ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-37/2017 от 13.03.2017 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-37/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Смирновой М.В.

при секретаре Коньшиной А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

постановлением Правительства Московской области от 5 мая 2009 года N 350/18 в границы д. Подорки сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района (категория земель "земли населенных пунктов") включен 61 земельный участок с кадастровыми номерами с 50:03:0070273:33 по 50:03:0070273:90, 50:03:0070273:1, 50:03:0070273:2 и 50:03:0070273:4 категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «земли сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства» (далее - постановление Правительства Московской области от 5 мая 2009 года N 350/18).

Вид разрешенного использования указанных земельных участков названным постановлением изменен на "земельные участки под индивидуальное жилищное строительство" (т. 2 л.д. 158).

Постановление Правительства Московской области от 5 мая 2009 года N 350/18 опубликовано в «Информационном вестнике Правительства Московской области» N 6 от 30 июня 2009 года.

Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации обратился в Московский областной суд с заявлением об оспаривании указанного постановления Правительства Московской области.

В обоснование требований административный истец указывает, что названные в оспариваемом постановлении земельные участки, за исключением участка с кадастровым номером 50:03:0070273:1 расположены в границах территории Государственного комплекса «Завидово» ФСО России, считающейся в соответствии с Положением о Комплексе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1217 в редакции Указа от 25 мая 2007года №654, национальным парком. Учитывая, что согласно положениям ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, включение указанных в постановлении Правительства Московской области земельных участков в состав границ населенного пункта является незаконным.

Также указывает, что в результате издания оспариваемого постановления стало возможным строительство жилых домов на территории национального парка, что влечет за собой ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, а также нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Заявитель просит признать постановление Правительства Московской области от 5 мая 2009 года N 350/18 недействующим в части со дня его принятия.

В судебном заседании представитель Государственного комплекса «Завидово» и Федеральной службы охраны Российской Федерации действующий на основании доверенности Макеев Г.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что сведения о границах территории Комплекса были внесены государственный кадастр объектов недвижимости в 2010 году, однако Указ Президента РФ от 18 августа 1996 года в редакции от 25 мая 2007года содержит описательную часть границ территории Комплекса выполненных по долго сохраняющимся природным и географическим ориентирам, чего было достаточно для определения принадлежности земельных участков поименованных в оспариваемом постановлении к территории национального парка. При этом согласование с Комплексом или с ФСО России при издании постановления произведено правительство не было.

Представитель Правительства Московской области – Григорьев Д.В. полагал, что требования не подлежат удовлетворению, нормативный правовой акт принят на основании документов, отвечающих требованиям федерального законодательства в пределах предоставленных полномочий. Поскольку населенный пункт д. Подорки на момент издания спорного постановления в редакции действующего Указа Президента РФ от 2007года в границы территории государственного комплекса «Завидово» не был включен, а поименован данный населенный пункт лишь в редакции Указа Президента РФ от 22 апреля 2013 года №376, то есть после издания постановления, следовательно, оснований отмены постановления не имеется.

Представители Министерства имущественных отношений Московской области, представители собственника земельных участков Пяткина Д.Ю. требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое постановление Правительства Московской области принято в пределах компетенции данного органа государственной власти Московской области, в полном соответствии с требованиями федерального законодательства.

Вхождение в границы Комплекса земельных участков в соответствии с Указом Президента РФ в редакции от 2013 года, и наличие в связи с этим ограничений в их использовании не оспаривается собственником.

Представители указывают, что в соответствии с земельным законодательством в границы особо охраняемых природных территорий не могут входить земли иных категорий, в связи с чем, на земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся спорные земельные участки, не может распространяться режим особой охраны национального парка.

Помимо этого, на период принятия оспариваемого постановления Правительства Московской области, информация о том, что включаемые в границы населенного пункта земельные участки расположены в границах Государственного комплекса «Завидово» и ограничены в использовании отсутствовала в Государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, ограничения прав на землю в установленном порядке зарегистрированы не были. Эта информация отсутствовала также и в градостроительной документации.

Описание границ ГК «Завидово» приведенное в Указе Президента РФ в редакции от 25 мая 2007 года как доказательство вхождение участков в границы Комплекса на момент принятия спорного постановления, как утверждают представители, является не состоятельным и бездоказательным, что не позволяет без специальных познаний определить точное прохождение границы.

Также указали представители, что административным истцом не доказано нарушение прав Комплекса оспариваемым нормативным правовым актом.

Представителями Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений, собственника земельных участков представлены также письменные возражения на административное исковое заявление (том 3 л.д.7,15,30,74).

