ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-374/2018 от 14.05.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-374/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Знаменщикова Р.В.,

при секретаре Сунцовой А.В.,

с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующим в части решения от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края»,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, в котором с учетом изменения административных исковых требований просило признать недействующим решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен.

В обоснование административных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГ между административным истцом и Главным управлением имущественных отношений Алтайского края заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, *** для строительства автоматической телефонной станции по указанному выше адресу. После этого <данные изъяты> обратилось в комитет по строительству, архитектуре и развитию <адрес> с заявлением о выдаче чертежа градостроительного плана земельного участка и градостроительного дела. Данный муниципальный орган на основании решения Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ подготовил градостроительное дело от ДД.ММ.ГГ***, в пункте 2 которого информация о нахождении земельного участка в территориальной зоне Ж.4 не указана, а в примечании отмечено, что территориальная зона на земельный участок не определена и градостроительный регламент не установлен. Между тем в акте о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГ*** и схеме его расположения от ДД.ММ.ГГ*** отражено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж.4. По результатам прокурорской проверки, проведенной по обращению административного истца, установлено, что изменение территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесение его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, было произведено административным ответчиком произвольно, в отсутствие мотивированного обоснования и с нарушением процедуры. В этой связи <данные изъяты> полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части внесения в него указанных изменений не соответствует статьям 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а изложенные обстоятельства нарушают его права и законные интересы как арендодателя, поскольку лишают возможности использовать земельный участок в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГ***-з для строительства автоматической телефонной станции.

Законный представитель <данные изъяты> в судебном заседании просил удовлетворить заявленные административные исковые требования. Представитель административного истца <данные изъяты> поддержал административные исковые требования с учетом их изменения по доводам, изложенным в административном иске, и просил признать недействующим решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, отмечая, что его территориальная зона изменена с нарушением положений статей 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а административным ответчиком не доказан факт соблюдения процедуры внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Барнаула в части отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования.

Представитель административного ответчика <данные изъяты> в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, и объяснила, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Оно не противоречит ни Градостроительному кодексу Российской Федерации, ни Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края. В настоящее время оспариваемый акт действует в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***. Кроме того, указала, что территориальная зона Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, была изменена решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***. При этом инициатором отнесения спорного земельного участка к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, выступил комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края ДД.ММ.ГГ. Полагала, что нарушений процедуры внесения изменений в указанный акт в оспариваемой части административным ответчиком не допущено.

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (далее - Решение) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Правила) с картой градостроительного зонирования территории (приложение 1) и картой зон с особыми условиями использования территории (приложение 2), которое является нормативным правовым актом, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктами 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории города Барнаула.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что отнесение спорного земельного участка к территории общего пользования, для которой градостроительный регламент не установлен, препятствует осуществлению административным истцом полномочий арендатора по владению и пользованию им в части строительства автоматической телефонной станции. При этом <данные изъяты> полагает, что нарушаются его права и законные интересы.

В этой связи Решение может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Согласно пункту 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (действовал на момент принятия оспариваемого акта), к полномочиям городской Думы относилось утверждение Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Барнаульской городской Думы с соблюдением компетенции данного органа местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, то есть в порядке, предусмотренном для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.

Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10 и 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13 и 14 стать 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31 и часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** было утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле (утратило силу с ДД.ММ.ГГ в связи с принятием решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***), которым предусмотрено, что решение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки принимается главой города Барнаула (пункт 2.2). При этом в постановлении главы города Барнаула о проведении публичных слушаний должны быть указаны тема и (или) наименование проекта муниципального правового акта, сроки, в которые должны быть проведены публичные слушания, сведения об инициаторе публичных слушаний, состав комиссии, ответственной за организацию и проведение публичных слушаний. Комиссия действует в порядке, установленном постановлением администрации города и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле (пункт 9.2).

Приложением 1 «Карта градостроительного зонирования» к решению Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в первоначальной редакции) земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, был отнесен к территориальной зоне Ж.4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д. 78, 137-173, том 1).

ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято решение *** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***)», которым приложение 1 к ним изложено в новой редакции и указанный земельный участок отнесен к территории, для которой градостроительный регламент не установлен (л.д. 79, 181-185, том 1, л.д. 24 и 25, том 2).

При этом порядок принятия Правил и внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края. Данные обстоятельства подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> и <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края», вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты>., об оспаривании в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, и другими судебными актами (л.д. 26-42, 225-248, том 2).

