ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-378/2022 от 19.09.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-378/2022

УИД 76OS 0000-01-2022-000278-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 19 сентября 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Чистяковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения административных требований просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- ж/д тупика, лит.Г, протяженностью 0,279 км, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 249 600 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- здания насосной, лит.Е, назначение: нежилое, общей площадью 84,3 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 86 900 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- промблока, лит.А, назначение: нежилое, общей площадью 211,4 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 747 800 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- пожарного поста, лит.Б, назначение: нежилое, общей площадью 84,3 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 119 000 рублей, по состоянию на 01.01.2019.

- разливочной, лит.Д, назначение: нежилое, общей площадью 16,7 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 77 000 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- склада, лит.В, назначение: нежилое, общей площадью 411,4 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 147 000 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, площадью 20358 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 2 524 400 рублей, по состоянию на 01.01.2019;

- земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, площадью 5000 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 810 000 рублей, по состоянию на 31.12.2019;

- земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, площадью 15 358 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 2 011 900 рублей по состоянию на 31.12.2019.

В обоснование требований ссылается на то, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости: ж/д тупика, лит.Г, протяженностью 0,279 км, кадастровый номер ; здания насосной, лит.Е, кадастровый номер ; промблока, лит.А, кадастровый номер ; пожарного поста, лит.Б, кадастровый номер , разливочной, лит.Д, кадастровый номер , склада, лит.В, кадастровый номер , расположенных по адресу: , в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц. Кадастровая стоимость указанных объектов определена по состоянию на 01.01.2019. На праве собственности ФИО1 принадлежал также земельный участок с кадастровым номером , в результате раздела указанного земельного участка в 2019 году были образованы земельные участки с кадастровыми номерами и . В зависимости от кадастровой стоимости земельных участков начисляется земельный налог. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена по состоянию на 01.01.2019, земельных участков с кадастровыми номерами и – по состоянию на 31.12.2019.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной, что подтверждается Отчетами №0901-22-1-2 от 09.08.2022 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, № 0901-22-2-2 от 09.08.2022 об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , № 0901-22-3-2 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , составленными ООО СБК «Партнер».

В уточненном административном иске ФИО1 просит установить кадастровую стоимость перечисленных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с указанными Отчетами.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 уточненные требования поддержала.

Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области своего представителя в судебное заседание не направил, в ранее представленном письменном отзыве на административный иск его не признал в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца, выражал несогласие с определенной рыночной стоимостью спорных объектов, которая определена в Отчетах №0901-22-1 от 03.02.2022, №0901-22-2 от 17.06.2022, № 0901-22-3 от 17.06.2022.

Административный ответчик ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» о месте и времени судебного заседания извещен, своего представителя не направил, письменных возражений по иску не представил.

Управлением Росреестра по Ярославской области представлен отзыв на административный иск, в котором оставляет разрешение дела на усмотрение суда.

От ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представлен отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Подтвержден размер оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Заинтересованное лицо администрация городского поселения Любим Ярославской области в отзыве на иск выражает несогласие с административными требованиями в части установления кадастровой стоимости в отношении земельных участков, просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Иные участники в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административное исковое заявление суду не представили.

Заслушав представителя административного истца по доверенности ФИО2, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Судом установлено, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости: ж/д тупика, лит.Г, протяженностью 0,279 км, кадастровый номер ; здания насосной, лит.Е, назначение: нежилое, общей площадью 84,3 кв.м, кадастровый номер ; промблока, лит.А, назначение: нежилое, общей площадью 211,4 кв.м, кадастровый номер ; пожарного поста, лит.Б, назначение: нежилое, общей площадью 84,3 кв.м, кадастровый номер ; разливочной, лит.Д, назначение: нежилое, общей площадью 16,7 кв.м, кадастровый номер ; склада, лит.В, назначение: нежилое, общей площадью 411,4 кв.м, кадастровый номер . Указанные объекты недвижимости расположены по адресу: .

На праве собственности ФИО1 принадлежат земельные участки площадью 5000 кв.м с кадастровым номером и площадью 15 358 кв.м с кадастровым номером , расположенные по адресу: , относящиеся к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи. Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка площадью 20 358 кв.м с кадастровым номером .

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, земельного налога являются публичными, вопрос определения налога на имущество и земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество, земельного налога, в том числе их уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащих объектов недвижимости.

В ответе Межрайонной ИФНС России №3 по Ярославской области указано, что согласно информационного ресурса инспекции заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , расположенным по адресу: , ФИО1 в налоговый орган не предоставлялись. Освобождение от уплаты земельного налога ст.346.11 НК РФ не предустановлено, в связи с чем, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , льгота не может быть заявлена.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, собственником которых он является.

Судом установлено, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , расположенным по адресу: , по состоянию на 01.01.2019 установлена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н и составляет:

- – 1 890 122,62 руб. (п приложения №1 к приказу от 21.10.2019 №20-н),

- – 715 419,25 руб. (п. приложения №1 к приказу от 21.10.2019 №20-н),

- - 1 887 154,16 руб. (п. приложения №1 к приказу от 21.10.2019 №20-н),

- – 667 749,6 руб. (п. приложения №1 к приказу от 21.10.2019 №20-н),

- – 456 845,13 руб. (п. приложения №1 к приказу от 21.10.2019 №20-н),

- - 3 321 601,78 руб. (п. приложения №1 к приказу от 21.10.2019 №20-н).

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 №20-н установлена также кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019, которая определена в размере 7 325 215,56 руб. (п. приложения №2 к приказу от 21.10.2019 №20-н).

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и определена Актом ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» об определении кадастровой стоимости от 17.03.2020 №46/ЗУ и составляет на 31.12.2019: в отношении земельного участка с кадастровым номером - 2 004 400 руб., земельного участка с кадастровым номером – 5 526 115,56 руб.

