Дело № 3а-37/2024
42OS0000-01-2024-000024-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 21 февраля 2022 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Сальманович А.О.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» о признании недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 20 октября 2023 года № 193 «Об установлении ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС») выпадающих доходов по технологическому присоединению Заявителей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно с 01.12.2022 по 31.12.2023, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в 2023 году, необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год»,
УСТАНОВИЛ:
20 октября 2023 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 193 «Об установлении ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС») выпадающих доходов по технологическому присоединению Заявителей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно с 01.12.2022 по 31.12.2023, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в 2023 году, необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год», которым ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС») установлены
подпунктом 1.1 пункта 1 с 01.12.2022 по 31.12.2023 выпадающие доходы по технологическому присоединению Заявителей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно в сумме 111 436,81 тыс. руб.;
подпунктом 1.2 пункта 1 необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2023 году в сумме 8 990 785,41 тыс. руб.;
подпунктом 1.3 пункта 1 необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год в сумме 8 990 785,41 тыс. руб.;
подпунктом 1.4 пункта 1 расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение на 2023 год, в сумме 162 803,01 тыс. руб. (далее также Постановление № 193 том 1 л.д.210-211).
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 20 октября 2023 года (том 1 л.д.212).
Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее также ПАО «Россети Сибирь, Общество, филиал) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия вышеуказанное постановление, как не соответствующее нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
Требования мотивирует тем, что при принятии во исполнение решения Кемеровского областного суда от 12 февраля 2023 года по делу № 3а-234/2023 Постановления № 193, РЭК Кузбасса исключила из необходимой валовой выручки (далее также НВВ) расходы в связи с неисполнением инвестиционной программы за 2019 год, а при расчете плановых выпадающих расходов на технологическое присоединение мощностью более 150 кВт произвела расчет не в соответствии с действующим законодательством, что свидетельствует о неисполнении решения суда, сам нормативный правовой акт не соответствует установленной форме.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях (том 1 л.д.6-11).
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (том 1 л.д.220-240).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» действовавшим до 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По существу, аналогичные нормы содержит пункт 104 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» действующий с 1 января 2023 года.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое в части постановление принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму, в которой РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 33 Приказа ФАС России от 10.03.2022 № 196/22 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней принимается по форме согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
Представленная в приложении № 2 типовая форма носит общий характер и состоит из самого решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и приложений к нему.
Оспариваемый нормативный правовой акт каких – либо приложений не имеет, что как считает сторона административного истца является основанием для признания его несоответствующим положениям действующего законодательства.
Действительно, оспариваемый нормативный правовой акт в полной мере форме, установленной приложением № 2 Приказа ФАС России от 10.03.2022 № 196/22 не соответствует, однако с учетом изложения его содержания, само по себе указание непосредственно в тексте решения определенных им величин подлежащих размещению в отдельном приложении и их объем не является существенным нарушением.
По виду, процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правилам введения его в действие, в том числе порядку опубликования, суд каких-либо нарушений не установил.
Административным истцом по виду, процедуре и порядку принятия нормативный правовой акт не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
В статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены, в частности: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы и тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
Судом установлено, что филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Филиалу тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, очередной долгосрочный период регулирования с 2019 по 2023 годы.
Долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на вышеуказанный долгосрочный период утверждены Обществу Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» с учетом последующих изменений, в том числе в части изложения его заголовка - «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» (далее также Постановление № 753) и в редакции постановления РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2018 года № 780 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» (том 1 л.д.38-41).
29 апреля 2022 года филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» обратился в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год и предоставил обосновывающие материалы (том 1 л.д.20-21). Впоследствии были представлены дополнительные материалы (том 1 л.д.22).
21 октября 2022 года филиалом ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» в РЭК Кузбасса подано заявление об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2023 год (том 1 л.д.136-137).
По результатам экспертизы предложений Общества регулятором произведен расчет НВВ, учитываемой для расчета единых котловых тарифов и далее, на заседаниях правления РЭК Кузбасса, им были приняты:
- Постановление от 29 ноября 2022 года № 947 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, формул платы, платы для заявителей не более 15 кВт и не более 150 кВт за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на 2022, 2023 годы» (далее также Постановление № 947 том 1 л.д.23-37) пунктом 3 таблицы приложения 4 которого филиалу ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» установлен размер выпадающих доходов по технологическому присоединению заявителей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно с 01.12.2022 по 31.12.2023, в размере 99 849,21 тыс. руб.;
Постановление от 30 ноября 2022 № 958 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы» (далее также Постановление № 958 том 1 л.д.42-60), таблицей 3 приложения к которому для ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС» утверждены: размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям в Кемеровской области – Кузбассе на 2023 год, - 8 979 197,81 тыс. руб. (строка 6 колонки 3); размер учтенных расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, - 151 215, 41 тыс. руб. (строка 6 колонки 4).;
Постановление от 30 ноября 2022 года № 957 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» (далее также Постановление № 957 имеется в общем доступе), которым внесены изменения в Постановление № 753, приложения № 1 и № 2 которого изложены в редакции Постановления № 957 в соответствии с которой пунктом 12 таблицы приложения № 2 к Постановлению № 753 для ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС» необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь на 2023 год утверждена в размере 8 979 197,81 тыс. руб.
Решением Кемеровского областного суда по делу № 3а-234/2023 от 12 мая 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 года Постановления №№ 947, 753, 958 были признаны недействующими с момента принятия в приведенных частях, на РЭК Кузбасса возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие постановления в отмененной части (том 1 л.д.241-249 – решение, том 2 л.д.1-6 – апелляционное определение).
В ходе рассмотрения административного дела № 3а-234/2023 судом было установлено, что выпадающие доходы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств мощностью до 150 кВт включительно в размере 99 849, 21 тыс. руб. и определенные с учетом их значения расходы по статье «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» в размере 166 523, 58 тыс. руб., из которых в НВВ предприятия учтено 151 215, 41 тыс. руб., приняты регулирующим органом без достаточного экономического обоснования, а именно без анализа представленных Обществом документов и дополнительного истребования иных необходимых сведений; при определении корректировки необходимой валовой выручки на i-тый - 2023 год долгосрочного периода регулирования, в нарушение положений нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, регулирующим органом произведен анализ и приняты к учету результаты исполнения инвестиционной программы как за 2021 год, так и в отсутствие оснований за 2019 год.
20 октября 2023 года, во исполнение решения Кемеровского областного суда от 12 мая 2023 года № 3а-234/2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 августа 2023 года по делу № 66а-1285/2023, Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято Постановление № 193 (том 1 л.д.210-211).
Экономическое обоснование принятого нормативного правового акта приведено в экспертном заключении (том 1 л.д.165-183), в соответствии с которым НВВ Общества составит 8 990 785, 00 тыс.руб.(округленно), в том числе: подконтрольные расходы – 2 875 585, 00 тыс. руб.; неподконтрольные расходы – 5 498 522, 00 тыс. руб.; приборы учета – 3 249, 00 тыс. руб.; экономия потерь – 382 596, 00 тыс. руб.; корректировка НВВ по итогам предыдущих периодов регулирования - (-339 709, 26) тыс. руб.; предпринимательская прибыль 524 088, 00 тыс.руб; корректировка НВВ в соответствии с параметрами надежности и качества – 46 455, 00 тыс. руб. (Приложение № 2 – страницы 17-19 экспертного заключения).
Расчет размера расходов филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС», связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы на технологическое присоединение на 2023 год, составил по мнению регулирующего органа 11 587, 60 тыс.руб. и приведен в Приложении № 1 к экспертному заключению (страница 16).
Из экспертного заключения к Постановлению № 193 следует, что регулирующий орган осуществил устранение указанных судом по делу № 234/2023 нарушений положений нормативных правовых актов в области электроэнергетики при корректировке НВВ Общества на 2023 год в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год, проведя соответствующий анализ в экспертном заключении, исполненном в дополнение к экспертному заключению «по материалам, предоставленным филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2021 год. Том 2» по итогам которого включил в экспертное заключение по материалам, предоставленным Обществом для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год отклонение в размере (- 98 106, 86) тыс.руб., тем самым оставив изложенную в нем корректировку инвестиционной программы (стр.124) без изменения (страницы 14-15 экспертного заключения).
