ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-375/2021 от 18.02.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-67/2022 (3а-375/2021)

УИД 39ОS0000-01-2021-000472-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

с участием прокурора – Маркеловой Г.И.

при секретаре – Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Калининградской областной Думе, Губернатору Калининградской области об оспаривании в части пункта 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы»,

У С Т А Н О В И Л:

Калининградской областной Думой принят Уставный закон Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», который подписан Губернатором Калининградской области, официально опубликован в издании «Калининградская правда» от 9 октября 2010 года (№ 187), вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Пунктом 3 статьи 16 указанного закона установлено, что военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Калининградской областной Думе о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», ссылаясь на то, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и не имеющие регистрации по месту жительства или пребывания на территории Калининградской области, не обладают активным избирательным правом в силу общих норм, предусмотренных пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 5 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», в связи с чем приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву и не являющихся жителями Калининградской области, не может быть признан законным основанием для включения соответствующих лиц в список избирателей.

Одновременно полагает, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и не имеющие места жительства в границах избирательных округов, вправе реализовать активное избирательное право на избирательном участке, в границах которого находится воинская часть, только в случаях, предусмотренных частью 4.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (при наличии регистрации по месту пребывания - при условии подачи заявления о включении в список избирателей не позднее чем за 3 месяцев по выборов), либо частью 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (при отсутствии регистрации по месту пребывания - при условии подачи заявления в избирательную комиссию по месту нахождения воинской части о включении в список избирателей не позднее чем за 45 суток до дня голосования).

Кроме того, считает пункт 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» не соответствующим положениям статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о регулировании объема прав и обязанностей военнослужащих исключительно федеральными правовыми актами.

Определением судьи от 24 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Калининградской области.

Определением суда от 28 января 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Губернатор Калининградской области.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 заявленные требования уточнил, указав, что пункт 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему административному делу в части слов «либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву».

Представитель Калининградской областной Думы - ФИО3, представитель Губернатора Калининградской области – ФИО4, представители Избирательной комиссии Калининградской области – ФИО5, ФИО6 полагали требования административного истца не подлежащими удовлетворению исходя из соответствия оспариваемой нормы регионального закона федеральному законодательству. Письменные возражения административных соответчиков и заинтересованного лица приобщены к материалам дела.

Выслушав пояснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Постановлением Калининградской областной Думы от 17 июня 2021 года № 332 были назначены на 19 сентября 2021 года выборы депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.

ФИО1 был зарегистрирован 4 августа 2021 года кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Решением Калининград-Ленинградской ТИК (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва) от 21 сентября 2021 года № 58/329-5 выборы по указанному избирательному округу признаны состоявшимися, избранным депутатом признан ФИО7

ФИО1 обратился в районный суд с административным иском о признании незаконными протоколов отдельных участковых комиссий об итогах голосования и решения окружной избирательной комиссии о результатах выборов по названному избирательному округу, обосновывая свои требования, помимо прочего, неправомерным включением в список избирателей и допуском к голосованию военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не зарегистрированных по месту жительства в границах избирательного округа и не обращавшихся с заявлениями о включении в список избирателей по месту прохождения военной службы в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 4 либо частью 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 27 декабря 2021 года в указанном административном иске ФИО1 отказано.

Решение суда в законную силу не вступило.

В мотивировочной части решения суда, помимо прочих, содержатся выводы о соблюдении закона, в том числе положений статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», при составлении списков избирателей по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов Калининградской областной Думы седьмого созыва.

Таким образом, оспариваемые в настоящем деле законоположения фактически применены к ФИО1, в связи с чем он обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Из приведенной нормы закона следует, что, независимо от оснований требований, суд обязан проверить соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В то же время, согласно пункту 4 части 1 статьи 128, части 1 статьи 210 КАС РФ суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при этом судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть).

Решением Калининградского областного суда от 1 ноября 2010 года по делу № 3-55/2010 отказано в удовлетворении заявления ФИО8 о признании не действующим и не подлежащим применению Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» в полном объеме.

Из содержания решения суда следует, что названный закон был оспорен исключительно по мотиву нарушения порядка принятия нормативного правового акта.

В этой связи предметом судебной проверки по делу № 3-55/2010 являлось соблюдение требований федерального законодательства и нормативных правовых актов Калининградской области, регулирующих порядок принятия закона субъекта Российской Федерации, а именно: статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Закона Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области".

Решение суда от 1 ноября 2010 года об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим и не подлежащим применению в полном объеме Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» мотивировано соблюдением установленного порядка принятия закона субъекта Российской Федерации.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 года № 71-Г10-40 решение Калининградского областного суда от 1 ноября 2010 года оставлено без изменения.

Принимая во внимание, что названные нормы федерального законодательства, регулирующие порядок принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, сохраняют свою юридическую силу, а действующий с 18 мая 2011 года Закон Калининградской области Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области» не имеет обратной силы и с очевидностью не подлежит применению к правоотношениям, возникшим по поводу принятия Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы», оснований для повторной судебной проверки соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не имеется при том, что до настоящего времени пункт 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» действует в первоначальной редакции, которая не изменялась.

