Дело № 3а- 37/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 24 июня 2021 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя административного ответчика ГКЦ РС(Я) ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (АО «ДГК») о признании недействующим подпункт 1.3 пункта 1 Постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №14 от 01.02.2021 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую станциями АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), на 2021 - 2023 годы", со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ:
01.02.2021 Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - ГКЦ PC (Я), Комитет) было принято постановление N 14 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую станциями АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), на 2021 - 2023 годы" (далее – Постановление № 14).
Данным Постановлением в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 14.12.2018 № 167 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии АО «ДГК» филиал «Нерюнгринская ГРЭС» потребителям МО «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) на 2019-2023 годы» (далее Постановление № 167) внесены следующие изменения:
1.1. пункты 1.1.5-1.1.10, пункты 1.2.5-1.2.10 приложения признать утратившими силу;
1.2. приложение считать приложением №1;
1.3. дополнить приложением № 2 в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление Правления ГКЦ РС(Я) от 16.12.2020 №262 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, ранее установленных на долгосрочный период 2019-2023 годы АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» на 2021 год» со дня вступления в силу настоящего постановления.
АО «ДГК», оказывающее услуги теплоснабжения и передачи тепловой энергии, в том числе потребителям Нерюнгринского района РС(Я), обратилось в суд с иском к Государственному комитету по ценовой политике РС(Я) и, с учетом уточнений исковых требований, просит признать недействующим подпункт 1.3 пункта 1 Постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) № 14 от 01.02.2021 со дня его принятия.
В уточнении исковых требований истец указывает, что оспариваемой нормой внесены изменения в Постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 14.12.2018 № 167 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии АО «ДГК» филиал «Нерюнгринская ГРЭС», а именно, Постановление № 167 дополнено Приложением № 2, в котором установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую станциями АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» на 2021-2023 годы, на период с 01.02.2021 по 31.12.2023. Таким образом, истец оспаривает тарифы, приведенные в Приложении № 2 к Постановлению Правления ГКЦ РС(Я) № 167 от 14.12.2018 г., установленные подпунктом 1.3 пункта 1 Постановления № 14. Истец считает, что при корректировке долгосрочных тарифов орган регулирования нарушил нормы материального права, вследствие чего установил необоснованные тарифы по тепловой энергии. Ссылаясь на пункт 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее Основы ценообразования № 1075), истец утверждает, что в соответствии с указанной нормой орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка долгосрочного тарифа, должна осуществляться в соответствии с п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от № 760-э (далее Методические указания № 760 -э). Данной нормой установлено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования №1075 орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по определенной формуле, одним из составляющих которой является такой показатель как – корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э.
Истец считает, что ответчик, в нарушение п. 49 Методических указаний, корректировку экономически обоснованной валовой выручки с учетом показателей предшествующего расчетного периода, 2019 года, не произвел. Размер корректировки необходимой валовой выручки за 2019 год, на которую заявлялось Обществом при расчете тарифов на тепловую энергию на 2021 год, составил 226 485 тыс.руб. Расчет корректировки необходимой валовой выручки был представлен в заявлении от 30.04.2020 № ... «Об открытии дела по корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую СП «Нерюнгринская ГРЭС» АО «ДГК» потребителям Республики Саха (Якутия) на 2021 год». Позднее, АО ДГК письмом от 16.12.2020 № ... в адрес регулирующего органа был направлен скорректированный расчет корректировки необходимой валовой выручки за 2019 год с уточнением по статьям с учетом установления тарифов на отопительный сезон, то есть с 01.07.2019г. Размер корректировки составил 389 019,30 тыс.руб., с учетом ИПЦ 2020-2021 415 920,8 тыс. руб.
Кроме того, истец, со ссылкой на пункт 51 Основ ценообразования №1075 утверждает, что значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются. В соответствии с п. 75 Основ ценообразования № 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе, базовый уровень операционных расходов.
Таким образом, как указывает истец, базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования и не может быть изменен в течение долгосрочного периода. Согласно подпункту «а» и подпункту «б» пункта 58 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, расходы на приобретение сырья и материалов и расходы на ремонт основных средств относятся к операционным расходам.
Между тем, как указывает истец, орган регулирования снизил выручку на 2021 год на величину корректировки расходов на ремонт за 2019 год, тем самым пересмотрел значение долгосрочного параметра регулирования – базовый уровень операционных расходов.