Администрация Клинского муниципального района Московской области в суд представителя не направила.

Суд, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одно категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Часть 1 статьи 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, а расположенных на территории Московской области - не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что генеральный план сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района Московской области на период принятия оспариваемого постановления утвержден не был (т.3 л.д. 92).

Согласно пунктов 7 и 7.1 части 1, часть 2 статьи 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов отнесено к компетенции Правительства Московской области.

Из изложенного следует и не оспаривалось сторонами, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Московской области. Опубликован в установленном порядке.

Проанализировав федеральное законодательство в сфере правоотношений рассматриваемых в рамках данного административного дела, действующее как настоящее время, так и на период принятия оспариваемого постановления Правительства Московской области, суд приходит к выводу, что данное постановление принято с нарушением данного законодательства. При этом суд исходит из следующего.

Процедура принятия решения о включении земельного участка в границу населенного пункта регламентирована ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).

Основания для безусловного отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта названы в ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в соответствии с которой исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае если:

1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;

4) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.

В силу ч. 14 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан согласовывать заявление заинтересованного лица о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка:

1) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;

2) с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками, в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.

Как следует из материалов дела, собственник 61-ого земельного участка Пяткин Д.Ю., в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, 16 декабря 2008 года обратился с заявлением к Главе сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района Московской области о рассмотрении вопроса о включении принадлежащих ему участков категории «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства» в границы д. Подорки сельского поселения Воздвиженское с изменением вида разрешенного использования на вид «под индивидуальное жилищное строительство» (т. 3 л.д.76).

17 декабря 2012 года главой сельского поселения "Воздвиженское" Клинского муниципального района, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, по данному заявлению было подготовлено и направлено Правительству Московской области заключение о возможности и целесообразности включения указанных земельных участков в границы д. Глухово с изменением их вида разрешенного использования (т. 3 л.д. 91-93).

На основании данного заключения Правительством Московской области 5 мая 2009 года было принято постановление N 350/18 оспариваемое административным истцом.

При принятии данного постановления Правительством Московской области согласования с какими-либо уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не проводились.

Однако судом, бесспорно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами с 50:03:0070273:33 по 50:03:0070273:90, 50:03:0070273:2 и 50:03:0070273:4, включенные данным постановлением Правительства Московской области в состав населенного пункта д. Подорки Клинского района Московской области, полностью входят в границы особо охраняемой природной территории - национальный парк Государственного комплекса «Завидово», что подтверждается копиями кадастровых паспортов данных земельных участков представленных суду (т. 1 л.д.32).

Судом также установлено, что статус особо охраняемой природной территория данная территория получила еще в 1971 году.

Так, постановлением Совета министров СССР от 2 декабря 1971 года на базе многофункционального Завидовского охотхозяйства, расположенного в Тверской и Московской областях, был создан Государственный научно-опытный заповедник Министерства обороны СССР.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 67-рн Завидовский государственный научно-опытный заповедник был реорганизован в Государственный комплекс «Завидово».

Согласно данному распоряжению, комплексу гостевых зданий, расположенных на территории ГК «Завидово», был придан статус официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации с наименованием «Русь». Охрана резиденции была возложена на Главное управление охраны Российской Федерации (п. 3).

За ГК «Завидово» была закреплена территория в существующих границах бывшего Завидовского государственного научно-опытного заповедника с сохранением в нем режима ранее установленных природоохранительных мероприятий. На данной территории было запрещено любое строительство, не связанное с деятельностью этого комплекса, а также отвод и продажа земель, вырубка леса без согласования с Главным управлением охраны Российской Федерации (п. 4, 5).

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1217 «О Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации" в целях обеспечения охраны государственного комплекса и в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" утверждены Положение о государственном комплексе "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации и согласованные с главой администрации Московской области и главой администрации Тверской области Границы территории государственного комплекса.

Государственный комплекс включает в себя особо охраняемую природную территорию - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала комплекса; подразделения, необходимые для обеспечения деятельности комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция "Русь"), расположенной на территории комплекса (пункт 1 Положения).

С учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится государственный комплекс, эта территория считается национальным парком. В связи с этим государственный комплекс является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением (пункт 2 Положения).

Государственный комплекс находится в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, которая осуществляет контроль за его деятельностью (пункт 3 Положения).

