Дело № 3а-37/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 2 сентября 2020 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Кунгаа Т.В.,
при секретаре Сат Ч.К.,
с участием административного истца ФИО1, прокурора ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Департаменту финансов Мэрии г.Кызыла, Мэрии г.Кызыла, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2012 года иск прокурора г.Кызыла в его интересах удовлетворен, на Министерство финансов Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев финансировать Мэрию г. Кызыла для приобретения жилого помещения ФИО1, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить ФИО1 по поступлении денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «город Кызыл» жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл», соответствующее санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. Решение вступило в законную силу 23 ноября 2012 года, выдан исполнительный лист серии ВС №005809436, на основании которого Межрайонным отделом судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Тыва 8 апреля 2013 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Мэрии г Кызыла Республики Тыва. С указанного период неоднократно обращался в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрию г. Кызыла, на что ему направлялись ответы о том, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений, выделение жилья не представляется возможным. До настоящего времени, за весь период с момента возникновения его права, ему негде жить. В связи с отсутствием своего жилого помещения приходится постоянно переезжать, что требует больших материальных затрат. В данный момент проживает в съемной квартире. Срок неисполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов - 8 апреля 2013 года по состоянию на 18 мая 2020 года составил более 7 лет. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 700 000 руб.
В отзыве на административное исковое заявление представитель Мэрии г. Кызыла просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать, указывая, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. До настоящего времени обязательство по обеспечению финансирования для приобретения жилого помещения ФИО1 не исполнено Министерством финансов Республики Тыва, поскольку до настоящего времени денежные средства в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» для предоставления жилого помещения ФИО1 не поступали. Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.01.2016 года утверждено мировое соглашение, по условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется построить за счет бюджетных средств Республики Тыва 2015 года 34 жилых помещений в срок до 01.12.2016 года, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 34 жилых помещений для детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения лицам, в числе которых ФИО1
В судебном заседании административный истец ФИО1 просил удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика – Мэрии г.Кызыла ФИО6 просил отказать в удовлетворении административного иска.
Представители административных ответчиков – Департамента финансов мэрии города Кызыла, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, заинтересованного лица – Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов гражданского дела № следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2012 года, вступившим в законную силу 23 ноября 2012 года, на Министерство финансов Республики Тыва возложена обязанность в течение шести месяцев финансировать Мэрию г. Кызыла для приобретения жилого помещения ФИО1 На Мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить ФИО1 по поступлении денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «город Кызыл» жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл», соответствующее санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии №, который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) ДД.ММ.ГГГГ.
8 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство № в отношении Мэрии г. Кызыла о предоставлении ФИО1 по поступлении денежных средств в бюджет муниципального образования городской округ «город Кызыл» жилого помещения на территории городского округа «город Кызыла», соответствующего санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения ФИО1 не исполнено.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.
В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 октября 2012 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 23 ноября 2012 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 23 мая 2013 года включительно.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 3 апреля 2013 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (29 июля 2020 года), составила 7 лет 3 месяца 26 дней.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.
Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.
Поскольку обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение возложена на Мэрию г.Кызыла, соответственно, Мэрия г. Кызыла и Департамент финансов Мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва – ненадлежащими ответчиками по делу, поэтому административный иск ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно исполнительному производству №, исполнительный лист № выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 15 октября 2012 года.
3 апреля 2013 года Ховалыг А.С. обратился к начальнику МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ с заявлением о возбуждении исполнительного производства, которое 3 апреля 2013 года отписано для исполнения ФИО7
8 апреля 2013 года судебным приставом-исполнителем ФИО7, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, копия постановления получена должником 6 ноября 2013 года.
Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
8 апреля 2013 года в Мэрию г. Кызыла направлено извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю 12 апреля 2013 года к 10.00 часам по вопросу исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в пользу взыскателя ФИО1, и расходов по совершению исполнительных действий.
10 апреля 2013 года Мэрией г. Кызыла извещение судебного пристава-исполнителя ФИО7 получено.
15 мая 2013 года в Мэрию г. Кызыла судебным приставом-исполнителем ФИО7 направлено требование к 20 мая 2013 года к 10.00 часам исполнить решение суда по исполнительному листу № от 24 ноября 2012 года и предоставить сведения по исполнению требования.