Из договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГ***-з (л.д. 14-16, том 1), акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГ*** (л.д 17-18, том 1), распоряжения комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории» (л.д. 20, том 1) и распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 19, том 1) следует, что <данные изъяты> предоставлен в аренду сроком на 61 месяц земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., кадастровый номер ***, разрешенное использование: «автоматические телефонные станции, концентраторы, узловые автоматические телефонные станции, необслуживаемые регенерационные пункты под телекоммуникационное оборудование» для строительства автоматической телефонной станции.

Согласно данным документам спорный земельный участок на момент предоставления находился в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).

В градостроительном плане земельного участка *** от ДД.ММ.ГГ указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***, территориальная зона на указанный земельный участок не определена и градостроительный регламент не установлен (л.д. 27-30, том 1).

Административный истец полагает, что изменение территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесение его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГ*** произведено с нарушением положений статей 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проверяя данный довод, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГ в газете «Вечерний Барнаул» *** опубликовано подписанное главой администрации г. Барнаула постановление от ДД.ММ.ГГ*** «О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края». Данным постановлением определены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта, в том числе: принятие предложений заинтересованных лиц; разработка проекта; проверка проекта на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану городского округа - города Барнаула, схемам территориального планирования Алтайского края и Российской Федерации; направление проекта главе города или в комиссию по подготовке проекта на доработку; принятие решения о проведении публичных слушаний; внесение изменений в проект с учетом результатов публичных слушаний и его предоставление главе администрации города; принятие решения о направлении проекта в Барнаульскую городскую Думу или его отклонении и направлении на доработку; вынесение проекта на рассмотрение Барнаульской городской Думы; опубликование проекта, а также утверждены состав комиссии по подготовке проекта Правил, Положение о порядке деятельности комиссии и порядок представления в комиссию предложений по подготовке проекта Правил. Кроме того, установлено, что этапы градостроительного зонирования ко всей территории городского округа - города Барнаула и порядок представления в комиссию предложений по подготовке проекта утверждены постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГ*** «О подготовке проекта Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» (л.д. 55 и 56, том 2).

Официальное сообщение о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула опубликовано Комиссией в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 57 и 221, том 2).

Из протокола заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** следует, что рассмотрев предложение комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к территории общего пользования и отмене градостроительного регламента для данного земельного участка в связи с тем, что на нем расположена березовая роща, Комиссией рекомендовано принять данное предложение.

ДД.ММ.ГГ Барнаульской городской Думой принято постановление *** «О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края», которым определено провести публичные слушания в срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д. 58 и 59, том 2).

Сообщение о проведении публичных слушаний с указанием даты их проведения ДД.ММ.ГГ и места проведения было опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ*** и ДД.ММ.ГГ на официальном Интернет-сайте г. Барнаула (л.д. 60 и 61, том 2).

В установленную дату состоялись публичные слушания и принят итоговый документ, которым рекомендовано главе администрации города согласиться с проектом и направить его на рассмотрение в Барнаульскую городскую Думу (л.д. 62-68, том 2, л.д. 106-112, том 1).

Итоговый документ опубликован в газете «Вечерний Барнаул» от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 69, том 2).

ДД.ММ.ГГ состоялось заседание Барнаульской городской Думы, на котором присутствовал 31 из 40 депутатов, что составляло большинство от установленной Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края численности депутатов городской Думы. По результатам рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта депутатами принято решение *** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***)» (л.д. 190-191, том 2). Требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке и внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (л.д. 220, том 2).

Между тем ни из проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, опубликованного ДД.ММ.ГГ в газете «Вечерний Барнаул», ни из протокола проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ, ни из выписки из протокола заседания Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ не следует, что предложение комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к территории общего пользования и отмене градостроительного регламента для данного земельного участка являлось предметом какого-либо обсуждения.

По утверждению представителя административного ответчика изменение территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесение его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, состоялось на основании решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***)».

При этом Алтайским краевым судом неоднократно проверялся порядок внесения изменений в Правила указанным решением административного ответчика и суды приходили к выводу о том, что он соблюден (например, решение Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***)») (л.д. 26-37, том 2).

В то же время судебные акты сведений о том, что проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, размещенный на официальном Интернет-сайте города Барнаула ДД.ММ.ГГ, предусматривал изменение территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, а предложение комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула об отнесении его к территории общего пользования и отмене градостроительного регламента для него повторно выносилось на заседание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, на публичные слушания ДД.ММ.ГГ и на заседание Барнаульской городской Думы ДД.ММ.ГГ, не содержат (л.д. 73-153, 192-195, том 2).

