ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-37/18 от 30.07.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-37/2018

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 30 июля 2018 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

с участием прокурора Ворожцова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Кировской области к Оричевской районной Думе о признании недействующим пункта 5 Программы (прогнозного плана) приватизации муниципального имущества Оричевского района на 2018-2020 годы, утвержденной решением Оричевской районной Думы № 17/4 от 22 декабря 2017г.,

у с т а н о в и л:

решением Оричевской районной Думы от 22 декабря 2017г. № 17/4 утверждена Программа (прогнозный план) приватизации муниципального имущества Оричевского района на 2018-2020 годы (далее - Программа).

Данная Программа опубликована в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Оричевского района № 16 от 27 декабря 2017г., который является единственным официальным изданием органов местного самоуправления Оричевского района на основании решения Оричевской районной Думы от 26 июля 2013г. № 29/7.

В Программу под порядковым номером 5 вошел подлежащий приватизации в 2018 году газопровод высокого давления Оричевского района Кировской области от ГРС6 (п. Стрижи) до выходной задвижки на ГРП с. Пустоши, включая 2 ГРП п. Оричи, ГРП дер.Сергеевы, ГРП п.Юбилейный, ГРП п. Торфяной, ШРП с.Шалегово, общей протяженностью 40416,18м., 1995-2000 годов постройки.

Первый заместитель прокурора Кировской области Окатьев А.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Оричевской районной Думе о признании недействующим пункта 5 Программы, полагая, что включение данного объекта противоречит пункту 1 статьи 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которая устанавливает запрет на приватизацию объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

В судебном заседании прокурор Ворожцов В.Н. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Оричевской районной Думы Бельтюкова Ю.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, суду пояснила, что в 2016 году Губернатором Кировской области было направлено письмо о финансировании строительства объектов газификации, где как один из вариантов решения вопроса было предложено передать или продать муниципальные газовые сети. По предварительным данным от реализации газопровода в доход района может поступить от 4 до 80 миллионнов рублей, которые будут направлены на развитие района, в том числе социальной сферы, что приведет к улучшению условий жизни населения района. Газопровод нуждается в капитальном ремонте, требует больших финансовых вложений. Арендной платой это не окупается.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Газпром газораспределение Киров», министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

Представитель АО «Газпром газораспределение Киров» Кочурова Ю.Л. указала на неверное толкование прокурором пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Полагала, что в данной части установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики только в случае нахождения их в составе приватизируемого унитарного предприятия. Спорный газопровод не включен в состав имущества предприятия. Статья 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» разрешает приобретение объектов газоснабжения газораспределительной системы в собственность специализированной организации путем приватизации.

Исполняющий обязанности министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Мальков Н.В. выразил согласие с позицией по делу АО «Газпром газораспределение Киров».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Муниципальному образованию «Оричевский район Кировской области» на праве собственности принадлежит газопровод высокого давления в Оричевском районе Кировской области от ГРС6 (п. Стрижи) до выходной задвижки на ГРП с. Пустоши, включая 2 ГРП п. Оричи, ГРП дер.Сергеевы, ГРП п.Юбилейный, ГРП п. Торфяной, ШРП с.Шалегово, с кадастровым номером 43:24:999999:0015:963/01/А,Б,В,Г,Д,Е,Ж.

Данный газопровод был принят в муниципальную собственность на основании распоряжений администрации Оричевского района от 04 июля 1995г. № 517, от 06 декабря 1996г. № 892, от 09 декабря 1996г. № 895.

По договору аренды муниципального имущества от 01 января 2012г. газопровод передан в аренду ОАО «Кировоблгаз», правоприемником которого является АО «Газпром газораспределение Киров».

Преследуя цель отчуждения газопровода Оричевская районная Дума включила его в Программу.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В настоящее время в число нормативных правовых актов, регламентирующих процесс преобразования отношений собственности, входит Федеральный закон от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации), которым приватизация государственного и муниципального имущества определяется как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1).

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о приватизации приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1).

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты (часть 3).

Оспариваемая в части Программа принята уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.

В силу пункта 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

ГОСТ Р 53905-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения», утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 09 ноября 2010г. № 350-ст, под энергетикой понимает область народного хозяйства, науки и техники, охватывающую топливно-энергетические ресурсы, производство, передачу, преобразование, аккумулирование, распределение и потребление энергии различных видов.

