Дело № 3а-378/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 06 июня 2019 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Елисеевой К.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края – Маслениковой И.А.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Цементная Торговая Компания» - адвоката Серяковой Е.Ю., действующей на основании ордера № 293/2018, представителя административного ответчика Правительство Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края – ФИО1, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Цементная Торговая Компания»о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Пермского края 25.11.2017 года принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-П). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, а также размещен 30.11.2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению. В пункте 202 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Перечень) указано здание с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
Общество с ограниченной ответственностью «Цементная Торговая Компания» (далее ООО «ЦТК»), являясь собственником здания трансформаторной подстанции с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, включенного в Перечень, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании нормативного акта недействующим в части пункта 202 Перечня.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит действующим законам, нарушает права административного истца, являющегося собственником вышеуказанных зданий, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требований поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с исковыми требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, вступившими в законную силу решениями Пермского краевого суда, не оспаривается административным истцом.
Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Статьей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах);
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края № 848-п от 16 октября 2015 года «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее постановление № 848-п), Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство) уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Установлено, что в оспариваемой административным истцом части в Перечень включен принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости: здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: **** (пункт 202).
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого пункта постановления № 944-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения здания в Перечень на 2018 год.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), предназначения здания для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также соответствия объекта недвижимости установленным требованиям по площади.
Из материалов дела следует, что ООО «ЦТК» является собственником 1-этажного нежилого здания трансформаторной подстанции общей площадью 36,4 кв.м. с кадастровым номером ** (ранее присвоенный условный номер объекта **) находящегося по адресу: ****, расположенного на земельном участке с кадастровым номером - ** площадью 15563 +/-44 кв.м. по адресу: **** участок имеет категорию – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – промышленные и складские объекты IV-V классов вредности, для размещения коммунальных, складских объектов.
Таким образом, спорный объект недвижимости по своему назначению, площади и виду разрешенного использования земельного участка на котором расположен, не соответствует установленным критериям.
Довод административного ответчика о том, что здание с кадастровым номером ** включено в Перечень обоснованно, поскольку согласно информации содержащейся в государственном кадастре недвижимости на момент формирования Перечня на 2018 год, площадь объекта и его назначение, назначение земельного участка - соответствовали предусмотренным законодательством требованиям, не может быть принят как основание для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку достоверность данной информации не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Как установлено судом, объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет – 15.05.2012 года и до ноября 2017 года ЕГРН действительно содержал ошибочно внесенные сведения в отношении спорного объекта, в том числе в части площади и назначения объекта, при этом в ЕГРН также имелись сведения о зарегистрированном праве собственности в отношении спорного объекта недвижимости с указанием площади и назначения объекта в соответствии с правоустанавливающими документами, указанная техническая ошибка была исправлена – 22.11.2017 года.
Сведения об объекте недвижимости после исправления технической ошибки полностью соответствуют описанию, данному объекту в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, записи о регистрации права ** (л.д. 9), техническом паспорте нежилого здания, выполненном ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» 21.02.2008 года (л.д. 10-13).
Поскольку сведения об объекте с кадастровым номером ** принятые административным ответчиком во внимание при формировании Перечня не являлись достоверными, спорный объект не соответствуеткритериям административно-делового центра или торгового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, а также положений статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта 202 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы - 2018 год, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 КАС РФ. По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением № 202 от 18 марта 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Цементная Торговая Компания»удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 202 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», касающийся объекта недвижимости в виде нежилого здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Цементная Торговая Компания»расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме - 07 июня 2019 года через Пермский краевой суд.
Судья:/подпись/