24OS0000-01-2021-000200-71
Дело№ 3А-373/2021
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Тепсей-Агро-С» ФИО1, представителя Правительства Красноярского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-373/2021 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Тепсей-Агро-С» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Тепсей-Агро-С» (далее – ООО «Тепсей-Агро-С») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25, расположенных в Минусинском районе Красноярского края.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 21 сентября 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:41 составляет 8856090 рублей, по состоянию на 25 сентября 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:3962 составляет 8462 880 рублей, по состоянию на 05 июня 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:74 составляет 4620 420 рублей, по состоянию на 02 декабря 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>0:4412 составляет 3 466 474 рубля 38 копеек, по состоянию на 25 июля 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:153 составляет 7960 734 рубля, по состоянию на 31 августа 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:52 составляет 3723 696 рублей, по состоянию на 05 апреля 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:2815 составляет 30500 244 рубля, по состоянию на 08 октября 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:4552 составляет 5444 127 рублей, по состоянию на 01 ноября 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:29 составляет 10068 480 рублей, по состоянию на 24 июля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:33 составляет 3093 909 рублей 84 копейки, по состоянию на 27 декабря 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:25 составляет 7364 771 рубль 64 копейки.
По итогам оценки, выполненной оценщиком ФИО3 (ООО «Независимая оценка и экспертиза собственности») и представленной в отчетах № 02/24/12 от 24 декабря 2020 года, № 02/26/12 от 14 ноября 2020 года, № 01/26/12 от 26 декабря 2020 года, по состоянию на 21 сентября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:41 составляет 2074 940 рублей, по состоянию на 25 сентября 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:3962 составляет 1982 360 рублей, по состоянию на 05 июня 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:74 составляет 1 141 300 рублей, по состоянию на 02 декабря 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>0:4412 составляет 876 520 рублей, по состоянию на 25 июля 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:153 составляет 1881 370 рублей, по состоянию на 31 августа 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:52 составляет 936 090 рублей, по состоянию на 05 апреля 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:2815 составляет 6465 730 рублей, по состоянию на 08 октября 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:4552 составляет 1118 000 рублей, по состоянию на 01 ноября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:29 составляет 2334 580 рублей, по состоянию на 24 июля 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:33 составляет 789590 рублей, по состоянию на 27 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:25 составляет 1961000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку ООО «Тепсей-Агро-С» является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. В этой связи, 30 декабря 2020 года ООО «Тепсей-Агро-С» обратилось с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако решением Комиссии № 13 от 11 февраля 2021 года в удовлетворении заявления было отказано.
Просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25 в размере их рыночной стоимости.
Представитель административного истца ООО «Тепсей-Агро-С» ФИО1, действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Красноярского края ФИО2, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что представленные административным истцом отчеты об оценке, а также заключение судебной оценочной экспертизы не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и не могут являться надлежащими доказательствами рыночной стоимости земельных участков.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) ФИО4, действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, указала на то, что, поступившие в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, заявления ООО «Тепсей-Агро-С» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости были отклонены, поскольку, отличие кадастровой стоимости земельных участков от их рыночной стоимости составляло от 73,4% до 79,5%, а оформление и содержание отчетов об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Представитель администрации Минусинского района Красноярского края ФИО5, действующая на основании доверенности, в письменных возражениях просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации Минусинского района Красноярского края, а также отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд. Поддержала доводы, положенные в обоснование отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю в удовлетворении заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Большеничкинского сельсовета Минусинского района Красноярского края, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств не представило.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Минусинского района Красноярского края, администрации Большеничкинского сельсовета Минусинского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что ООО «Тепсей-Агро-С» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25, расположенных в Минусинском районе Красноярского края, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 5-15).
