ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-376/20 от 01.10.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-376/2020

42ОS0000-01-2020-000356-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Косик Н.И.,

с участием прокурора Медведевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

01 октября 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующим в части постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03 февраля 2020 года № 38 «О принятии решения о комплексном развитии территории рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс в границах СТК «Шерегеш» в пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения по инициативе органа местного самоуправления»,

УСТАНОВИЛ:

03 февраля 2020 года Правительством Кемеровской области - Кузбасса принято постановление № 38 «О принятии решения о комплексном развитии территории рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс в границах СТК «Шерегеш» в пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения по инициативе органа местного самоуправления».

Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия указанного постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03 февраля 2020 года № 38 в части пункта 2, которым установлены границы территории рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс, подлежащей комплексному развитию, согласно приложению № 1 (п. 2.1 постановления) и перечень зданий, строений, сооружений, земельных участков, расположенных на территории рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс, подлежащей комплексному развитию, согласно приложению № 2 к постановлению (п. 2.2 постановления).

Заявленные требования с учетом уточнений мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 42:12:0102010:469, 42:12:0102010:680, отдельно стоящие нежилые здания с кадастровыми номерами 42:12:0102010:589, 42:12:0102010:565, ФИО2 – земельный участок с кадастровым номером 42:12:0102010:412, отдельно стоящее нежилое здание с кадастровым номером 42:12:0000000:267, расположенные в Кемеровской области, Таштагольский район, пгт Шерегеш.

В феврале 2020 года административные истцы получили уведомления, согласно которым им как правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления, предлагается осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном ст. 46.9 ГрК РФ.

В ходе проведения публичных слушаний в период с 15.02.2019 по 18.03.2019 по проекту, предусматривающему внесение изменений в правила землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения, административными истцами были поданы возражения относительно добавления в градостроительный регламент новой зоны Р 7-2 «Подзона рекреационного назначения – для размещения и устройства лыжных трасс» и распространения данной зоны на земельные участки и объекты недвижимости, принадлежащие административным истцам, которые ранее относились к территориальной зоне Р 5, предусматривающей возможность размещения гостиниц, ресторанов, кафе, закусочных, баров, иных объектов обслуживания туристов. Однако при подготовке заключения о результатах публичных слушаний возражения истцов не были учтены.

Отмечают, что изменения, внесенные в правила землепользования и застройки, нарушают баланс частных и публичных интересов, не соответствуют требованиям разумности и справедливости, представляют собой произвольное вмешательство в предпринимательскую деятельность собственников объектов недвижимого имущества, существенно ограничивая их в правах.

Кроме того, имущество, собственником которого является административный истец ФИО1, находится в залоге ПАО «Сбербанк России», в связи с чем не может быть отчуждено.

Также полагают, что существующая горнолыжная трасса соответствует всем нормативам, в связи с чем отсутствовала необходимость в установлении территориальной зоны Р 7-2 в целях благоустройства безопасного выката горнолыжной трассы в соответствии с ГОСТ Р 55881-2013, СП 31-15-2008.

Учитывая изложенное, считают, что результаты публичных слушаний и постановление от 03 февраля 2020 г. № 38 в оспариваемой части приняты в нарушение градостроительного законодательства, нарушают права и законные интересы административных истцов, в связи с чем вынуждены обратиться в суд с настоящими требованиями.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном ходатайстве просили рассматривать дело в их отсутствие.

Представитель административных ответчиков Правительства Кемеровской области – Кузбасса, главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса ФИО3, действующая на основании доверенностей, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса ФИО4, действующая на основании доверенности, против заявленных требований возражала по доводам, изложенных в письменных возражениях.

Заинтересованные лица администрация Таштагольского муниципального района, ПАО «Сбербанк России» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях администрация Таштагольского муниципального района считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит рассматривать дело в отсутствие своего представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Медведевой М.П., полагавшей требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Законом Кемеровской области от 28.12.2016 № 102-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений между органами местного самоуправления Шерегешского городского поселения и органами государственной власти Кемеровской области» к полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Шерегешского городского поселения: по подготовке и утверждению генерального плана Шерегешского городского поселения и внесению в него изменений; по утверждению правил землепользования и застройки Шерегешского городского поселения и внесению в них изменений; по принятию решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления в соответствии со статьей 46.10 Градостроительного кодекса РФ на территории спортивно-туристического комплекса «Шерегеш», границы которой приведены в приложении к указанному закону.

Законом Кемеровской области от 29.04.2019 № 23-ОЗ «О внесении поправок в Устав Кемеровской области - Кузбасса» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 24.04.2019) в абзаце третьем пункта 1 статьи 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса слова «Коллегия Администрации» заменены словом «Правительство».

Согласно пункту 1 статьи 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса (в редакции Закона Кемеровской области от 29.04.2019 № 23-ОЗ «О внесении поправок в Устав Кемеровской области - Кузбасса»), высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Правительство Кемеровской области.

В силу пункта 5 статьи 9 Устава Кемеровской области - Кузбасса, установленные статьей 9 наименования государственных должностей Кемеровской области и органов государственной власти Кемеровской области тождественны наименованиям указанных должностей и органов с использованием наименований «Кемеровская область - Кузбасс» и «Кузбасс».

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ «О Правительстве Кемеровской области - Кузбасса», Правительство Кемеровской области - Кузбасса наделено полномочием по изданию постановлений, распоряжений и обеспечению их исполнения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса», постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса подлежат обязательном опубликованию. Официальным источником опубликования является областная массовая газета «Кузбасс», сборник «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» и сайт «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03.02.2020 № 38 «О принятии решения о комплексном развитии территории рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс в границах СТК «Шерегеш» в пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения по инициативе органа местного самоуправления» опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» 03.02.2020.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом по установленной процедуре, доведен до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Представленные материалы дела также свидетельствуют о соблюдении административным ответчиком требований законодательства, устанавливающих порядок принятия нормативного правового акта о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Так, в соответствии с подп. 34 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.

Согласно положениям части 1 статьи 46.10 Градостроительного кодекса РФ, комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Часть 2 статьи 46.10 ГрК РФ устанавливает, что решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Указанное решение может быть принято в отношении всей территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, или части такой территории.

Согласно части 6 статьи 46.10 ГрК РФ, комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления подлежит территория, в границах которой находятся земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности, собственности физических или юридических лиц.

Частью 7 ст. 46.10 ГрК РФ определено, что в течение семи дней со дня принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления уполномоченный орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан, в том числе, направить правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято такое решение, в том числе лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах этой территории, предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством при условии, что срок действия договора аренды или договора безвозмездного пользования составляет не менее чем пять лет (далее в настоящей статье - правообладатели), копию такого решения и предложение об осуществлении такими правообладателями деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном статьей 46.9 настоящего Кодекса.

Таким образом, федеральным законодателем не установлен запрет на включение земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления.

В связи с указанным являются несостоятельными доводы административных истцов о необоснованном включении принадлежащих им на праве собственности земельных участков и объектов недвижимости в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления, направлении в их адрес уведомлений, содержащих предложение осуществить деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном ст. 46.9 ГрК РФ.

Также не может быть признано обоснованным утверждение административных истцов о нарушении их прав как правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе органа местного самоуправления.

Так, порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен положениями главы VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из содержания указанных положений действующего законодательства, вопросы компенсации убытков, причиненных правообладателям земельных участков, подлежат разрешению в рамках мероприятий по изъятию земельных участков, реализация которых будет начата после разработки документации по планировке территории и принятия решения об изъятии земельных участков и (или) объектов недвижимости для муниципальных нужд.