Проверив на основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ пункт 3 статьи 16 названного закона Калининградской области в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, суд приходит к следующему.

Статьей 10 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 1 данной статьи предусмотрено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

При этом подпунктом «к» пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Пунктом 6 этой же статьи предусмотрено, что иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, в том числе федеральные законы, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, а если федеральный закон, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Отсюда следует, что нормы Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона «О статусе военнослужащих» не регулируют непосредственно отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов на территории Российской Федерации, в том числе не устанавливают основания ограничения конституционного права избирать в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и не содержат условий и порядка реализации активного избирательного права гражданами Российской Федерации, в том числе военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по сути отсылая к специальным законоположениям, а именно: к нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

На основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу, как обоснованно обращает внимание административный истец, активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, который в органах регистрационного учета зарегистрирован по месту жительства в пределах избирательного округа.

Вместе с тем, в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ закреплено, что законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под законом понимается не только федеральный конституционный или федеральный закон, но также и закон субъекта Российской Федерации.

Одновременно часть 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ограничивая пределы усмотрения законодателя, наделяет и федерального, и регионального законодателей правомочиями по осуществлению лишь такого правового регулирования, которое дополняет гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, объем которых в силу пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона может быть изменен не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы.

Применительно к вопросам, связанным с осуществлением законодательного регулирования в сфере избирательных прав граждан на уровне субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что соответствующие законы субъектов Российской Федерации выступают в качестве конкретизирующего нормативного регулятора, носят вторичный характер и производны от базового правового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, должен, учитывая особенности предмета правового регулирования, предусматривать и необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан; при этом он связан требованием статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, в силу которого законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, и во всяком случае не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы (Постановления от 11 марта 2008 года № 4-П, от 24 декабря 2012 года № 32-П, Определение от 17 июня 2008 года № 436-О-О).

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что по своему значению вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа, а также с принципом всеобщности избирательного права. При разрешении данного вопроса законодатель вправе и обязан в рамках своих полномочий урегулировать порядок (процедуру) формирования корпуса избирателей, не искажая при этом само существо активного избирательного права (Постановление от 24 ноября 1995 года № 14-П, Определение от 9 февраля 2016 года № 337-О).

Отсюда следует, что региональный законодатель не вправе вводить запреты и ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые не предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Статьей 17 настоящего Федерального закона установлен порядок составления списков избирателей, при этом определено, что в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (пункт 1); в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (пункт 2); основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.

Согласно пункту 11 этой же статьи регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением ЦИК России от 6 ноября 1997 года № 134/973-II утверждено Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.

В пункте 2.2 Положения определено, что учет избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинских частей как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, осуществляется командиром воинской части.

На основании подпункта 2.4.3 Положения гражданин включается в число избирателей, участников референдума на соответствующей территории, указанной, в частности, в пункте 2.2 настоящего Положения, в связи с зачислением в списки личного состава воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву, на основании приказа командира воинской части (зачислением в военное учебное заведение граждан на основании приказа начальника военного учебного заведения).

Доводы административного истца о том, что приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву, является основанием для включения военнослужащих в списки избирателей исключительно при условии подачи ими соответствующих заявлений в сроки и порядке, определенные пунктом 4.1 статьи 4 или пунктом 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, противоречат закону.

Так, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

Согласно пункту 16 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности).

Данные нормы направлены на создание условий для реализации активного избирательного права лицами, которые зарегистрированы по месту жительства либо пребывания на территории соответствующего избирательного округа.

Однако в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не подлежат применению Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, согласно пункту 23 которых Правила не распространяются на солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву.

В силу статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 28 мая 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 и от 22 ноября 2021 года № 700, единственным документом, удостоверяющим личность и статус военнослужащего, в том числе проходящего военную службу по призыву, является военный билет, в котором отметки о регистрации по месту жительства либо пребывания не производятся.

Также военный билет является документом, заменяющим паспорт гражданина, необходимым для участия в избирательном процессе (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Из приведенных норм в их совокупности следует, что приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву, является самостоятельным, не ограниченным какими-либо условиями, основанием для включения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинской части, расположенной в пределах избирательного округа, в списки избирателей при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.

Аналогичное ограничение активного избирательного права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ было предусмотрено пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», относительно которого Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 ноября 1998 года № 151-О указал, что такое регулирование осуществлено федеральным законодателем в целях защиты прав и законных интересов других лиц с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти, смысл которого заключается в защите прав и интересов жителей конкретной территории.

Ограничений активного избирательного права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, применительно к выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации по критерию расположения места жительства таких военнослужащих до призыва на военную службу федеральным законодателем не установлено.

Принимая во внимание, что законом субъекта Российской Федерации не могут быть установлены дополнительные запреты и ограничения избирательных прав, которые не предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд полагает не основанной на законе позицию административного истца о неправомерном создании оспариваемой нормой Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» условий для реализации активного избирательного права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, которые не ограничены федеральным законом в этом конституционном праве.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Калининградской областной Думе, Губернатору Калининградской области об оспаривании пункта 3 статьи 16 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года № 497 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» в части слов «либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова