ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-37/2022 от 29.04.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-37/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола 29 апреля 2022года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Янгабышева С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Завод искусственных кож» о признании недействующими в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на год», приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от , опубликованным на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на год (далее – Перечень).

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от , опубликованным на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на год (далее – Перечень).

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: , включен в Перечень на год под пунктом , в Перечень на год – под пунктом

Акционерное общество «Завод искусственных кож» (далее – АО «Завод Искож») обратилось в суд с административным иском о признании не действующим с даты вступления в силу приказов Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от и от пунктов и Перечней, ссылаясь на то, что является собственником указанного объекта недвижимости. Включение в Перечни здания, расположенного на земельном участке с разрешенным видом использованием: для производственной деятельности, для иного использования, без проведения фактического обследования противоречит требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяется как кадастровая стоимость: в здании расположены кабинеты работников общества, используемые ими для выполнения трудовых обязанностей, ни одно из помещений в здании не сдается в аренду под офис. Оспариваемый нормативный правовой акт незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта.

В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что спорное здание включено в Перечни на основании пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критериям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что более 20 % общей площади здания предназначено для административного использования. По информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, а также данных технического учета спорное здание имеет наименование – административный корпус, назначение – нежилое.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Секретаревой Т.А., поддержавшей доводы письменных возражений, заключение прокурора Янгабышева С.Г., полагавшего административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от , Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»;периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» ().

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от и от изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Судом установлено, что в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права собственности АО «Завод Искож» на здание административного корпуса, кадастровый , площадью 1666,1 кв.м, год завершения строительства 1960, расположенное по адресу: , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от (л.д.18-20).

По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от (л.д.21-22) спорное здание расположено на земельном участке площадью 1660+/-14 кв.м, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: для производственной деятельности, для иного использования. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за АО «Завод Искож» .

Согласно объяснениям административного ответчика спорное здание включено в оспариваемые Перечни как здание, предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом предназначение здания установлено с учетом наименования и назначения здания по данным Единого государственного реестра недвижимости, технического паспорта здания.

Вместе с тем, поскольку понятие «административное корпус» не тождественно понятию «административно-деловой центр», «торговый центр (комплекс)» спорное нежилое здание могло быть признано административным-деловым центром, торговым центром (комплексом) при его соответствии условиям, указанным в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что принадлежащее административному истцу здание, имевшее на момент принятия оспариваемых Перечней наименование: административный корпус, нельзя отнести к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) на основании подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для административного использования, поскольку 540,2 кв.м (32% от общей площади здания) занимают кабинеты, конферензал, магазин, обеденный зал является несостоятельным.

По данным технического паспорта и экспликации к плану строения (л.д.22-35) в спорном здании (литеры А, А1) размещены подсобные помещения: проходная (34.1 кв.м), склады (общая площадь 125,4 кв.м), архив (общая площадь 144,8 кв.м), коридоры (общая площадь 170,6 кв.м), лестничные клетки (общая площадь 78,7 кв.м), душ (1,7 кв.м), туалет (общая площадь 8,3 кв.м), умывальник (общая площадь 15,6 кв.м), кладовая (9,8 кв.м), раздевалка (22,4 кв.м), моечная (общая площадь 42,3 кв.м), конферензал (210,1 кв.м); коммунально-бытовые: цех (общая площадь 91,1 кв.м), холодильник (17,5 кв.м), кухня (53,5 кв.м); жилые: смотровой кабинет (8,7 кв.м), медкабинет (9,7 кв.м), приемный кабинет (12,8 кв.м), процедурный (13,6 кв.м); торговые: магазин (20 кв.м), обеденный зал (86,7 кв.м), диетический зал (11,2 кв.м), буфет (29,8 кв.м); конторские: кабинет (общая площадь 357,5 кв.м), охрана (10,1 кв.м).

Расположенные в здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Занимаемые административно-управленческим персоналом АО «Завод Искож» кабинеты используются самим обществом для целей осуществления хозяйственной деятельности, данных о том, что помещения в здании сдаются в аренду третьим лицам, не имеется.

Учитывая, что документы технического учета, не содержат иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, данных о том, что назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка «производственной деятельности, для иного использования», не свидетельствует о возможности размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, так как данный вид разрешенного использования земельного участка размещение таких объектов не предусматривает, спорное здание могло быть включено в оспариваемые Перечни лишь при определении административным ответчиком вида фактического использования здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на момент включения здания в Перечни. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания административным ответчиком не проводились. Включение здания в Перечни не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов.

Суд считает, что принадлежащий АО «Завод Искож» на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 1666,1 кв.м, расположенный по адресу: , необоснованно включен в пункты и Перечней, поскольку не отвечает признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на год и год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказы в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 9000 рублей согласно платежным поручениям от и . Указанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск акционерного общества «Завод искусственных кож» удовлетворить.

Признать пункт Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на год, определенный приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от , недействующим со дня его принятия.

Признать пункт Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на год, определенный приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от , недействующим со дня его принятия.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-порталеРеспублики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу акционерного общества «Завод искусственных кож» 9000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Петрова

В окончательной форме решение принято 5 мая 2022 года

Решение16.05.2022