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 21 сентября 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:41 составляет 8 856 090 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 апреля 2013 года; по состоянию на 25 сентября 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:3962 составляет 8 462 880 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 25 сентября 2013 года; по состоянию на 05 июня 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:74 составляет 4 620 420 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 апреля 2013 года; по состоянию на 02 декабря 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>0:4412 составляет 3 466 474 рубля 38 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 02 декабря 2013 года; по состоянию на 25 июля 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:153 составляет 7 960 734 рубля, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 апреля 2013 года; по состоянию на 31 августа 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:52 составляет 3 723 696 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 апреля 2013 года; по состоянию на 05 апреля 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:2815 составляет 30 500 244 рубля, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 апреля 2013 года; по состоянию на 08 октября 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:4552 составляет 5 444 127 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 08 октября 2014 года; по состоянию на 01 ноября 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:29 составляет 10 068 480 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 апреля 2013 года; по состоянию на 24 июля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:33 составляет 3 093 909 рублей 84 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 24 июля 2013 года; по состоянию на 27 декабря 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:25 составляет 7 364 771 рубль 64 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27 декабря 2016 года (л.д. 16-26).
30 декабря 2020 года (вх. № 1185) ООО «Тепсей-Агро-С» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453, с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25 с приложением необходимых для этого документов (л.д. 27).
Решением Комиссии № 13 от 11 февраля 2021 года заявление ООО «Тепсей-Агро-С» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков было отклонено, поскольку, как указано в данном решении, отличие рыночной стоимости земельных участков от их кадастровой стоимости составляло от 73,4% до 79,5%, а оформление и содержание отчетов об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным Федеральными стандартами оценки (л.д. 28-34).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке № 02/24/12 от 24 декабря 2020 года, № 02/26/12 от 14 ноября 2020 года, № 01/26/12 от 26 декабря 2020 года, выполненные оценщиком ФИО3 (ООО «Независимая оценка и экспертиза собственности»), согласно которым по состоянию на 21 сентября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:41 составляет 2 074 940 рублей, по состоянию на 25 сентября 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:3962 составляет 1 982 360 рублей, по состоянию на 05 июня 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:74 составляет 1 141 300 рублей, по состоянию на 02 декабря 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>0:4412 составляет 876 520 рублей, по состоянию на 25 июля 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:153 составляет 1 881 370 рублей, по состоянию на 31 августа 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:52 составляет 936 090 рублей, по состоянию на 05 апреля 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:2815 составляет 6 465 730 рублей, по состоянию на 08 октября 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:4552 составляет 1 118 000 рублей, по состоянию на 01 ноября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:29 составляет 2 334 580 рублей, по состоянию на 24 июля 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:33 составляет 789 590 рублей, по состоянию на 27 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:25 составляет 1 961 000 рублей, (л.д. 36-165).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
На основании определения Красноярского краевого суда от 29 апреля 2021 года по ходатайству представителя Правительства Красноярского края была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено оценщику ФИО6
Согласно заключению эксперта ФИО6 от 17 июня 2021 года № 137.03.00376, рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:25:<номер>:41 по состоянию на 21 сентября 2012 года - 2382000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:3962 по состоянию на 25 сентября 2013 года - 1922000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:74 по состоянию на 05 июня 2012 года– 1365000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>0:4412 на 02 декабря 2013 года – 953000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:153 по состоянию на 25 июля 2012 года – 2095000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:52 по состоянию на 31 августа 2012 года – 1230000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:2815 по состоянию на 05 апреля 2012 года – 6867000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:4552 на 08 октября 2014 года – 1401000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:29 по состоянию на 01 ноября 2012 года – 2561000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:33 по состоянию на 24 июля 2013 года – 823000 рублей; с кадастровым номером 24:25:<номер>:25 по состоянию на 27 декабря 2016 года – 2864000 рублей.
Кроме того, в данном заключении эксперт пришел к выводу о том, что при составлении отчетов об оценке № 02/24/12 от 24 декабря 2020 года, № 02/26/12 от 14 ноября 2020 года, № 01/26/12 от 26 декабря 2020 года оценщиком ФИО3 допущены нарушения законодательства об оценочной деятельности, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельных участков. Перечень таких нарушений приведен и аргументирован в исследовательской части заключения эксперта.