На государственный комплекс возлагаются задачи по охране и обслуживанию комплекса и его территории; созданию условий для регулируемого отдыха; сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранению историко-культурных объектов; разработке и внедрению научных методов охраны природы, экологического просвещения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; осуществлению экологического мониторинга; ведению в установленном порядке лесного хозяйства; ведению научно-опытного охотничьего хозяйства по разведению диких зверей и птиц, их охране и регулированию численности, организации и проведению работ по разведению рыбы и регулированию рыбных запасов; осуществлению государственного ветеринарного надзора на территории комплекса; восстановлению нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов; ведению сельского хозяйства и иной хозяйственной деятельности для обеспечения функционирования комплекса, а также обслуживанию резиденции "Русь" (пункт 9 Положения).

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении государственного комплекса, являются исключительно федеральной собственностью. Земельные участки, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении комплекса, не подлежат приватизации (пункт 10 Положения).

В силу пункта 11 Положения о государственном комплексе в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 2007 года N 654 территория комплекса составляет 125,4 тысячи гектаров, включая охотничьи угодья, из которых 91,7 тысячи гектаров - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении комплекса, а 33,7 тысячи гектаров - земли других пользователей и собственников. Вокруг территории комплекса создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Территория государственного комплекса учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Вопросы социально-экономической деятельности пользователей и собственников в пределах границ комплекса, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории комплекса и его охранной зоны, согласовываются с начальником комплекса (пункт 12 Положения).

Государственный комплекс пользуется налоговыми льготами, установленными для национальных парков федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 13 Положения).

Разделом IV Положения о государственном комплексе предусмотрен режим особой охраны его территории.

На территории государственного комплекса запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его задачам (пункт 15 Положения).

На территории государственного комплекса в определяемых начальником комплекса местах разрешается ведение подсобного и сельского хозяйства (абзац 2 пункта 16 Положения).

Охрана природных комплексов и объектов на территории государственного комплекса осуществляется работниками комплекса, которые по своему должностному положению приравниваются к работникам специальных государственных инспекций по охране территорий национальных парков (пункт 23 Положения).

Начальник государственного комплекса является главным государственным инспектором по охране территории национального парка (пункт 24 Положения).

Начальник государственного комплекса и другие работники, осуществляющие охрану природных комплексов и объектов на территории комплекса, при исполнении служебных обязанностей пользуются правами, предусмотренными статьей 34 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ (пункт 25 Положения).

Этим же Указом Президента РФ были описаны и утверждены границы территории Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, согласованные с главами администраций Московской и Тверской областей.

Так на территории Московской области применительно к спорным участкам граница Комплекса проходит «По дороге от станции Решетниково, далее по южной границе Завидовского военлесхоза, далее по дороге через населенные пункты Копылово, Воловниково, Корост, Чернятино, Гологузово, Игумново, Воздвиженское, Новоселки, Александрово, Комлево, Жестоки…».

Указом Президента РФ от 25 мая 2007 года N 654 изменен состав земель входящих в территорию Комплекса посредством увеличения площади заповедной особо охраняемой зоны за счет сокращения части, принадлежащей другим собственникам и пользователям (с 44,9 га до 33,7 га). При этом площадь общей территории осталась неизменной.

Граница территории Комплекса, в части касающейся данного спора, была описана следующим образом «По дороге от станции Решетниково, далее по южной границе лесных кварталов (123, 122, 121, 120) Завидовского лесничества, далее по дороге через населенные пункты Копылово, Воловниково, Корост, Чернятино, Гологузово, Игумново, Воздвиженское, Новоселки, Крутцы, Комлево, Жестоки».

В 2010 году общество с ограниченной ответственностью «Землеустройство» на основании заключенного Государственного контракта №87 от 28 июня 2008года провело землеустроительные работы по установлению границ территории Государственного комплекса «Завидово» на местности. При установлении границ Комплекса на местности использовались исходные данные описания содержащиеся в Указе Президента РФ №1217 от 18 августа 1996 года (с изменениями от 25 мая 2007года).

Как следует из представленной суду землеустроительной документации, граница Комплекса в пределах Клинского муниципального района Московской области была установлена на местности в координатах с созданием зон двух видов: заповедная и особо охраняемая (графическая часть том 1л.д. 114). Участок границ в районе населенных пунктов Крутцы, Комлево обозначен точками с 38 по 56 (том 1 л.д.115).