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ведущий консультант отдела ценообразования в электроэнергетике ФИО8., суду пояснила, что при исполнении решения суда по административному делу № 3а-234/2023 регулирующим органом с учетом решения по делу № 3а-244/2021 и исполнения инвестиционной программы на 2019 год было скорректировано экспертное заключение на 2021 год без изменения НВВ, по результатам внесенных дополнений в которое корректировка составила (- 452 000, 00 тыс.руб), в связи с чем сумма, ранее отраженная в экспертном заключении по материалам предоставленным Обществом на 2023 год осталась без изменения.
Суд с таким подходом регулирующего органа согласиться не может.
Исходя из положений пункта 37 Основ ценообразования и формул 3 и 9 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки на 2023 год (i-тый год) долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, производится на основании показателей 2021 года (год регулирования (i) - 2023-й минус 2 равно 2021 год).
Таким образом, по общему правилу при определении корректировки НВВ на i-тый - 2023 год долгосрочного периода регулирования, анализ и принятие к учету результатов исполнения инвестиционной программы за 2019 год не предусмотрен.
Вместе с тем, согласно тринадцатому абзацу пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Вступившим в законную силу решением суда по административному делу № 3а-234/2023 во исполнение, которого принят оспариваемый в настоящем деле нормативным правовой акт установлено, что корректировка НВВ ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС», осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год, не была предметом исследования и оценки в рамках административного дела № 3а-244/2021.
Каких – либо решений (предписаний) Федеральной антимонопольной службы или иных решений суда о необходимости корректировки НВВ Общества в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год, регулирующим органом суду не названо и в материалы дела не представлено.
Таким образом, у регулирующего органа при принятии заменяющего нормативного правового акта относительно тарифного регулирования на 2023 год, как во исполнение решения суда по делу № 3а-234/2023, так и вообще, отсутствовали основания для пересмотра результатов в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год и составления экспертного заключения «в дополнение к экспертному заключению по материалам, представленным филиалом ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительских рынок на 2021 год. Том 2», при том, что НВВ общества, как и тарифное решение на 2021 год не изменялись.
Фактически, регулирующий орган без установленных законом оснований после завершения периода регулирования внес изменения в экспертное заключение, подготовленное при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, являющийся отчетным для 2023 года, тем самым сохранив признанную судом несоответствующей положениям нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу корректировку НВВ Общества на 2023 год в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год, преодолев состоявшееся по делу № 3а-234/2023 в указанной части решение.
Частью 8 статьи 5 Федерального Конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1 «О судах общей юрисдикции» закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами административного истца о необоснованном исключении из НВВ расходов в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год в размере (- 98 106,86 тыс.руб.) при принятии заменяющего нормативного правового акта.
Проверяя доводы о неправильном расчете плановых выпадающих расходов на технологическое присоединение мощностью не более 150 кВт, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике» затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2023 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт в полном объеме включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Особенности определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) и применения этой платы определяются Правительством Российской Федерации (абзацы 10, 12 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
30 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1178 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в том числе в пункт 87 Основ ценообразования, согласно абзаца 3 которого (в приведенной редакции) в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей максимальной мощностью не более 150 кВт, присоединяемых по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от этих энергопринимающих устройств до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения составляет не более 200 метров в городах и поселках городского типа и не более 300 метров в сельской местности, не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Вышеуказанные особенности расчета платы за технологическое присоединение применяются с учетом условий, установленных пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, содержащим (в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 1178 от 30 июня 2022 года) (далее также – Правила технологического присоединения № 861) аналогичные требования относительно характеристик технологического присоединения энергопринимающих устройств и заявителей в плату за технологическое присоединение которых не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства и (или) объектов электроэнергетики.