АО ДГК не оспаривает тот факт, что регулирующий орган при корректировке 2019 года должен был проанализировать фактические неподконтрольные расходы, в том числе амортизационные отчисления, услуги по транспортировке тепловой энергии, и учесть их либо на уровне фактических расходов, либо откорректировать их до экономически обоснованного уровня. Но, при этом, как указывает истец, орган регулирования должен был произвести корректировку необходимой валовой выручки с учетом всех остальных показателей в соответствии с формулой (22) Методических указаний, а именно фактического полезного отпуска и фактической товарной выручки в соответствии с формулами корректировки и п. 12 Методических указаний.
В исковом заявлении (л.д. 6-19) приведен подробный расчет корректировки НВВ. Истец указывает, что указанный расчет был представлен в орган регулирования со всеми подтверждающими документами, однако последний их не принял без объяснения причин.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просит удовлетворить требования.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что оспариваемое постановление Правления ГКЦ РС (Я) принято во исполнение предписаний ФАС России от 27.12.2019 и от 25.12 2020 г..
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 05.02.2021г., Номер опубликования: 1401202102050003, прямая ссылка http://publication.pravo.gov.ru/Search?code=region14&category=
По статье «корректировка НВВ» с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов к заявлению предприятием были представлены расчеты на сумму 226 485,60 тыс. руб., далее 15.12.2020 направлена пояснительная записка к расчету.
По результатам рассмотрения расчетов было установлено, что расчет показателя -фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, произведен Обществом в соответствии с установленными формулами, однако документального подтверждения использованных при расчете данных, обществом не было представлено.
Так, для расчета показателя QUOTE - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, используемого при расчете фактической величины необходимой валовой выручки, Общество представило отчет формы 46-тэ, без документов, подтверждающих фактическую выручку от реализации, а также без обоснования причин снижения размера субсидий на разницу тарифов для населения.
Ответчик также указывает, что бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.) за 2019 год сформирована в целом по АО «ДГК», в состав которого входят 6 филиалов, структурных подразделений (Хабаровская генерация. СП Хабаровские тепловые сети, Приморская генерация, Лучегорский ТЭК, Амурская генерация, СП Нерюнгринская ГРЭС). По регулируемому в ГКЦ РС(Я) структурному подразделению Нерюнгринская ГРЭС бухгалтерская отчетность за 2019 год отсутствует.
Представитель ответчика указывает, что на основании приведенных обстоятельств, предлагаемые предприятием расчеты по корректировке НВВ на фактические параметры 2019 года не учтены при расчете тарифов на тепловую энергию на 2021 год.
Представитель ответчика, на основании приведенных доводов, просит отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Т., ******** АО «ДГК» пояснил суду следующее.
27.12.2019, 25.12 2020 ФАС России выдал предписания ГКЦ по РС(Я) об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные ГКЦ РС(Я) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «ДГК». В том числе было предписано произвести корректировку НВВ АО «ДГК» по результатам деятельности за предыдущие периоды регулирования 2016, 2017 годы. При исполнении этого предписания и установлении тарифов на 2021 год орган регулирования должен был также произвести корректировку НВВ с учетом результатов деятельности филиала АО «ДГК» за предыдущий период - 2019 год. В нарушение Методических указаний № 760 и Основ ценообразования № 1075 орган регулирования фактически корректировку НВВ с учетом фактических расходов 2019 года, не произвел. Органом регулирования были «сняты» отдельные статьи расходов, а именно часть операционных расходов в виде расходов на ремонт и часть неподконтрольных расходов в виде амортизации и услуг на передачу тепловой энергии. Такое регулирование, по мнению свидетеля, является неправильным, поскольку при корректировке НВВ, согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункту 49 Методических указаний, должны учитываться все статьи расходов. Корректировка НВВ с учетом фактических показателей за предыдущий период представляет собой разницу между фактической выручкой и экономически обоснованными расходами. Если есть излишки, они «снимаются», если есть выпадающие доходы, они «добавляются» в следующие периоды. Свидетель также пояснил, что операционные расходы отнесены к долгосрочным параметрам регулирования, и в течение пятилетнего периода они не должны пересматриваться. В течение долгосрочного периода операционные расходы могут пересматриваться только при изменении индекса потребительских цен. В связи с этим действия органа регулирования по «снятию» расходов на ремонт, то есть пересмотру операционных расходов, свидетельствует о грубейшем нарушении законодательства в области государственного регулирования цен.
Свидетель также пояснил, что все подтверждающие расчеты предприятия документы были представлены органу регулирования в 12 папках, в электронном виде.
