ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-37/19 от 22.08.2019 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело № 3а-37/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2019 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.

при секретаре – Кыпчаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что истцам на праве собственности принадлежат здание магазина с кадастровым номером , площадью 1048,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> здание магазина-кафе с кадастровым номером , площадью 73,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости здания магазина по состоянию на 14 мая 2014 года в размере 7493430 рублей 28 копеек и здания магазина-кафе по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 1557171 рубль, которая значительно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости и не является достоверной. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта оценки - здания магазина по состоянию на 14 мая 2014 года составляет 3680700 рублей, а здания магазина-кафе – 389800 рублей. Несоответствие кадастровой стоимости указанных зданий их рыночной стоимости создает угрозу нарушения прав и законных интересов административных истцов, поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества является налоговой базой для исчисления налога на данное имущество. Ссылаясь на нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФИО1, ФИО2 просят установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.

Представитель Правительства Республики Алтай ФИО3 в судебном заседании возражений по существу исковых требований не высказала.

В судебное заседание иные стороны и заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

Представитель ФИО1 и ФИО2 – ФИО4 в судебном заседании полагала, что защита права предполагает использование мер, направленных, в том числе на предотвращение угрозы нарушения прав и законных интересов лиц.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что супруги ФИО1 и ФИО2 являются собственниками объектов недвижимого имущества – здания магазина с кадастровым номером , площадью 1048,5кв.м, расположенного по адресу: <адрес> здания магазина-кафе с кадастровым номером , площадью 73,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от <дата> и от <дата>.

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> и от <дата>, кадастровая стоимость зданий магазина с кадастровым номером по состоянию на <дата> установлена в размере 7493430 рублей 28 копеек, магазина-кафе с кадастровым номером по состоянию на <дата> – 1557171 рубль.

В соответствии с отчетом об оценке от <дата> стоимость здания – магазина с кадастровым номером составляет 3680700 рублей. Стоимость здания магазина-кафе с кадастровым номером составляет 389800 рублей, что следует из отчета об оценке от <дата>.

Т-вы обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных здания магазина и здания магазина-кафе, равной их рыночной стоимости, указывая на нарушение их прав как налогоплательщиков, поскольку кадастровая стоимость указанных зданий превышает их рыночную стоимость.

В ч. 1 ст. 245 КАС РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Т-вы оспаривают результаты определения кадастровой стоимости указанных зданий только по мотиву ее несоответствия рыночной стоимости данных объектов, что, по мнению административных истцов, влечет нарушение их права на уплату налога в меньшей сумме.

В соответствии с ч.2 ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Суд учитывает положения ст.3 НК РФ, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Федеральным законом от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 32 (ст. ст. 399 - 409) «Налог на имущество физических лиц», вступившей в силу с 01.01.2015 года.

Согласно положениям ст. 402 НК РФ с 01 января 2015 года налоговая база в отношении объектов налогообложения должна определяться исходя из их кадастровой стоимости, а если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не установил единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, то налоговая база может определяться исходя из инвентаризационной стоимости, но лишь до 01 января 2020 года.

При этом, как установлено п. 3 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 данного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, с 01 января 2015 года определяется только исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

К объектам налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ и предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ относятся: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пп.1 п.1 ст.378.2); нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп.2 п. 1 ст. 378.2); объекты, образованные в результате раздела перечисленных выше и других объектов после 1 января года налогового периода до включения их в соответствующие перечни объектов налогообложения очередного налогового периода.

Законом Республики Алтай от 24.06.2019 года №43-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Алтай порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложении», установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2020 года.Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 21.12.2018 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению. В Перечень из спорных объектов включено только здание с кадастровым номером (пункт 995).

В настоящее время на территории Улаганского района Республики Алтай действует Решение Совета депутатов Улаганского сельского поселения от 20.11.2018 года №3-6 «О налоге на имущество физических лиц на 2019 год», пунктом 2 которого предусмотрено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.

В материалы дела также представлены сведения о размере уплачиваемого истцами налога за вышеуказанное здание в налоговый период 2018 года, из которых следует, что налог на имущество физических лиц рассчитан для здания магазина-кафе с кадастровым номером исходя из инвентаризационной стоимости данного объекта, в связи с чем, невозможно определить угрозу нарушения прав административных истцов при новом исчислении налога, исходя из его кадастровой стоимости.

Действующий порядок исчисления налога на имущество физических лиц, в частности принадлежащего административным истцам здания магазина-кафе, установленный НК РФ, не предусматривает определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Поэтому, установление судом кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не порождает правовых последствий для административных истцов и соответствующих государственных органов.

Налоговой базой для исчисления налогов с объектов капитального строительства – магазина-кафе с кадастровым номером в настоящее время является инвентаризационная стоимость данного объекта недвижимости. Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии нарушения прав Т-вых на уплату налога за здание магазина-кафе в настоящее время.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что стороной истцов Т-вых не представлено доказательств, подтверждающих, что результаты определения кадастровой стоимости здания магазина-кафе нарушают права административных истцов, как налогоплательщиков.

Кроме того, Т-вы не лишены права обратиться с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе, равной его рыночной стоимости, в установленном законом порядке после даты начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

При этом учитывая, что супруги Т-вы являются собственниками объекта недвижимого имущества – здания магазина с кадастровым номером , площадью 1048,5кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества является налоговой базой для исчисления налога на его имущество, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного объекта недвижимости влияют на права и обязанности истцов и имеют юридическое значение для целей определения размера налога на имущество физических лиц.

Из отчета об оценке от <дата>, представленного Т-выми в обоснование заявленного административного требования, усматривается, что по состоянию на <дата> рыночная стоимость здания магазина с кадастровым номером , составила 3680700 рублей.

Оценивая указанный отчет об оценке, суд отмечает, что он соответствует Федеральному закону 29.07.1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос.

Определенная в отчете об оценке от <дата> итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 14 мая 2014 года. Выводы эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимости сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован. Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, – ФИО7 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 1997 года, гражданская ответственность застрахована в установленном законом порядке.Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости объекта недвижимого имущества.

Допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик ФИО7 подтвердила выводы своего отчета, пояснила примененные ею методы оценки, обосновала выбор аналогов, применение корректировок.

Основания для выводов о недостоверности отчета определения рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, у суда не имеется.

Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административным истцам объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью здания магазина с кадастровым номером , площадью 1048,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> определенная в отчете об оценке на ту же дату рыночная стоимость указанного объекта недвижимости является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск Т-вых в данной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку административное исковое заявление Т-выми об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости подано в суд 10 июля 2019 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость здания магазина с кадастровым номером , площадью 1048,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 мая 2014 года – 3680700 (три миллиона шестьсот восемьдесят тысяч семьсот) рублей.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания магазина с кадастровым номером следует считать дату обращения административного истца в суд – 10 июля 2019 года.

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости здания магазина-кафе с кадастровым номером , площадью 73,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай до 02 сентября 2019 года, а с указанной даты – в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья С.Н. Чертков

Мотивированное решение составлено 23 августа 2019 года.