После проведения землеустроительных работ, 17 марта 2010 года сведения о границах Государственного комплекса «Завидово» были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Указанный в Положении о Государственном комплексе «Завидово» режим использования особо охраняемой природной территории Комплекса соответствует режиму использования территории национального парка установленного в Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Согласно ч. 4 ст. 15 названного Федерального закона в редакции, действующей на период принятия оспариваемого постановления Правительства Московской области, на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в нарушение названных норм, при принятии оспариваемого постановления Правительства Московской области, включившего в границы населенного пункта д. Подорки сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района Московской области 60 земельных участков с кадастровыми номерами с 50:03:0070273:33 по 50:03:0070273:90, 50:03:0070273:2 и 50:03:0070273:4, находящихся в границах Государственного комплекса «Завидово». Данный вопрос не был согласован с Федеральной службой охраны Российской Федерации в лице руководства Комплекса, обеспечивающей безопасность данной территории, представляющей собой специальный объект, включающий государственную резиденцию Президента РФ и особо охраняемую природную территорию.

При таких обстоятельствах, при принятии оспариваемого нормативного правового акта было нарушено требование ч. 14 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ о необходимости согласования вопроса о включении земельных участков в границы населенного пункта с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков предоставленным органам, осуществляющим функции обеспечения безопасности.

Суд также приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта, было нарушено требование п. 1 ст. 19 Федерального закона N 191-ФЗ, в соответствии с которым исполнительный орган субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на период принятия оспариваемого нормативного акта и в настоящее время, в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков не допускается.

Данная норма получила развитие в положении ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях», в редакции, действующей в настоящее время, согласно которому запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Однако при принятии оспариваемого постановления Правительства Московской области указанное положение Земельного кодекса РФ учтено не было.

Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что в границы особо охраняемых природных территорий не могут входить земли сельскохозяйственного назначения суд также находит несостоятельными.

Согласно абз. 4 ст. 90 Земельного кодекса РСФСР (принят в 1991 году), действовавшего на период принятия Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1217, часть территории природного национального парка может располагаться на землях иных категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта и в настоящее время, в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что на период принятия оспариваемого постановления Правительства Московской области отсутствовала информация о том, что включаемые данным постановлением в границы населенного пункта земельные участки входят в границы Государственного комплекса «Завидово» и ограничены в использовании, не соответствует действительности.

Как следует из текста п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1217 (в редакции Указа от 25 мая 2007 года N 654) утвержденные данным Указом границы территории Государственного комплекса «Завидово» согласованы с главой администрации Московской области. Указанное обстоятельство подтверждается также распоряжением Губернатора Московской области от 15 августа 2006 года N 527-РГ "Об образовании рабочей группы по уточнению границ и размеров площадей государственного комплекса "Завидово" Федеральной службы охраны России". Национальный парк ГК "Завидово" отражен также в Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 февраля 2009 года N 106/5.

Утверждение представителей заинтересованных лиц о неясности и неопределенности описания границ в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1217 в редакции Указа Президента РФ от 25 мая 2007 года N 654 не нашло своего подтверждения и опровергается тем обстоятельством, что именно на основании данного описания были проведены землеустроительные работы, определены характерные геодезические точки границ и соответствующие сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Суд проанализировал представленную в ходе судебного разбирательства землеустроительную документацию по установлению границ Комплекса, заключения специалистов, пояснения свидетеля Кривецкой Т.Н., специалиста Королькова К.С., сообщение администрации сельского поселения «Воздвиженское» Клинского муниципального района МО, администрации Клинского муниципального района МО, обозрел карты местности, и пришел к выводу.

В качестве ориентира прохождения границ Комплекса в редакции Указа Президента от 25 мая 2007 года поименованы населенные пункты: Копылово, Воловниково, Корост, Чернятино, Гологузово, Игумново, Воздвиженское, Новоселки, Крутцы, Комлево, Жестоки, расположенные по дороге, проходящей через них.

Определение понятия «дорога» закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Населенные пункты Крутцы, Комлево, Жестоки (по ходу движения от с. Воздвиженское) соединены одним маршрутом по дороге Воздвиженское-Подорки и Подорки-Комлево проходящей через них. В соответствии с классификатором автомобильных дорог данная дорога относится к дорогам регионального значения.

В целях уточнения описательной части границ территории Комплекса, в части, касающейся д. Крутцы, д. Комлево Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 376 границы территории государственного комплекса на территории Московской области определены следующим образом:

«….далее по дороге через населенные пункты Копылово, Воловниково, Корост, Чернятино, Гологузово, Игумново, Воздвиженское, Новоселки, Крутцы, Подорки, Комлево, Жестоки.»

Изложенное позволяет сделать вывод, что граница Комплекса в части, касающейся данного спора, Указе Президента РФ от 18 августа 1996 года (в редакции Указа от 25 мая 2007года), установленная на местности в 2010 году и уточненная Указом Президента РФ в редакции от 22 апреля 2013 года N 376 описана по долго сохраняющимся природным и географическим ориентирам.

