кемеровской области был утвержден План проведения измерений и снятия показаний приборов учета в марте и июне 2017 г.

Согласно актам проведения изменений и снятия показаний приборов учета № 1-9 снятия показаний приборов были произведены 06-09 марта 2017 года за период начало и окончание отопительного периода 2015-2016 гг.

На основе указанных данных экспертами были рассчитаны нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Из вышеуказанных норм права следует, что деятельность по определению нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, которое состоит из нескольких этапов: уполномоченный орган должен дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов; произвести предварительную выборку по каждой группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами; после формирования выборки составить план, в соответствии с которым снять показания приборов учета.

Однако в полном объеме и в установленной последовательности действия, предусмотренные Правилами № 306, Региональной энергетической комиссией Кемеровской области не произведены.

Предусмотренный Правилами № 306 порядок сбора информации о типах домов для целей формирования выборки органом регулирования был нарушен.

В нарушение требований пункта 32(2) Правил № 306 информация об оснащенности многоквартирных домов или жилых домов изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями Региональной энергетической комиссией Кемеровской области у органов местного самоуправления не истребовалась.

Информация запрашивалась от ресурсоснабжающих организаций, в распоряжении которых проектная документация по жилому фонду отсутствует. Обращение к исполнителям коммунальных услуг с целью установления оснащенности многоквартирных домов или жилых домов изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями, предусмотрено Правилами только в случае отсутствия необходимых сведений в проектной документации дома.

Таким образом, орган регулирования не установил фактическое количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов.

Кроме того, в нарушение пункта 32(1) Правил № 306 органом регулирования при формировании выборки по группам многоквартирных домов не учитывался вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), и, соответственно, при расчетах и утверждении нормативов не произведена дифференциация нормативов с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая).

Органом регулирования не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение положений пункта 33 Правил № 306, согласно которым в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета. Такими сведениями Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области при определении объема выборки не располагала и их не запрашивала.

В нарушение требований пунктов 36, 37 Правил № 306 снятие показаний приборов учета производилось не на текущие даты в соответствии с утвержденным Планом проведения измерений и снятия показаний приборов учета в 2017 году, а, как следует из показаний свидетеля ФИО8. и актов снятия показаний приборов учета, по архивным данным 2015-2016 годов, хранящимся в памяти приборов учета.

Кроме того, даты, на которые фиксировались показания приборов учета, в Актах проведения измерений и снятия показаний приборов учета не указаны. Согласно показаниям свидетеля ФИО7 показания приборов учета фиксировались на 01 сентября 2015 года и 30 мая 2016 года. Вместе с тем определение начала и окончания отопительного периода входит в компетенцию органов местного самоуправления. Из представленных материалов следует, что орган регулирования не устанавливал даты начала и окончания отопительного периода по каждому муниципальному образованию, в котором производилось снятие показаний приборов учета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 458 в оспариваемой части противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» и нарушает в связи с этим права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом того, что Постановление № 458 применялось и на его основе были реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что Постановление № 458 подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергокомпания» удовлетворить.

Признать не действующим постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2017 г. № 458 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Кемеровской области» в части установления нормативов для Полысаевского городского округа и Тайгинского городского округа со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд

Председательствующий: Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2018 года.