ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-37/2024 от 16.01.2024 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24SO0000-01-2023-000583-21

Дело № 3А-37/2024

010а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Сывел плюс» Масловой О.Г., представителя Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края Чуниной Н.Ю., прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-37/2024 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Сывел плюс» о признании не действующим в части Решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 25 декабря 2017 года № 155-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Минусинский район, предоставленные в аренду без торгов»,

У С Т А Н О В И Л:

25 декабря 2017 года Минусинским районным Советом депутатов Красноярского края принято Решение № 155-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Минусинский район, предоставленные в аренду без торгов» (далее – Решение от 25 декабря 2017 года № 155-рс).

Пунктом 2.16 Приложения 1 «Коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка, применяемого к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы (К1)» (далее - Приложение 1) к Решению от 25 декабря 2017 года № 155-рс для земельных участков, находящихся вне черты населенных пунктов и предназначенных для установки рекламных конструкций, установлен коэффициент К1 в размере 472,5.

Решение от 25 декабря 2017 года № 155-рс было опубликовано 28 декабря 2017 года в газете «Власть труда», № 102/3 (спецвыпуск), размещено на официальном сайте администрации Минусинского района Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в соответствии с пунктом 6 данного Решения, оно вступило в силу в день, следующий за днем опубликования в газете «Власть труда».

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО «Сывел плюс») обратилось с административным иском о признании не действующим пункт 2.16 Приложения 1 к Решению от 25 декабря 2017 года № 155-рс в части установления для земельных участков, предназначенных для установки рекламных конструкций, коэффициента К1 в размере 472,5.

Требования мотивированы тем, что ООО «Сывел плюс» на основании договоров аренды от 20 августа 2007 года № 850, от 24 декабря 2007 года № 970 является арендатором 41 земельного участка имеющих вид разрешенного использования – «для установки рекламных конструкций». В настоящее время в Арбитражном суде Республики Хакасия рассматривается гражданское дело по иску Управления имущественных отношений администрации Минусинского района о взыскании с ООО «Сывел плюс» задолженности по арендной плате за период с 1 января 2018 года по 13 декабря 2022 года, при расчете размера которой применяется коэффициент К1, установленный оспариваемым нормативным правовым актом. Полагает оспариваемый размер К1 экономически не обоснованным, поскольку его применение повлекло многократное увеличение размера арендной платы.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Сывел плюс» Маслова О.Г., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края Чунина Н.Ю., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Минусинского районного Совета депутатов и не противоречит законодательству большей юридической силы.

Глава Минусинского района Красноярского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах не сообщил, ходатайств не представил.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя Главы Минусинского района Красноярского края, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена порядок определения размера арендной платы определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2); порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3).

Отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае, а также порядок определения размера арендной платы регулируются Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее – Закон края от 4 декабря 2008 года № 7-2542), в статье 12 которого закреплено, что порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3 устанавливает Правительство Красноярского края, а сами коэффициенты - органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки.

Таким образом, вышеуказанным законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены полномочиями по установлению коэффициента К1, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, в отношении передаваемых в аренду земельных участков, расположенных на территории вышеуказанных муниципальных образований и находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно статьям 18 и 21 Устава Минусинского муниципального района Красноярского края, Минусинский районный Совет депутатов (далее - Совет) является представительным органом местного самоуправления, обладающим правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района. К компетенции Совета отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка и условий его приватизации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства о порядке вступления в силу и опубликования.

Судом установлено, что ООО «Сывел плюс» на основании договоров аренды от 20 августа 2007 года № 850, от 24 декабря 2007 года № 970 является арендатором 41 земельного участка имеющих вид разрешенного использования – «для установки рекламных конструкций», расположенных на территории Минусинского района.

В настоящее время в Арбитражном суде Республики Хакасия рассматривается гражданское дело по иску Управления имущественных отношений администрации Минусинского района о взыскании с ООО «Сывел плюс» задолженности по арендной плате за период с 1 января 2018 года по 13 декабря 2022 года, при расчете размера которой применяется коэффициент К1, установленный оспариваемым нормативным правовым актом.

На момент обращения с настоящим административным иском Решение от 25 декабря 2017 года № 155-рс утратило силу в связи с принятием Решения Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 10 декабря 2021 года № 129-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Минусинский район, предоставленные в аренду без торгов».