Письмом от 14 мая 2013 года начальник Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла ФИО8 сообщает, что в 2012 году за счет предусмотренных в республиканском бюджете Республики Тыва субвенций на выполнение государственных полномочий Республики Тыва по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мэрией г. Кызыла проведен аукцион на строительство 63 жилых помещений. В настоящее время подрядчик ООО «**» строит два многоквартирных дома, срок окончания строительства по договору – август 2013 года. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым Мэрия г. Кызыла обязана предоставить жилые помещения, не исполнены 78 судебных решений. В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. 26 марта 2013 года мэром г. Кызыла Главе-Председателю Правительства Республики Тыва ФИО14 направлено письмо по вопросу выделения в 2013 году дополнительных субвенций на выполнение государственных полномочий Республики Тыва по обеспечению жилыми помещениями 78 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также сообщает, что Мэрией г. Кызыла было направлено предложение в Хурал представителей г. Кызыла о внесении изменений в Решение Хурала представителей г. Кызыла «Об утверждении местного бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2013 год и на плановые 2014 год и 2015 год» в части увеличения бюджетных ассигнований по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам рассмотрения которого Хурал представителей г. Кызыла отклонил предложение Мэрии г. Кызыла.
В письме от 7 июня 2013 года заместитель начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла ФИО9 сообщает те же сведения.
26 июня 2013 года заместитель министра финансов Республики Тыва ФИО10 сообщает, что Закон Республики Тыва от 28.12.2005 г. № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признан утратившим силу, и согласно Указу Председателя Правительства Республики Тыва государственным органов исполнительной власти, уполномоченным решать данные вопросы, является Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. В связи с признанием утратившим силу вышеуказанного Закона в настоящее время у Министерства финансов Республики Тыва оснований для перечисления субвенций Мэрии г. Кызыла отсутствуют. В соответствии с Законом Республики Тыва от 17.12.2012 г. № 1690 ВХ-1 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013 год предусмотрены финансовые средства в сумме ** рублей. По состоянию на 1 июня 2013 года по заявке Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Министерством финансов Республики Тыва профинансировано ** рублей. При этом в бюджете республики средства на исполнение судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельной строкой не выделяются, и Министерство финансов Республики Тыва не может перечислять финансовые средства в адрес конкретного лица. Таким образом, обязательства со стороны Министерства финансов Республики Тыва выполнены.
5 июля 2013 года в Мэрию г. Кызыла судебным приставом-исполнителем ФИО13 направлено требование к 9 июля 2013 года к 10.00 часам исполнить решение суда по исполнительному листу № от 24 ноября 2012 года и предоставить сведения по исполнению требования.
19 июля 2013 года заместителем начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла ФИО9 направлено письмо о том, что согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. По состоянию на февраль 2013 года в Реестре муниципального жилищного фонда городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилого фонда общей площадью не менее 12,5 кв.м. По состоянию на февраль 2013 года согласно справке МБУ «Департамент капитального строительства Мэрии г. Кызыла», в 2013 году на территории г. Кызыла муниципальное социальное жилье не строится. Согласно законодательству по переданным государственным полномочиям бюджету городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2012 г. из вышестоящего бюджета были выделены финансовые средства на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в сумме ** рублей, из них: из федерального бюджета – 49 ** рублей; из регионального бюджета – ** рублей. Финансовые средства на переданные государственные полномочия на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2012 году за счет собственных доходов бюджета г. Кызыла не предусматривались. В связи с этим распоряжением Мэрии г. Кызыла от 21.12.2012 г. №-р был утвержден список 63 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с вступлением в силу с 01.01.2013 г. изменений в Федеральный закон РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложены на субъекты РФ. В связи с этим в текущем финансовом году Министерством финансов Республики Тыва городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» лимиты на вышеназванные мероприятия не доводились. За счет собственных доходов бюджета г. Кызыла финансовые средства на государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2013 году не предусмотрены. В марте 2013 года Мэрия г. Кызыла обращалась в Хурал представителей г. Кызыла с предложением по внесению изменений в Решение Хурала представителей г. Кызыла от 27.12.2012 г. № 441 «Об утверждении местного бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 годов» в части увеличения бюджетных ассигнований по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которого Хурал представителей г. Кызыла отклонил предложение Мэрии г. Кызыла. Кроме того, Мэрия г. Кызыла обращалась Главе-Председателю Правительства Республики Тыва с вопросом о выделении в 2013 году дополнительных субвенций на выполнение государственных полномочий Республики Тыва по обеспечению жилыми помещениями 78 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для полного исполнения судебного решения о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, необходимо дополнительное время.
2 июля 2013 года Мэрией г. Кызыла вынесено постановление о снятии с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в количестве 1650 человек, о передаче учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно приложению № 1, Департаментом земельных и имущественных отношений в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва согласно акту передачи, о рекомендации Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва принять учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по акту приема-передачи в 3-дневный срок.
26 июня 2013 года Кызылским городским судом Республики Тыва вынесено определение об отказе в удовлетворении заявления Мэрии г. Кызыла об изменении способа и порядка исполнения решения Кызылского городского суда от 15 октября 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Кызыла в интересах ФИО1 к Мэрии г. Кызыла о предоставлении жилья.
19 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Мэрии г. Кызыла в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника – гражданина и пяти тысяч рублей с должника – организации, что составляет 5 000,00 руб.