В статье 2 Федерального закона от 21 июля 2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» дано следующее понятие объектов топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа (статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении)).

Указанные положения во взаимосвязи позволяют сделать вывод, что газоснабжение является самостоятельным объектом топливно-энергетического комплекса, наряду с такими, как электроэнергетика, теплоснабжение, поэтому вопреки доводам представителя АО «Газпром газораспределение Киров» особенности приватизации объектов, перечисленных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 статьи 30, статье 30.1 Закона о приватизации, в рассматриваемом споре не могут быть учтены.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (пункт 2 статьи 30 Закона о приватизации).

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 30 Закона о приватизации).

Из анализа пунктов 1, 2, 3 статьи 30 Закона о приватизации можно сделать вывод, что объекты газоснабжения, используемые по назначению и предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, не разрешены законодателем для приватизации.

Для решения вопроса о возможности, либо невозможности приватизации спорного газопровода необходимо определить его назначение.

В судебном заседании установлено, что газопровод высокого давления в Оричевском районе Кировской области от ГРС6 (п. Стрижи) до выходной задвижки на ГРП с. Пустоши, включая 2 ГРП п. Оричи, ГРП дер.Сергеевы, ГРП п.Юбилейный, ГРП п. Торфяной, ШРП с.Шалегово является распределительным газопроводом.

ГРС6 (п.Стрижи) является газораспределительной станцией, расположенной на магистральном газопроводе, входит в его состав, от нее начинается спорный распределительный газопровод высокого давления, который идет до выходной задвижки на ГРП с. Пустоши.

Согласно пункту 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000г. № 878 (далее - Правила охраны газораспределительных сетей) ГРП (газорегуляторный пункт) – технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах (ШРП) или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях.

Согласно схемы газораспределительной сети ГРС п.Стрижи Оричевского района Кировской области понижающие ГРП (ШРП) расположены на распределительном газопроводе высокого давления и являются его частью.

Для обслуживания жителей каждого конкретного поселения используются газопроводы среднего и низкого давления, которые начинаются от соответствующего ГРП (ШРП).

Согласно статье 7 Закона о газоснабжении газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независима от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Поскольку статья 7 Закона о газоснабжении допускает приобретение объектов газоснабжения газораспределительной системы в собственность специализированной организацией путем приватизации, ограничения, установленные пунктом 1 статьи 30 Закона о приватизации, не должны толковаться расширительно. Как указывалось выше, законодатель установил запрет на приватизацию объектов газоснабжения обслуживающих жителей соответствующего поселения.

Газопровод высокого давления в Оричевском районе Кировской области от ГРС6 (п. Стрижи) до выходной задвижки на ГРП с. Пустоши, включая 2 ГРП п. Оричи, ГРП дер.Сергеевы, ГРП п.Юбилейный, ГРП п. Торфяной, ШРП с.Шалегово, является межпоселковым газопроводом, через который проходит газ, который используется не только жителями перечисленных поселений, но и жителями соседних муниципальных образований, коммерческими и некоммерческими организациями, поэтому запрет на приватизацию, установленный пунктом 1 статьи 30 Закона о приватизации, на него не распространяется.

Доводы прокурора о возможности приобретения газопровода неспециализированной организацией не могут быть предметом рассмотрения данного дела, поскольку Законом о газоснабжении предъявляются определенные требования к организации-участнику различных конкурентных процедур. Вопрос о соблюдении данного закона в будущем администрацией района находится за рамками данного спора.

Указание прокурором на возможное повышение тарифов на газ для населения идет в разрез с требованиями действующего законодательства, в частности статьи 21 Закона о газоснабжении, которой предусмотрено государственное регулирование цен.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемая Программа (прогнозный план) приватизации муниципального имущества Оричевского района на 2018-2020 годы принята с соблюдением процедуры и полномочий принявшего его органа, а также требований к его форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие в оспариваемой части (пункта 5) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, данный нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов административного истца, то заявленные требования о признании его недействующим не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления первого заместителя прокурора Кировской области к Оричевской районной Думе о признании недействующим пункта 5 Программы (прогнозного плана) приватизации муниципального имущества Оричевского района на 2018-2020 годы, утвержденной решением Оричевской районной Думы № 17/4 от 22 декабря 2017г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.