При оценке земельных участков экспертом применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Эксперт ФИО6 до начала производства исследования была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, эксперт имеет соответствующее образование и квалификацию, стаж экспертной работы. Заключение содержит описание проведенных исследований, а также мотивированные, последовательные и ясные выводы, к которым пришел эксперт.
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО6 подробно и аргументированно разъяснила исследовательскую часть и выводы заключения от 17 июня 2021 года № 137.03.00376 по спорным вопросам, возникшим у Правительства Красноярского края и изложенным в ходатайстве о назначении по делу повторной экспертизы, в удовлетворении которого судом было отказано. В частности экспертом убедительно аргументирован выбор метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода оценки, обоснован выбор для оценки в качестве объектов-аналогов одних объектов недвижимости и не принятия в качестве объектов-аналогов других, аргументированы определение и анализ ценообразующих факторов, применение тех или иных корректировок и источников используемой информации; разъяснена последовательность проведения оценки и расчета итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.
Достоверность заключения эксперта от 17 июня 2021 года № 137.03.00376 и содержащиеся в нем выводы о рыночной стоимости земельных участков у суда сомнений не вызывает. Данное заключение основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подход к оценке и применяемый в его рамках, метод оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Представленная Правительством Красноярского края рецензия специалиста на заключение эксперта не опровергает достоверность данного заключения и правильность определения в нем величины рыночной стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу положений пункта 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 части 9 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а также разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление от 30 июня 2015 года № 28), при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Таким образом, по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении в отношении данных объекта их рыночной стоимости, рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть подтверждена отчетом об оценке.
На основании статей 77 и 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночная стоимость объекта оценки может быть подтверждена заключением судебной оценочной экспертизы, на разрешение которой может быть также поставлен вопрос о проверке отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23 Постановления от 30 июня 2015 года № 28).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 50 и 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления от 30 июня 2015 года № 28, специалист может быть привлечен к участию в деле для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертиз.
В силу прямого предписания части 4 статьи 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Учитывая, что до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25 должны быть определена равной их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Датой обращения ООО «Тепсей-Агро-С» с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25 следует считать дату подачи соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 30 декабря 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Тепсей-Агро-С» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:41 в размере его рыночной стоимости – 2382000 рублей, определенной по состоянию на 21 сентября 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:3962 в размере его рыночной стоимости – 1922000 рублей, определенной по состоянию на 25 сентября 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:74 в размере его рыночной стоимости – 1365000 рублей, определенной по состоянию на 05 июня 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>0:4412 в размере его рыночной стоимости – 953000 рублей, определенной по состоянию на 02 декабря 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:153 в размере его рыночной стоимости – 2095000 рублей, определенной по состоянию на 25 июля 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:52 в размере его рыночной стоимости – 1230000 рублей, определенной по состоянию на 31 августа 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:2815 в размере его рыночной стоимости – 6867000 рублей, определенной по состоянию на 05 апреля 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:4552 в размере его рыночной стоимости – 1401000 рублей, определенной по состоянию на 08 октября 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:29 в размере его рыночной стоимости – 2561000 рублей, определенной по состоянию на 01 ноября 2012 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:33 в размере его рыночной стоимости – 823000 рублей, определенной по состоянию на 24 июля 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:25:<номер>:25 в размере его рыночной стоимости – 2864000 рублей, определенной по состоянию на 27 декабря 2016 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Тепсей-Агро-С» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:25:<номер>:41, 24:25:<номер>:3962, 24:25:<номер>:74, 24:25:<номер>0:4412, 24:25:<номер>:153, 24:25:<номер>:52, 24:25:<номер>:2815, 24:25:<номер>:4552, 24:25:<номер>:29, 24:25:<номер>:33, 24:25:<номер>:25 считать 30 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 26 августа 2021 года.