ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-373/20 от 07.12.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

копия

дело №3а-373/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 декабря 2020 года город Салехард

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Семейкиной С.А.

при секретаре Хафизовой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Дубровских А.В. действующего в интересах акционерного общества «Салехардэнерго» к Департаменту имущественных отношений ЯНАО и ГБУ ЯНАО «Государственная кадастровая оценка» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равного его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель акционерного общества «Салехардэнерго» Дубровских А.В. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округас административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , общей площадью 27 649 кв.м расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 15 813 000 рублей. (с учетом уточнений административных исковых требований от 10.11.2020 года).

В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером кадастровая стоимость земельного участка на 21.10.2018 года составляла 397 408 201,17 рублей.

По мнению представителя, архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате налога в завышенном размере.

Представитель ГБУ ЯНАО «Государственная кадастровая оценка» в письменном отзыве на административное исковое заявление, поясняет, что ГБУ ЯНАО «Государственная кадастровая оценка» не принимало участия в определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, в связи с чем не может являться административным ответчиком.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Департамента имущественных отношений ЯНАО указывает, что оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельного участка была установлена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по ЯНАО», в связи с чем Департамент имущественных отношений не является надлежащим ответчиком по делу.

Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика (определение суда от 13 ноября 2020 года) ФГБУ «ФКП Росреестра по ЯНАО» в отзыве на административное исковое заявление указывает, что на основании изменения вида разрешенного использования на «объекты придорожного сервиса, код 4.9.1» 23.10.2018 года были внесены изменения в единый государственный реестр объектов недвижимого имущества в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере 397 408 201, 17 рублей.

Представитель Администрации города Салехарда, представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», представитель ГБУ ЯНАО «Государственная кадастровая оценка» в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, суд их явку обязательной не признавал.

На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Представитель АО «Салехардэнерго» Клыков Д.С. просит удовлетворить административные исковые требования, просит установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости 15 813 000 рублей, на период с 21.10.2018 года по 31.01.2019 года.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа Островский В.С. возражает против удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использовании: коммунальное обслуживание, код 3.1; общей площадью 27 649 кв.м расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка согласно приложению № 3 приказа № 1000 Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа по состоянию на 01.01.2012 года была установлена в размере 37 132 048, 62 рубля с видом разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Актом об утверждении кадастровой стоимости 8900/130/201-1222 26.11.2015 года кадастровая стоимость указанного земельного участка изменилась и составила 37 044 959, 67 рублей по состоянию на 01.01.2018 года.

Постановлением Администрации муниципального образования г. Салехард от 08.10.2018 года № 2349 «Об определении вида разрешенного использования земельных участков» изменен вид разрешенного использования земельного участка на «объекты придорожного сервиса, код 4.9.1.».

ФГБУ «ФКП Росреестра по ЯНАО» внесены изменения в кадастровую стоимость земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 397 408 201, 17 рублей по состоянию на 21.10.2018 года, изменения внесены 23.10.2018 года в связи с изменением видом разрешенного использования земельного участка.

На основании заявления АО «Салехардэнерго» администрацией муниципального образования г. Салехард изменен вид разрешенного использования земельного участка с «объекты придорожного сервиса. Код 4.9.1» на «коммунальное обслуживание. Код 3.1» постановлением от 15.07.2020 года № 17999 «О внесении изменения в п.21 постановления Администрации муниципального образования г. Салехард от 08.10.2018 года № 2349.

Действие постановления от 15.07.2020 года № 1799 распространяется на правоотношения, возникшие с 08 октября 2018 года. Актом от 10.04.2020 года № 4-2020/24 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 85 795 952, 96 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 397 408 201, 17 по состоянию на 21.10.2018 года определена ФГБУ Росреестра по ЯНАО на основании ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 горда № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» в Российской Федерации» и Приказом Министерства экономического развития от 24.09.2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, включения в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении количественных и (или) качественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости. На основании п.18 Порядка приложения № 1 приказа № 1000 размере кадастровой стоимости земельного участка определен исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по 5 виду категории (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в размере 14 373,33 руб/кв м, вид разрешенного использования земельного участка объекты придорожного сервиса и составляет 397 408 201, 17 рублей.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Из положений части 1 статьи 245, пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ следует, что гражданин имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.

При этом действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объектов недвижимости.

Из указанных положений следует, что административный истец как собственник объекта недвижимости и налогоплательщик, обязанный уплачивать налог на имущество физических лиц, исходя из их кадастровой стоимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данных объектов, в том числе архивной кадастровой стоимости.

Таким образом, административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 397 408 201, 17 рублей по состоянию на 21.10.2018 года.

Государственная кадастровая стоимость земельного участка на данную дату подтверждается представленной в материалах дела выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 36).

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости

затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Земельный участок находится в собственности административного истца. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 27 649 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26 июля 2016 года № 89-89/001-89/999/001//2016-65/1 (л.д.40).

Действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

Согласно отчету ООО «Негосударственное экспертное учреждение «ЭСКОНС» от 13 октября 2020 года № 20091800 об оценке спорного земельного участка рыночная стоимость участка с кадастровым номером по состоянию на 21.10.2018 года составляет 15 813 000 рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу.

Представленный административным истцом отчет об оценке спорного земельного участка подтверждает, что содержащиеся в кадастре недвижимости его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость.

Согласно пунктам 3, 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО N 3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.

В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО N 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Как усматривается из отчета, оценщиком был применен метод сравнительного подхода, мотивированно обоснован отказ от использования иных подходов к оценке, что согласуется с требованиями стандартов оценки.

Отчет основан на результатах подробного анализа рынка, содержит соответствующее обоснование выбранного метода исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, относящихся к категории земель населенных пунктов.

В расчет стоимости сопоставимых объектов экспертом внесены корректировки, учитывающие отличие объекта оценки от объектов сравнения, влияющие на стоимость земельных участков.

В отчете дано описание всех объектов, дана соответствующая оценка информации, которая применялась оценщиком.

Суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям, предъявляемым к нему Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), а именно требованиям к составлению отчета, к содержанию, к описанию об оценке информации, используемой при проведении оценки.

Данный отчет независимого оценщика суд принимает за основу при определении рыночной стоимости спорного земельного участка, лица, участвующие в деле, доказательств его недостоверности либо несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не представили. Выводы, содержащиеся в отчете, никем не опровергнуты, доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка суду не представлено.

Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, суд полагает заявленное требование об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежащими удовлетворению.

На основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно положениям Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Приказом Росреестра от 12.05.2015 года № П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Поскольку фактически заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, оно надлежаще предъявлено к органу, уполномоченному в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Поскольку указанные действия прямо предусмотрены законом, не требуется вынесения решения суда в этой части.

Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. При этом в пункте 25 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд.

Дата обращения в суд с административным исковым заявлением - 31 августа 2020 года (л.д.66).

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 27 649 кв.м расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 15 813 000 рублей по состоянию на 21.10.2018 года, на период времени с 21.10.2018 года по 31 января 2019 года

Дата обращения в суд АО «Салехардэнерго» - 31 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2020 года.

судья С.А. Семейкина