УИД 59OS0000-01-2023-000376-58
Дело № 3а-5/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Юрченко И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гатиной О.Ф.,
с участием прокурора Мерзлякова А.В.,
представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Артемьевой К.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску Шахин Ирины Леонидовны к Правительству Пермского края о признании не действующими в части со дня принятия нормативные правовые акты, определяющие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость,
у с т а н о в и л:
на основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» Правительством Пермского края принято Постановление от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п, Перечень на 2020 год).
Нормативный правовой акт опубликован 09 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за №48, том 2, а также размещен 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 611 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п включено здание с кадастровым номером **:94, расположенное по адресу: **** 19.
Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п, Перечень на 2021 год).
Нормативный правовой акт опубликован 07 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 3239 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п включено здание с кадастровым номером **:94, расположенное по адресу: **** 19.
Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п, Перечень на 2022 год).
Нормативный правовой акт опубликован 06 декабря 2021 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 3311 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п включено здание с кадастровым номером **:94, расположенное по адресу: **** 19.
Правительством Пермского края принято Постановление от 24 ноября 2022 года № 992-п «Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года № 992-п, Перечень на 2023 год).
Нормативный правовой акт опубликован 28 ноября 2022 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 47, том 1, а также размещен 28 ноября 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года № 992-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 4112 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года № 992-п включено здание с кадастровым номером **:94, расположенное по адресу: **** 19.
Шахин И.Л., являясь собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами **:529, **:557, расположенных в здании с кадастровым номером **:94, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 611 Перечня на 2020 год, 3239 Перечня на 2021 год, 3311 Перечня на 2022 год, 4112 Перечня на 2023 год, полагая, что объект недвижимости с кадастровым номером **:94 не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога в большем размере.
Административный истец Шахин И.Л., представитель административного истца в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представителем административного истца направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и представителя административного истца, а также о приостановлении производства по настоящему административному делу до рассмотрения дела по иску Шахин И.Л. о признании незаконным образование и постановку на кадастровый учет здания с кадастровым номером **:94, находящегося в производстве Краснокамского городского суда Пермского края.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагает, что сведения Единого государственного реестра недвижимости в части наименования здания «бытовой комбинат», а также данные документов технического учета нежилого здания, в соответствии с которым более 20 процентов от общей площади предусматривает размещение торговых объектов, свидетельствуют о соответствии объекта недвижимости критериям, предусмотренным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» и являются достаточными основаниями для включения здания в соответствующие Перечни.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Пермского края, полагавшего требования административного истца необоснованными, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 года №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка их принятия и опубликования. По данному основанию участниками судебного разбирательства нормативные правовые акты не оспариваются.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций». К таким нежилым объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.
Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. При этом ставка налога определяется с учетом того, поименован ли объект в перечне, определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Шахин И.Л. на момент принятия оспариваемых перечней на праве долевой собственности принадлежали объекты недвижимого имущества – нежилые помещения с кадастровыми номерами **:529, **:557, состоящие на самостоятельном кадастровом учете, расположенные в здании с кадастровым номером **:94 по адресу: **** 19.
Здание с кадастровым номером **:94 на момент включения в соответствующие перечни располагалось в пределах земельного участка с кадастровым номером **:6.
Как указывалось выше, здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу нежилые помещения, включено в пункты 611 Перечня на 2020г., 3239 Перечня на 2021 год, 3311 Перечня на 2022 год, 4112 Перечня на 2023г.
Как следует из позиции административного ответчика, здание включено в Перечни на основании сведений ЕГРН, поскольку на момент включения в оспариваемые перечни объект представлял собой нежилое здание, имеющее наименование «бытовой комбинат», также были учтены данные документов технического учета, согласно которым более 20 процентов от общей площади здания предназначено для целей размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приведенные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
Оценив наличие оснований для отнесения здания к административно-деловому или торговому центру, суд приходит к следующим выводам.
Здание с кадастровым номером **:94, расположенное по адресу: **** 19, имеет площадь 876 кв.м., что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.
Как установлено судом, здание с кадастровым номером **:94 на момент включения в соответствующие перечни располагалось в пределах земельного участка с кадастровым номером **:6.
Исходя из данных представленных Филиалом Публично-правовой компании «Роскадастр» по Пермскому краю вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:6 по состоянию на 30 марта 2009: по документу – для предпринимательской деятельности, по классификатору Росреестра – для иного использования. 04 марта 2020 в результате корректировки сведений ЕГРН Управлением Росреестра по Пермскому краю внесены изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:6, установленный вид разрешенного использования по документу – для предпринимательской деятельности, по классификатору Росреестра – для размещения объектов предпринимательской деятельности. Вид разрешенного использования земельного участка по состоянию на 28 ноября 2019г. по документу – для предпринимательской деятельности, по классификатору Росреестра – для иного использования. По состоянию на 25 ноября 2020, 29 ноября 2021, 24 ноября 2022: по документу – для предпринимательской деятельности, по классификатору Росреестра – для размещения объектов предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующим до 04 апреля 2021 года (в данное время действует Приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков») был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения нежилого здания в Перечни только по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено в силу следующего.
Вид разрешенного использования «для предпринимательской деятельности» не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку включает в себя содержание разных видов разрешенного использования, предусмотренных соответствующими кодами Классификатора (в том числе не предусматривающих размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания) и не свидетельствует о возможности размещения на земельном участке исключительно офисных зданий делового и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования «для предпринимательской деятельности» не является строго определенным и допускает размещение объектов, как подпадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и находящихся вне сферы ее регулирования.