Административный ответчик доказательства соблюдения порядка внесения изменений в Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края в этой части не представил.

Порядок предоставления предложений по внесению изменений в Правила в соответствии с постановлением главы администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ*** «О подготовке проекта о внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» был определен приложением *** к постановлению администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ*** «О подготовке проекта Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» и предусматривал оформление предложения в письменном виде за подписью лица, их изложившего. Каких - либо исключений из данного порядка внесения предложений по изменению Правил не предусматривалось.

Данный порядок обеспечивал реализацию требования пункта 8.1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (утратило силу в связи с изданием постановления администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ***) о приложении к итоговому документу публичных слушаний всех поступивших письменных предложений и дополнений и мотивированного заключения по предложениям.

Суд находит, что письменное предложение и мотивированное заключение по изменениям Правил в части изменения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не представлено. Так, в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГ предложение комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> обосновано нахождением на спорном земельном участке березовой рощи. Однако, наличие зеленых насаждений ценных пород не было препятствием для утверждения комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула акта о выборе земельного участка для строительства автоматической телефонной станции от ДД.ММ.ГГ*** (л.д. 17, том 1) и утверждения схемы его расположения (л.д. 20, том 1).

Из протоколов публичных слушаний по проекту внесения изменений и дополнений в Правила от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ следует, что вопрос об изменении территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесение его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, на обсуждение не выносился.

Сведения о том, что проекты внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, вынесенные на публичные обсуждения ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, предусматривали изменение территориальной зоны указанного земельного участка в материалах административного дела отсутствуют и стороной административного ответчика не представлены.

Следовательно, единственным источником, содержащим сведения о предложении по отнесению спорного земельного участка к территории общего пользования, являлся протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГ. Доказательств того, что данный протокол находился в числе материалов, которые были доступны для ознакомления заинтересованным лицам, в том числе <данные изъяты>, в ходе проведения публичных слушаний, не имеется.

В протоколе заседания Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ нет информации по спорному земельному участку (л.д. 192-195, том 2). Доказательства того, что протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГ направлялся в Барнаульскую городскую Думу в числе других материалов для принятия решения, отсутствуют.

Таким образом, административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств соблюдения порядка внесения изменений в Правила относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В этой связи суд полагает доводы административного истца о том, что <данные изъяты> как арендатор спорного земельного участка, не имело возможности выразить свою позицию по вопросу об отнесении земельного участка к территории общего пользования, заслуживающими внимания.

Оценив приведенные выше доказательства, суд приходит к выводу, что решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, принято с нарушением требований к процедуре принятия нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Правила, которые в совокупности следует признать существенными.

Нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта является одним из оснований для признания его недействующим в оспариваемой части.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).

Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основании части 3 и части 9 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

При этом правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ).

Согласно пунктам 2 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В силу части 2 статьи 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.

Из фрагмента Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***) следует, что земельный участок административного истца находится частично в границах функциональной зоны зеленых насаждений общего пользования, а частично на территории общего пользования (л.д. 80, том 1).

Законный представитель административного истца в судебном заседании объяснил, что его земельный участок нанесен на фрагмент Генерального плана неверно, так как из него видно, что все строения оказались сдвинуты вверх. Фактически спорный земельный участок по Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края полностью располагался в функциональной зоне индивидуальной застройки с участками.

Исследовав акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГ*** с приложением (л.д 17-18, том 1), распоряжение комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, (л.д. 20, том 1), схему расположения земельного участка из градостроительного дела *** с нанесенными красными линиями (л.д. 24 и 30, том 1), фрагменты карт градостроительного зонирования (л.д. 78 и 79, том 1) и распечатки из информационного ресурса 2ГИС о месте расположения земельного участка относительно земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 223 и 224, том 2), заслушав показания свидетеля <данные изъяты> суд приходит к выводу о том, что Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к функциональной зоне индивидуальной застройки с участками.

Данный вывод также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно которым право собственности на указанный объект недвижимости было зарегистрировано ДД.ММ.ГГ, то есть до принятия Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, земельный участок под ним является смежным со спорным земельным участком и они оба находятся в границах красных линий (л.д. 30, том 1, л.д. 175-177, том 2).