28 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении обязанности Мэрией г. Кызыла предоставить жилое помещение на территории г. Кызыла детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Уведомлением судебного пристава-исполнителя предложено прибыть 11 сентября 2019 года для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
9 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 14 октября 2013 года.
14 октября 2013 года заместителем начальника Управления по правовым вопросам Мэрии г. Кызыла направлено письмо о невозможности исполнить решение суда в связи с отсутствием свободного муниципального жилищного фонда, а также с тем, что в бюджете городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2013 год финансовые средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрены.
16 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении информации о выделенных, перечисленных денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам и инвалидам.
24 октября 2013 года получен ответ запрос о том, что в республиканском бюджете на 2013 год на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в смете Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва предусмотрено ** рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – ** рублей, средств республиканского бюджета – ** рублей. 3 сентября 2013 года произведено авансирование за счет средств республиканского бюджета на сумму ** рублей по государственному контракту на выполнение работ по строительству жилых домов для детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того, в республиканском бюджете на 2013 год предусмотрен неиспользованный остаток средств федерального бюджета за 2012 г. в сумме ** рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в смете Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. Финансирование данных средств произведено 22 июля 2013 года.
16 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
14 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении исполнительного документа неимущественного характера в срок до 21 ноября 2013 года.
21 ноября 2013 года представителем по доверенности Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла направлен ответ на требование о том, что по состоянию на февраль 2013 года в Реестре муниципального жилищного фонда городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 12,5 кв.м. По состоянию на февраль 2013 года согласно справке МБУ «Департамент капитального строительства Мэрии г. Кызыла» в 2013 году на территории г. Кызыла муниципальное социальное жилье не строится. По переданным государственным полномочиям бюджету городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2012 год из вышестоящего бюджета было выделено финансовых средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в сумме **. рублей, из них: из федерального бюджета – ** рублей; из регионального бюджета – ** рублей. Финансовые средства на переданные государственные полномочия на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2012 году за счет собственных доходов бюджета г. Кызыла не предусматривались. В связи с этим, распоряжением Мэрии г. Кызыла № 1206-р от 21.12.2012 г. был утвержден список 63 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с вступлением в силу с 01.01.2013 г. изменений в Федеральный закон РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложены на субъекты РФ. В связи с этим в текущем финансовом году Министерством финансов Республики Тыва городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» лимиты на вышеназванные мероприятия не доводились. За счет собственных доходов бюджета г. Кызыла финансовые средства на государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2013 году не предусмотрены. В марте 2013 года Мэрия г. Кызыла обращалась в Хурал представителей г. Кызыла с предложением по внесению изменений в Решение Хурала представителей г. Кызыла от 27.12.2012 г. № 441 «Об утверждении местного бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 годов» в части увеличения бюджетных ассигнований по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которого Хурал представителей г. Кызыла отклонил предложение Мэрии г. Кызыла. Кроме того, Мэрия г. Кызыла обращалась Главе - Председателю Правительства Республики Тыва с вопросом о выделении в 2013 году дополнительных субвенций на выполнение государственных полномочий Республики Тыва по обеспечению жилыми помещениями 78 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 16 октября 2013 года распоряжением Мэрии г. Кызыла №-р утвержден список 38 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые получат жилые помещения в стоящихся жилых домах в районе левобережных садоводческих обществ, с южной стороны федеральных земель по **. Но в этом списке ФИО1 не имеется, так как списки формируются по дате вступления решений в законную силу. Еще неисполненными на сегодняшний день остаются около 60 решений в отношении детей-сирот. Для полного исполнения судебного решения о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, необходимо дополнительное время. По поводу предоставления жилого помещения ФИО1 сообщают, что свободного муниципального жилья не имеется. По мере освобождения жилого помещения из муниципального жилого фонда Мэрия г. Кызыла во исполнение судебного решения предоставит ФИО1 жилое помещение.
15 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г. Кызыла предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
2 октября 2013 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва Мэрия г. Кызыла освобождена от уплаты исполнительского сбора.
26 января 2014 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 30 января 2014 года.
30 января 2014 года заместителем начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла направлен ответ на требование о том, что в настоящее время не может предоставить жилое помещение соответствующее установленным санитарным и техническим нормам, в связи с отсутствием свободного муниципального жилищного фонда. Муниципальный жилищный фонд г. Кызыл, включая коридорного типа, заселен. Жилое помещение будет предоставлено по мере освобождения муниципального жилищного фонда.
27 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 11 марта 2014 года.
27 февраля 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г. Кызыла предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
6 марта 2014 года начальником Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла направлено письмо о том, что распоряжением Мэрии г. Кызыла от 11.11.2013 г. №-р был утвержден список 63 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 43 из них получили жилые помещения по адресу: **, оставшиеся 20 получат в мае 2014 года.
Судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 18 апреля 2014 года.
18 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 26 мая 2014 года.
29 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 4 июля 2014 года.