Наименование здания «бытовой комбинат», не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Назначение здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости – нежилое, что также не позволяет отнести его к административно-деловым или торговым центрам.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены признаки здания, которое может быть признано предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, к которым относится наличие помещений, не менее 20 процентов общей площади, в соответствии со сведениями технического учета, предусматривающих размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в здании с кадастровым номером **:94 расположены помещения с кадастровыми номерами **:566 площадью 167 кв.м., **:529 площадью 330,7 кв.м., **:557 площадью 383,2 кв.м..
Согласно ответу ППК Роскадастр от 21 сентября 2023 сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером **:566 внесены в кадастр недвижимости 12 сентября 2013г на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, переданных в орган кадастрового учета в рамках исполнения требований Приказа Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». В ЕГРП ведения о данном объекте внесены на основании технического паспорта нежилого помещения от 3 июля 2001г.
Сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами **:529, **:557 внесены в кадастр недвижимости 6 сентября 2013, 12 сентября 2013 соответственно на основании сведений, переданных в орган кадастрового учета в рамках исполнения требований Приказа минэкономразвития РФ от 11 января 2011 № 1. В кадастровых делах указанных объектов недвижимости информация о документах, послуживших основанием для постановки их на кадастровый учет отсутствует.
На запрос суда Государственным бюджетным учреждением Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» представлены технические паспорта на объект недвижимости – здание, расположенное по адресу **** 19, в частности, технический паспорт нежилого здания (строения) по состоянию на 3 августа 2007г., технический паспорт нежилого помещения, расположенного в доме № 19 по **** по состоянию на 20 февраля 2008г. (помещение площадью 365,8 кв.м (до уточнения 383,2 кв.м.), технический паспорт нежилого помещения, расположенного в **** по **** по состоянию на 10 февраля 2008г. (помещение площадью 330,7 кв.м.), технический паспорт нежилого помещения в здании № 19 по **** по состоянию на 30 января 2017 года (помещение площадью 167 кв.м.).
Проанализировав данные технической документации на здание, расположенное по адресу **** 19, сведения, содержащиеся в кадастровых делах (представлены в электронном виде) на указанное здание и помещения, расположенные в здании, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, в здании с кадастровым номером **:94 расположены помещения с кадастровыми номерами **:566 (этаж 1) площадью 167 кв.м., **:529 (подвал, этаж 1) площадью 330,7 кв.м., **:557 (этаж 1, 2) площадью 383,2 кв.м..
Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта на нежилое помещение в доме № 19 по ****, расположенное на 1, 2 этажах здания, площадь которого составляла 383,2 кв.м. (площадь в документах технического учета уточнена в связи с погашением записи о лестничных клетках на 1 этаже здания) по состоянию на 20 февраля 2008г., что соответствует помещению с кадастровым номером **:557, следует, что помещение состоит из следующих частей: парикмахерская площадью 12,6 кв.м., торговые залы площадью 131,5 кв.м., 21,0 кв.м., 21,2 кв.м., 17,8 кв.м., 24,6 кв.м., примерочная площадью 16,9 кв.м., пошивочный цех площадью 16,9 кв.м., 23 кв.м., комната, коридор, подсобное помещение, туалет, умывальная (л.д. 238-240 том 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Исходя из позиций 14, 20, 21 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (далее - Национальный стандарт), устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты); торговое предприятие (предприятие торговли) - имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли (к торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли); предприятие розничной торговли - торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли. (к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.).
Согласно позиции 113 площадь торгового зала: часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Таким образом, назначение помещений в спорном здании в соответствии со сведениями технического учета «торговый зал» однозначно предполагают размещение в нем торгового объекта.
Таким образом, площадь помещений, предназначенных для размещения торговых объектов составляет 216,1 кв.м..
Услуги по пошиву изделий по индивидуальному заказу и услуги парикмахерских в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р «Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» отнесены к бытовым услугам.
В указанном техническом паспорте на часть здания, составленном по состоянию на 20 февраля 2008, помещения с наименованием примерочная, пошивочный цех (23 кв.м., 16, кв.м., 16,9 кв.м.), парикмахерская (12,6 кв.м.) также отнесены к помещениям бытового обслуживания. Таким образом, площадь помещений, предназначенных для бытового обслуживания, составляет 68,5 кв.м.. Учитывая изложенное, площадь помещений, предназначенных для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания согласно данным технического учета составляет 284,6 кв.м., что превышает 20% площади помещений здания.
Технический паспорт на часть здания площадью 167 кв.м. (этаж 1) по состоянию на 30 января 2017 года не может быть принят во внимание как документ технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Представленный административным истцом технический паспорт на нежилое помещение в доме № 19 по **** по состоянию на 20 февраля 2008г., в котором отсутствуют наименование и назначение помещений, не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, поскольку представлен в копии, в документах технического учета технический паспорт данного содержания отсутствует, при этом содержание указанного технического паспорта противоречит технической документации на здание, представленной ГБУ Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края.
Таким образом, из анализа технической документации следует, что по состоянию на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов площадь помещений, предназначенных для размещения торговых объектов (торговый зал) и объектов бытового обслуживания (пошивочный цех, примерочная, парикмахерская) в совокупности составляет более 20 процентов от общей площади здания.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемые истцом Перечни в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что нормативные правовые акты, определяющие перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, принятые Правительством Пермского края по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административного истца не нарушают.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе Шахин И.Л. в удовлетворении административного иска.
При рассмотрении дела судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя административного истца о приостановлении производства по настоящему административному делу до рассмотрения дела, находящегося в производстве Краснокамского городского суда, поскольку с учетом предмета настоящего дела, предмета предъявленного административным истцом иска в Краснокамский городской суд, суд пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих рассмотрению настоящего дела до рассмотрения дела Краснокамским городским судом Пермского края.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Шахин Ирине Леонидовне о признании недействующими со дня принятия пункт 611 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3239 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3311 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, пункт 4112 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного постановлением Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 г. № 992-п «Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - подпись
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 года.