В ходе рассмотрения административного дела № 3а-234/2023 судом было установлено предоставление Обществом на тарифное регулирование расчета расходов по технологическому присоединению энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно по форме, предусмотренной приложением 3 к Методическим указаниям 215-э/1, с обосновывающими документами несения фактических расходов 2021 года для определения затрат по статье «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования», а также направление как 17 марта 2022 года регулирующим органом сетевым организациям письма о необходимости предоставления отчета за 2021 год по выпадающим доходам, связанным с технологическим присоединением (по форме приложения к письму), с документами обосновывающими фактические затраты в срок до 1 мая, так и дополнительно 26 сентября 2022 года в связи с изменениями внесенными в Методические указания № 215-э/1 письма о предоставлении информации в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178, обосновывающих материалов стоимости расходов на выполнение мероприятий по технологическим присоединениям за три предыдущих периода регулирования 2019 – 2021 годы с расчетами выпадающих доходов по технологическим присоединениям устройств заявителей мощностью до 15 кВт (включительно) и от 15 кВт до 150 кВт (включительно) в формате обновленных форм шаблонов с приложением обосновывающих материалов, предоставление в ответ филиалом ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго РЭС» 29 апреля, 21 и 24 октября, и 9 ноября 2022 года обосновывающих документов по выполненным технологическим присоединениям, отчетов о выполненных работах за 2021 год по технологическому присоединению заявителей, расчетов выпадающих доходов в обновленных формах.
Письмом от 29.05.2023 регулирующий орган просил Общество предоставить с описью прилагаемых материалов отчеты о выполненных работах по технологическому присоединению заявителей до 150 кВт и копии документов на осуществление технологических присоединений (заявки, договоры, акты о выполнении технических условий, акты осуществления ТП, ОС-1) в отношении заявителей, соответствующих критериям абзаца 3 пункта 87 Основ ценообразования за 3 предшествующих периода 2019-2021 гг., а также копии договоров на осуществление технологических присоединений энергопринимающих устройств мощностью свыше 15 до 150 кВт, заключенных с заявителями до 1 января 2023 года и планируемых к завершению всех регламентных работ в 2023 году (по форме приложения к письму) (том 2 л.д.36).
В ответ Обществом предоставлен расчет плановых выпадающих расходов на ТП до 150 кВт на 2023 год на 260 883, 45 тыс.руб. с пояснительной запиской к нему, отчеты о выполненных работах 2019-2021 годы по технологическому присоединению заявителей до 150 кВт с реестром договоров заявителей до 150 кВт (том 2 л.д.36-58).
В письме от 22.08.2023 в адрес Общества регулирующий орган указал на отсутствие в предоставленных материалах информации о расстоянии от энергопринимающих устройств до ближайшего объекта электрической сети по осуществленным технологическим присоединениям за период с 2019 – 2021 гг., в связи с чем для обоснования плановых выпадающих доходов по технологическому присоединению энергопринимающих устройств мощностью от 15 кВт до 150 кВт на 2023 год повторно просил предоставить информацию согласно письму от 29.05.2023 (том 2 л.д.17).
В ответе от 30.08.2023 Общество сообщило регулирующему органу об отсутствии итоговых отчетов, принятыми РЭК Кузбасса с указанием заявителей и учтенных фактических данных за 2019-2021 гг., предоставлении ранее реестра договоров находящихся на исполнении, наличия у регулирующего органа необходимых документов, указав, что средние фактические объемы за 2019-2021 гг. должны быть определены на основании фактических данных за 2019-2021 гг., принятых РЭК Кузбасса в соответствии с экспертными заключениями по материалам, предоставленным филиалом для определения НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2019-2021 гг. (том 2 л.д.18).
Как указывает административный ответчик, расчетов, на основании которых возможно отследить заявителей, соответствующих условиям «льготной» категории за предшествующие три периода регулирования «ПАО «Россети Сибири» представлено не было, на направленные письма от 29.05.2023 и от 22.08.2023 в полной мере необходимая информация, сформированная по всем, осуществленным ранее, технологическим присоединениям в рамках требуемых с 1 января 2023 года условий, представлена не была.