С учетом изложенного суд критически относится к фрагменту Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, представленного стороной административного ответчика, в части нанесения на него спорного земельного участка (л.д. 80, том 1).

Согласно приложению 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам в редакции от ДД.ММ.ГГ*** земельный участок, которым владеет административный истец, находился в территориальной зоне Ж.4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д. 78, том 1).

В соответствии с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГ*** в приложение 1 Правил, территориальная зона, в границах которой располагается используемый <данные изъяты> земельный участок, изменена и он отнесен к территории, для которой градостроительный регламент не установлен (л.д. 79, том 1, л.д. 24 и 25, том 2).

В силу части 1 статьи 60 Правил действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, находящиеся в границах территорий общего пользования. Таким образом, любое строительство на них запрещено.

На основании части 1 статьи 64 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, определяющей градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4) в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает автоматические телефонные станции (подпункт 31 пункта 1.1).

Из Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, находится в границах земель индивидуальной застройки с участками (л.д. 80, том 1, л.д. 23, том 2).

В ходе реализации положений Генерального плана городского округа - города Барнаула на месте земель индивидуальной застройки с участками в месте расположения земельного участка административного истца Правилами в первоначальной редакции была установлена территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4) (л.д. 78, том 1).

В судебном заседании законный представитель административного истца объяснил, что намерен использовать указанный земельный участок в соответствии с основным видом разрешенного использования территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), установленной Правилами в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, которая сопоставима с функциональным назначением земель индивидуальной застройки с участками, определенным Генеральным планом городского округа - <адрес> Алтайского края.

При этом Правила в редакции решения от ДД.ММ.ГГ*** не соответствуют Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен.

Кроме того, согласно частям 1 - 4 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами и предоставленные для добычи полезных ископаемых.

В силу части 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из буквального толкования указанных положений Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации следует, что произвольное изменение территориальной зоны сформированного земельного участка без учета положений генерального плана и отнесение его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, без изменения его целевого назначения и разрешенного использования, а также отнесения его в установленном порядке к территории общего пользования недопустимо.

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГ спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4), имеет вид разрешенного использования: «автоматические телефонные станции, концентраторы, узловые автоматические телефонные станции, необслуживаемые регенерационные пункты под телекоммуникационное оборудование» и цель использования: для строительства автоматической телефонной станции (л.д. 20, том 1).

По условиям договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГ***<данные изъяты> предоставлен в аренду сроком на <данные изъяты> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., кадастровый номер ***, разрешенное использование: «автоматические телефонные станции, концентраторы, узловые автоматические телефонные станции, необслуживаемые регенерационные пункты под телекоммуникационное оборудование» для строительства автоматической телефонной станции.

Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГ следует, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, имеет разрешенное использование «автоматические телефонные станции, концентраторы, узловые автоматические телефонные станции, необслуживаемые регенерационные пункты под телекоммуникационное оборудование».

Каких-либо решений об изменении целевого назначения спорного земельного участка, об отнесении его к территорий общего пользования или для размещения линейных объектов не принималось, каким-либо линейным объектом он не занят. При этом границы красных линий проходят по границе данного земельного участка.

Таким образом, решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, измененное решением от ДД.ММ.ГГ***, в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка административного истца, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен, противоречит частям 3 и 9 статьи 31, пунктам 2 и 4 части 1 статьи 34 и частям 2 и 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края.

Вопреки позиции административного истца с учетом объяснений представителя административного ответчика, показаний свидетеля <данные изъяты> и представленных письменных доказательств оснований для признания фрагмента карты градостроительного зонирования (л.д. 78, том 1) недопустимым доказательством суд не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При рассмотрении административного дела судом установлено существенное нарушение процедуры принятия оспариваемого решения, а также его несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административный истец не мог реализовать право владения и пользования спорным земельным участком, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

При обращении в суд <данные изъяты> была уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты>. (л.д 4, том 1). Данные расходы подлежат возмещению Барнаульской городской Думой в силу части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Между тем, поскольку административный ответчик не является юридическим лицом и не имеет собственного счета, расходы взыскиваются за счет местной казны на основании статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 111, 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края» в части изменения территориальной зоны Ж.4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и отнесения его к территории, для которой градостроительный регламент не установлен.

Взыскать с <данные изъяты> за счет казны городского округа - города Барнаула Алтайского края в пользу <данные изъяты><данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Р.В. Знаменщиков

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.