В качестве графического ориентира указана дорога, проходящая через населенные пункты Копылово, Воловниково, Корост, Чернятино, Гологузово, Игумново, Воздвиженское, Новоселки, Крутцы, Комлево, Жестоки.

Населенные пункты Крутцы, Комлево (по ходу движения от с. Воздвиженское в сторону Москвы) соединены одним маршрутом по дороге Воздвиженское-Подорки и Подорки-Комлево проходящей через них. В соответствии с классификатором автомобильных дорог данная дорога относится к дорогам регионального значения.

Иных дорог проходящих через населенные пункты, поименованные в Указе Президента Российской Федерации в редакции от 25 мая 2007года, судом не установлено.

В своем ответе Министерство Экономического развития Российской Федерации на заявление Пяткина Д.Ю. еще в августе 2010 года указало, что в результате внесения изменений в Указ Президента от 25 мая 2007 года №654 в границы ГК «Завидово» включена часть территории населенных пунктов д. Крутцы и д. Подорки (том 3 л.д. 27).

Таким образом, граница Комплекса на момент издания постановления Правительством МО включала часть населенного пункта д. Подорки, где расположены земельные участки заинтересованного лица. Согласно пункту 2 Указа территория Комплекса считается национальным парком.

Суд, учитывая наличие описания границ Комплекса, приходит к выводу, что само по себе отсутствие в Указе Президента РФ от 25 мая 2007года населенного пункта д. Подорки не может свидетельствовать о не вхождении части населенного пункта в границы территории ГК «Завидово».

То обстоятельство, что сведения о границах ГК «Завидово» внесены в государственный кадастр недвижимости уже после принятия оспариваемого постановления, не свидетельствует о том, что этих границ не существовало в рассматриваемый период.

Доводы указанных представителей об отсутствии у ГК «Завидово» ФСО России права на общение в суд с рассматриваемым заявлением является необоснованным.

Согласно пунктам 13, 72 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 7 августа 2004 года (с последующими изменениями) к полномочиям ФСО России относится защита государственных резиденций Президента Российской Федерации и прилегающий к ним территорий и акваторий, а также осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации комплекса мероприятий по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении ФСО России.

В силу положений п. 9 положения о Государственном комплексе "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации основными задачами, возложенными на Комплекс являются, в том числе, охрана Комплекса и его территории, сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, осуществление экологического мониторинга.

Учитывая, названные полномочия ФСО России и задачи, стоящие перед Государственным комплексом «Завидово» ФСО России, его обращение в суд с рассматриваемым заявлением, является правомерным.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановлением Правительства Московской области от 5 мая 2009 года N 355/18 в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0070273:33 по 50:03:0070273:90, 50:03:0070273:2 и 50:03:0070273:4 в границы населенного пункта и изменения вила разрешенного использования принято с нарушением требований федерального законодательства, в связи с чем, заявление Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации удовлетворить.

Постановление Правительства Московской области от 05 мая 2009 года №350/18 «О включении земельных участков в границы д. Подорки сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района Московской области» в части включения в границы д. Подорки сельского поселения Воздвиженское Клинского муниципального района (категория земель земли населенных пунктов) и изменения вида разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство земельных участков:

площадью 1750 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:33, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 183;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:34, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 184;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:35, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 185;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:36, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 186;

площадью 1540 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:37, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 187;

площадью 1600 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:38, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 188;

площадью 2800 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:39, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 195;

площадью 1640 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:40, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок194 ;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:41, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 193;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:42, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 192;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:43, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 191;

площадью 1540 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:44, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 190;

площадью 1620 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:45, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 189;

площадью 1390 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:46, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 235;

площадью2000кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:68, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 232;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:69, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 233;

площадью 1620 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:70, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 234;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:71, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 170;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:72, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 171;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:73, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 172;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:74, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 173;

площадью 1930 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:75, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 174;

площадью 1930 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:76, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 203;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:77, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 204;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:78, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 205;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:79, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 206;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:80, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 207;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:81, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 222;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:82, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 223;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:83, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 224;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:84, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 225;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:85, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 226;

площадью 2000 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:86, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 227;

площадью 2020 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:87, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 228;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:88, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 229;

площадью 1500 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:89, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 230;

площадью 2720 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:90, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Воздвиженское, д. Подорки, участок 241;

площадью 37100 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:2, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 30 метрах от а/д Клин Воздвиженское по направлению на юго-восток;

площадью 37100 кв. метров с кадастровым номером 50:03:0070273:4, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 30 метрах от а/д Клин Воздвиженское по направлению на юго-восток

- признать недействующим со дня принятия.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и/или апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья М.Ю. Елизарова