Проанализировав представленные Обществом данные, регулирующий орган произвел перерасчет плановых расходов по технологическому присоединению на 2023 год на основании имеющихся в распоряжении данных о технологических присоединениях, которые бы соответствовали критериям льготной категории заявителей с 1 января 2023 года за три предыдущих периода 2019 - 2021 гг.
Перерасчет плановых выпадающих доходов по технологическому присоединению энергопринимающих устройств мощностью от 15 кВт до 150 кВт произведен путем выборки средних физических величин по фактическим принятым к учету технологическим присоединениям энергопринимающих устройств соответствующей мощности за 2019-2021 год и составил 11 587, 60 тыс.руб.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении регулирующим органом законодательства в области электроэнергетики при указанном расчете.
Действительно, методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 года № 215-э/1, в том числе после внесения в них изменений приказом ФАС России от 30 июня 2022 года № 491/22, по существу изменений в части касающейся мероприятий «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения, энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, как по содержанию понятий, так и по форме расчета не претерпели.
Между тем, методические указания № 215-э/1 регулирующим органом были применены во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об электроэнергетике», Основами ценообразования и Правил технологического присоединения № 861.
Обратное бы привело к расчету плановых расходов по технологическому присоединению на 2023 год без учета подлежащих применению с 1 января 2023 года требований законодательства в области электроэнергетики к потребителям электрической энергии при присоединении их энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт, значительно сузивших льготную категорию таковых, и, соответственно уменьшивших плановые расходы территориальной сетевой организации при осуществлении указанных действий и свидетельствовало бы о нарушении абзацев 1 и 2 пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», которыми установлены принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), а также обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающего включение как в плановые расходы, так и затраты, объективно, с учетом внесенных в законодательство изменений, не обусловлено завышенных расходов.
Примененное регулирование в полной мере соответствует пункту 7 Основ ценообразования, согласно которому при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Каких – либо доказательств того, что выполненный регулирующим органом, на основе проведенного анализа представленных документов при принятии заменяющего нормативного правового акта, расчет плановых выпадающих доходов по пункту 87 Основ ценообразования по технологическому присоединению заявителей до 150 кВт является необоснованным, как и опровергающих его, административным истцом не представлено, суд находит указанный расчет обоснованным, выполненным с учетом внесенных в законодательство в области электроэнергетики изменений.
Кроме того, определенный размер расходов является плановым, и в соответствии с абзацем 14 пункта 87 Основ ценообразования, в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.
При таких данных, доводы административного истца о неправильном расчете плановых выпадающих расходов на технологическое присоединение мощностью не более 150 кВт, судом отклоняются.
Поскольку исходя из установленных обстоятельств определенную РЭК Кузбасса корректировку НВВ Общества на 2023 год в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год, как и расчет НВВ для ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС» на 2023 год невозможно признать экономически обоснованными, суд приходит к выводу о том, что в указанной части нарушения установленные решением Кемеровского областного суда по делу № 3а-234/2023, не устранены.
Таким образом, Постановление № 193 следует признать недействующим со дня принятия в части подпунктов 1.2, 1.3 пункта 1, устанавливающих НВВ на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2023 году в сумме 8 990 785,41 тыс. руб. и в том же размере НВВ без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год, отказав в удовлетворении заявленных требований о признании указанного нормативного правового акта недействующим в части подпунктов 1.1, 1.4 пункта 1 устанавливающих с 01.12.2022 по 31.12.2023 выпадающие доходы по технологическому присоединению Заявителей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно в сумме 111 436,81 тыс. руб., а также расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение на 2023 год, в сумме 162 803,01 тыс. руб., то есть в остальной части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия и признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, его следует признать не действующим в части с момента принятия.
В целях исключения недостаточной правовой урегулированности правоотношений в сфере деятельности по передаче электрической энергии по электрическим сетям и восстановлении прав и свобод административного истца в соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 20 октября 2023 года № 193 «Об установлении ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС») выпадающих доходов по технологическому присоединению Заявителей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт включительно с 01.12.2022 по 31.12.2023, необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в 2023 году, необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год» в части подпунктов 1.2, 1.3 пункта 1.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: А.М. Решетняк
В окончательной форме решение изготовлено 7 марта 2024 года.