В подтверждение уточненных административных требований ФИО1 представлены Отчеты №0901-22-1-2 от 09.08.2022 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, № 0901-22-2-2 от 09.08.2022 об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , № 0901-22-3-2 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 1, составленные ООО СБК «Партнер» (оценщик ФИО5).

Согласно Отчету №0901-22-1-2 от 09.08.2022 рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца определена по состоянию на 01.01.2019 и составляет:

- с кадастровым номером (ж/д тупик) – 249 000 руб.,

- с кадастровым номером (здание насосной) – 86 900 руб.,

- с кадастровым номером (промблок) – 747 800 руб.,

- с кадастровым номером (пожарный пост) - 119 000 руб.,

- с кадастровым номером (разливочная) – 77 000 руб.,

- с кадастровым номером (склад) – 147 000 руб.

В Отчете № 0901-22-2-2 от 09.08.2022 определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на 31.12.2019:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 810 000 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 2 011 000 руб.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером в соответствии с Отчетом №0901-22-3-2 от 09.08.2022 определена по состоянию на 01.01.2019 в размере 2 524 400 руб.

Оценивая представленные административным истцом доказательства об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что отчеты соответствует требованиям, предъявляемым к отчетам законодательством об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

В соответствии с п. 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299, при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Отчеты выполнены лицом, имеющим право на проведение подобного рода исследований, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В Отчетах приведены точные описания объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик, с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость.

Согласно Отчету № 0901-22-1-2 от 09.08.2022 рыночная стоимость объектов недвижимости выполнена затратным подходом, от использования доходного и сравнительного подхода отчет содержит обоснованный отказ. В Отчетах №0901-22-2-2 и № 0901-22-3-3 рыночная стоимость земельных участков определена сравнительным подходом. Понятна последовательность определения стоимости объектов оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчетов об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. Изложенные в Отчетах выводы оценщика являются мотивированными, не содержат противоречий, основаны на положениях Федеральных стандартов оценки, в связи с чем, оснований не доверять этим выводам не имеется. В отчете присутствуют ссылки на источники информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

В судебном заседании оценщик ФИО5 содержащиеся в Отчетах от 09.08.2022 выводы поддержала, дополнительно указала, что представленные ранее Отчеты №0901-22-1 от 03.02.2022, №0901-22-2 от 17.06.2022, № 0901-22-3 от 17.06.2022 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости действительно имели недостатки: в Отчетах №0901-22-2 и №0901-22-3 неверно применена корректировка на наличие ветхих строений для аналогов №2 и №3 в размере 1,03, в то время, как подлежала применению корректировка в размере среднего значения – 1,075 (1/0,93); в Отчете №0901-22-1 неверно рассчитан переходный коэффициент от уровня цен 2008 года к дате оценки 01.01.2019, также в расчете рыночной стоимости ж/д тупика использована его протяженность 0,249 км, вместо - 0,279 км. Данные недостатки устранены, в связи с чем, составлены уточенные Отчеты № 0901-22-1-2, №0901-22-2-2 и № 0901-22-3-2. Пояснения оценщика подтверждаются содержанием уточненных Отчетов.

Таким образом, недостатки Отчетов №0901-22-1 от 03.02.2022, №0901-22-2 от 17.06.2022, № 0901-22-3 от 17.06.2022 в части расчета рыночной стоимости объектов оценщиком устранены в полном объеме. При этом дополнительных возражений относительно установленной в Отчетах №0901-22-1-2 от 09.08.2022, № 0901-22-2-2 от 09.08.2022, № 0901-22-3-2 от 09.08.2022 рыночной стоимости объектов недвижимости департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, а также иными лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Из содержания отчетов следует, что оценщик, проводя исследование рынка недвижимости, и отбор объектов-аналогов, основывался на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Представленные административным истцом Отчеты №0901-22-1-2 от 09.08.2022, № 0901-22-2-2 от 09.08.2022, № 0901-22-3-2 от 09.08.2022 оценки рыночной стоимости объектов недвижимости соответствуют закону, не вводят в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также не допускают неоднозначного толкования полученных результатов.

Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данного доказательства недопустимым (ст. 61 КАС РФ) не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов оценки, не выявлено.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

С учетом пояснений оценщика, а также отсутствия возражений со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленных Отчетов №0901-22-1-2 от 09.08.2022, № 0901-22-2-2 от 09.08.2022, № 0901-22-3-2 от 09.08.2022, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в нем рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости перечисленных объектов недвижимости в связи с установлением в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является дата обращения административного истца с заявлением в суд, т.е. – 30.06.2022.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – ж/д тупика, лит.Г, протяженностью 0,279 км, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 249 600 (двести срок девять тысяч шестьсот) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания насосной, лит.Е, назначение: нежилое, общей площадью 84,3 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 86 900 (восемьдесят шесть тысяч девятьсот) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – промблок, лит.А, назначение: нежилое, общей площадью 211,4 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 747 800 (семьсот сорок тысяч восемьсот) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – пожарный пост, лит.Б, назначение: нежилое, общей площадью 84,3 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 119 000 (сто девятнадцать тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – разливочной, лит.Д, назначение: нежилое, общей площадью 16,7 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 77 000 (семьдесят семь тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – склада, лит.В, назначение: нежилое, общей площадью 411,4 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 147 000 (сто сорок семь тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, площадью 20358 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 2 524 400 (два миллиона пятьсот двадцать четыре тысячи четыреста) рублей.

Установить по состоянию на 31 декабря 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, площадью 5000 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 31 декабря 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи, площадью 15 358 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости 2 011 900 (два миллиона одиннадцать тысяч девятьсот) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 30 июня 2022 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2022 года