Вместе с тем, при разрешении вышеуказанного спора о задолженности по арендной плате за период с 1 января 2018 года по 13 декабря 2022 года, подлежит применению коэффициент К1, утвержденный Решением от 25 декабря 2017 года № 155-рс, в связи с чем данное Решение в правоотношениях с участием административного истца сохраняет свойства нормативности, а, следовательно, за административным истцом сохраняется право на оспаривание этого нормативного правового акта в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В подтверждение экономической обоснованности оспариваемого коэффициента К1, суду представлен Отчет от 10 апреля 2013 года № 53/24-8, выполненный оценщиком Поповым М.Ю. (ООО «Институт оценка»), согласно для земельных участков, относящихся к категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения» и предназначенных для установки рекламных конструкций коэффициент К1 был определен в размере 450 (пункт 4.5.5, пункт 5 раздела II таблицы 5.1).

Из пояснений представителя Совета следует, что Решением от 25 декабря 2017 года № 155-рс коэффициент К1 был утвержден для земельных участков, предназначенных для установки рекламных конструкций в размере 472,5, путем применения индексов инфляции к величине коэффициента К1 – 450, определенного в Отчете от 10 апреля 2013 года № 53/24-8.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).

Утвержденные данным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Статьей 12 Закона края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 установлено, что при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора (пункт 4).

Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 данной статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где:

А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);

Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);

К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5).

Коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 утверждается Правительством края (пункт 6).

Постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 года № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), в соответствии с которым (порядком) расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.

В пункте 2 Порядка также закреплено, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты К1, К2 и К3 исходя принципа экономической обоснованности.

В силу пункта 4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 необходимо провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; провести анализ категорий арендаторов земельных участков.

Таким образом, принцип экономической обоснованности, предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Для расчета экономической обоснованности коэффициента К1, необходимо провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования.

Между тем, в Отчете от 10 апреля 2013 года № 53/24-8 не проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». Исследование соответствующего сегмента рынка отсутствует

Также в данном Отчете вообще не имеется какого-либо расчета коэффициента К1 для земельных участков названной категории земель, либо земельных участков вне населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций, что лишает возможности проверить обоснованность предлагаемой оценщиком величины коэффициента К1 – 450, и является нарушением пункта 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299 (действовавшего на момент проведения оценки и принятия оспариваеого нормативного правового акта), согласно которому при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Учитывая изложенное, Отчет от 10 апреля 2013 года № 53/24-8 в вышеуказанной части нельзя признать обоснованным, а, соответственно, недопустимо использование данного Отчета в целях определения величины коэффициента К1 для земельных участков вне населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций.

Утвержденный пунктом 2.16 Приложения 1 к Решению от 25 декабря 2017 года № 155-рс коэффициент К1 в размере 472,5, не аргументирован Минусинским районным Советом депутатом с точки зрения его экономической обоснованности. После 2013 года исследование соответствующего сегмента рынка органом местного самоуправления не проводилось. Пояснительная записка к проекту Решения от 25 декабря 2017 года № 155-рс так же не содержит анализа и оценки экономических факторов, экономического обоснования вышеуказанного коэффициента К1.

Таким образом, оспариваемый коэффициент К1 был утвержден Минусинским районным Советом депутатов при отсутствии анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что противоречит требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542, Постановления Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 года № 121-п.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.

Согласно разъяснением, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты.

Учитывая, что Решение от 25 декабря 2017 года № 155-рс утратило силу до момента предъявления административного иска и вступило в противоречие с нормативными правовыми актами большей юридической силы с момента принятия, суд полагает необходимым признать не действующим со дня принятия пункт 2.16 Приложения 1 к Решению от 25 декабря 2017 года № 155-рс в части установления величины коэффициента К1 для земельных участков, предназначенных для установки рекламных конструкций.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Сывел плюс» - удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 2.16 Приложения 1 к Решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 25 декабря 2017 года № 155-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования Минусинский район, предоставленные в аренду без торгов» в части установления значения коэффициента К1, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные без проведения торгов и предназначенные для установки рекламных конструкций.

Обязать Минусинский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 22 января 2024 года