4 июля 2017 года заместителем начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла направлен ответ на требование о том, что в настоящее время остаются неисполненными 52 решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из 160 имевшихся. В их числе решение Кызылского городского суда о возложении на Мэрию г. Кызыла предоставить жилое помещение ФИО1 Для строительства жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в федеральном бюджете на 2014 год для Республики Тыва предусмотрены финансовые средства в размере 218 129,3 тыс. рублей, в бюджете Республики Тыва 204 601,4 тыс. рублей. В целях исполнения решений судов Мэрией г. Кызыла выделены земельные участки по ул. ** г. Кызыла для строительства жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На территории г. Кызыла в 2014 году планируется обеспечить 90 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства многоквартирного жилого дома. Мэрией ** неоднократно направлялись письма в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва с просьбой учесть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых имеются решения судов о возложении обязанности на Мэрию ** предоставить им жилые помещения в связи с передачей данных государственных полномочий субъектам РФ и отсутствием финансирования муниципалитетам. В настоящее время решение в отношении 52 сирот не принималось. О принятом решении и предпринятых мерах будет сообщено дополнительно.
14 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении подтверждающих сведений, а именно о предоставлении ФИО1 жилого помещения на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв. м. в срок до 20 августа 2014 года.
3 сентября 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г. Кызыла предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
19 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении подтверждающих сведений, а именно о предоставлении ФИО1 по поступлении денежных средств в бюджет муниципального образования городского округа «Горок Кызыл» жилого помещения на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв. м. в срок до 22 октября 2014 года.
24 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении подтверждающих сведений, а именно о предоставлении ФИО1 по поступлении денежных средств в бюджет муниципального образования городского округа «Горок Кызыл» жилого помещения на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующего санитарным гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв. м. в срок до 27 февраля 2015 года.
26 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в 7-дневный срок со дня поступления требования.
25 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г. Кызыла предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
3 июля 2015 года судебным приставом-исполнителем направлено требование о явке и предоставлении подтверждающих сведений о предоставлении ФИО1 жилого помещения в 3-дневный срок со дня поступления требования.
15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт, согласно которому требование исполнительного документа по состоянию на указанную дату не исполнено.
15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 15 апреля 2017 года.
28 августа 2017 года заместителем мэра г. Кызыла направлен ответ на требования о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения на территории г. Кызыла общей площадью 12,5 кв.м., указывая, что в целях исполнения решений Кызылского городского суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Мэрия г. Кызыла обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилые помещения 49 детям-сиротам, в отношении которых имеются неисполненные решения Кызылского городского суда. В ходе рассмотрения данного дела между Министерством финансов Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей и Мэрией г. Кызыла было заключено мировое соглашение, согласно условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется построить за счет бюджетных средств Республики Тыва 49 жилых помещений, а Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения. Определением от 22.01.2016 г. указанное мировое соглашение было утверждено Арбитражным судом Республики Тыва. В связи с чем Мэрией г. Кызыл в Кызылский городской суд было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 31 декабря 2016 года. На судебный запрос Министерство строительства Республики Тыва сообщило, что в рамах обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Кызыле в настоящее время строится 54 жилых помещения по адресу: **, заказчиком является ГКУ РТ «**», застройщиком – ООО «**». Решения суда будут исполнены после ввода в эксплуатацию домов, которые Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ обязалось построить за счет бюджетных средств Республики Тыва. В отношении застройщика ООО «**», занимавшегося строительством дома, возбуждено уголовное дело. Окончательные сроки строительства и ввода в эксплуатацию не уточняются.
24 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 года.
24 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Мэрия г. Кызыла предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
24 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда в срок до 29 августа 2017 года.
9 июля 2018 года Мэрией г. Кызыла получено требование об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 года.
18 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Мэрия г. Кызыла предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
24 апреля 2018 года Мэрией г. Кызыла получено требование об исполнении решения суда в срок до 27 апреля 2018 года.
15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Мэрия г. Кызыла предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
23 января 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Мэрия г. Кызыла предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
16 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Мэрия г. Кызыла предупреждена об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).
Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г.Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Ховалыга А.С. подлежащим удовлетворению.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 700 000 рублей.
Исходя из требований ФИО1, принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, с 17 мая 2006 года, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 000 рублей.
Довод представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений в специализированном жилищном фонде, отсутствием строительства таких жилых помещений в связи с отсутствием финансирования, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, при этом срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.
Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов Мэрии города Кызыла, а не Министерство финансов Республики Тыва. В этой связи административный иск к Министерству финансов Республики Тыва удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета также ФИО1 подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на финансовый орган Мэрии г. Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт ФИО1№, открытый в Дополнительном офисе № ПАО Сбербанк, ИНН ** БИК ** кор./счёт №, КПП **.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2020 года
Председательствующий Т.В. Кунгаа