Кроме того, суд полагает необходимым учитывать при осуществлении деятельности по комплексному развитию территории принцип соблюдения баланса частных и публичных интересов. Оспариваемое постановление направлено на обеспечение планомерного развития территории, реализацию одного из приоритетных направлений развития Кемеровской области – развитие туристско-рекреационного кластера, в том числе спортивно-туристического комплекса «Шерегеш». При этом по настоящему делу доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов административных истцов, не представлено.

Учитывая изложенное, постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03 февраля 2020 года № 38 в оспариваемой части требованиям действующего законодательства в области градостроительной деятельности не противоречит, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Кроме того, в обоснование заявленных требований истцами также указано на то обстоятельство, что в ходе публичных слушаний, проведенных по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения, не были учтены их возражения относительно установления новой территориальной зоны Р 7-2 и распространения данной зоны на земельные участки и объекты капитального строительства, собственниками которых истцы являются.

Суд не может согласиться с указанной позицией в связи со следующим.

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу части 2 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.02.2019 № 80-р «О публичных слушаниях по проекту о внесении изменений в генеральный план пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения и по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения» назначены публичные слушания по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.07.2017 № 353 «Об утверждении правил землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения» (далее - проект).

19.03.2019 года составлен протокол публичных слушаний по проекту. В приложении № 2 к протоколу «Предложения и замечания участников публичных слушаний» отражены предложения и возражения административных истцов (п/п 29, 30, 31, 41, 42).

На основании протокола публичных слушаний от 19.03.2019 года составлено заключение от 05.04.2019 года «О результатах проведения публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в правила землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения». В заключении также указаны предложения и замечания административных истцов и кроме того – аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о нецелесообразности учета внесенных предложений и замечаний.

После завершения публичных слушаний по проекту комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения с учетом результатов таких публичных слушаний, в соответствии с частью 15 статьи 31 ГрК РФ, обеспечивает внесение изменений в проект и представляет указанный проект для утверждения в высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Кузбасса.

Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.10.2019 № 627 внесены изменения в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.07.2017 № 353 «Об утверждении правил землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения».

Как следует из пояснений представителя главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса, данных в судебном заседании, с учетом положений ГОСТ Р 55881-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов» (утвержден и введен в действие с 01.01.2017 Приказом Росстандарта от 15.08.2016 № 907-ст) с целью обеспечения соблюдения размеров безопасного выката склонов при подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки была установлена территориальная зона Р 7-2, как территория выката горнолыжной трассы, в границы которой вошли земельные участки и объекты капитального строительства, принадлежащие административным истцам.

В соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.10.2019 № 627 территориальная зона Р 7-2 (зона комплексного развития территории рекреационного назначения – для размещения и устройства лыжных трасс) предусматривает основные виды разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства: транспорт (размещение различного рода путей сообщения и сооружений, используемых для перевозки людей или грузов либо передачи веществ), коммунальное обслуживание (размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами), земельные участки (территории) общего пользования; условно-разрешенный вид использования: природно-познавательный туризм (размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий); вспомогательный вид разрешенного использования: лыжные трассы, благоустройство и озеленение.

Таким образом, заключение, принятое по результатам публичных слушаний, вопреки доводам административных истцов, носит рекомендательный характер и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта. Более того, результаты публичных слушаний были учтены при принятии иного нормативного правового акта, а именно постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 29.10.2019 № 627, внесшего изменения в Правила землепользования и застройки пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения, которое административными истцами не оспаривается. В связи с указанным довод административных истцов о несогласии с результатами публичных слушаний к предмету заявленных требований не относится.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры принятия и правил введения его в действие, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, обеспечивает учет баланса публичных и частных интересов, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении завяленных ФИО1, ФИО2 требований о признании недействующим в части постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03 февраля 2020 года № 38 «О принятии решения о комплексном развитии территории рекреационного назначения для размещения и устройства лыжных трасс в границах СТК «Шерегеш» в пгт Шерегеш Шерегешского городского поселения по инициативе органа местного самоуправления» отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Копылова Е.В.

Мотивированное решение составлено 05 октября 2020 года.