Свидетель Б., ******** ГКЦ РС(Я), допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля по ходатайству ответчика, суду пояснил следующее.
Оспариваемое постановление № 14 от 01 февраля 2021 года было принято органом регулирования во исполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы России, а не по заявлению истца. В связи с чем корректировка долгосрочных тарифов была произведена в соответствии с указаниями ФАС России о необходимости установления тарифов по каждому источнику теплоснабжения, то есть постационно, и с учетом указаний ФАС России о внесения изменений в некоторые статьи затрат. Таким образом, в феврале 2021 года корректировка тарифов осуществлялась не по заявлению предприятия, а была вынужденной, во исполнение предписания ФАС РФ. Основное регулирование, на основании параметров, представленных обществом, было осуществлено в декабре 2020 года на 2021 год, в рамках того тарифного дела, которое было открыто по заявлению предприятия, и закончилось принятием постановления № 262 от 16.12.2020. При принятии постановления № 14 от 01 февраля 2021 года параметры, заявленные предприятием и учтенные в декабре 2020 года повторно уже не учитывались. Постановление № 14 принималось, таким образом, на базе параметров, учтенных при принятии Постановления № 262.
Свидетель подтвердил, что операционные расходы отнесены к долгосрочным параметрам, которые не подлежат в течение долгосрочного периода, в данном случае в течение 5 лет, пересматриваться. При установлении тарифов в отношении филиала АО «ДГК» они были скорректированы. При этом орган регулирования исходил из необходимости соблюдения принципа сбалансированности экономических интересов как производителей, так и потребителей. Свидетель также пояснил, что корректировку НВВ по фактическим показателям 2019 должны были произвести в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 и п. 49 Методических указаний № 760, при условии представления заявителем всех обосновывающих материалов. В данном случае АО «ДГК» не представило материалы, подтверждающие фактическое значение того или иного параметра. К примеру, при корректировке товарной выручки предприятием представлены отчеты формы 46-ТЭ, но одной этой формы отчета недостаточно для корректировки товарной выручки, поскольку в данных формах подтверждается только фактический объем продукции, в натуральном выражении (в Гкал.), а корректировка производится в денежном выражении товарной выручки. В связи с чем общество должно было представить, как минимум, подписанные и сданные в налоговый орган, книги продаж, с учетом перерасчетов за предыдущий и текущий периоды. Книги продаж (реализации) не были представлены.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, пояснения свидетелей, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу.
Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении).
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
Полномочия органа регулирования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), действующий на основании соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. № 468.
Согласно п. 3.1.1 указанного Положения Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством устанавливает (утверждает) тарифы (за исключением ценовых зон теплоснабжения) на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Правлением Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) 14.12.2018 было принято постановление № 167 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии АО «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Нерюнгринская ГРЭС» потребителям МО «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) на 2019-2023 годы.
27.12.2019 Федеральной антимонопольной службой России ГКЦ РС(Я) было выдано предписание, пунктом 2.3 которого было предписано произвести корректировку НВВ филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «ДГК» по результатам деятельности за предыдущие 2016, 2017 годы регулирования.
30.04.2020 АО «ДГК» обратилось в ГКЦ РС(Я) с заявлением об открытии дела по корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую СП «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» потребителям Республики Саха (Якутия) на 2021 год.
Позднее, 16.12.2020 АО ДГК представило в адрес регулирующего органа скорректированный расчет необходимой валовой выручки по показателям за 2019 год. Размер корректировки составил 415 920,8 тыс. руб.
16.12.2020 ГКЦ РС(Я) было принято постановление № 262 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, ранее установленных на долгосрочный период 2019-2023 года АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС», на 2021 год.
Поскольку ГКЦ РС(Я) не было исполнено предписание ФАС России от 27.12.2019, 25.12.2020 ФАС России вынесла решение об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 27.12.2019 № СП/115425 – 1 февраля 2021 года.
01.02.2021 Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) принято постановление N 14 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую станциями АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), на 2021 - 2023 годы" (далее – Постановление № 14).
Постановление № 14 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 05.02.2021г., Номер опубликования: 1401202102050003, http://publication.pravo.gov.ru.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.
При этом, довод ответчика, что Постановление № 14 было принято во исполнение Предписания ФАС России, а не по заявлению предприятия, правового значения при разрешении данного спора не имеет, поскольку оспариваемое постановление принято взамен Постановления № 262 от 16.12.2020, которым были установлены тарифы по заявлению предприятия о корректировке тарифов на 2021 год. Кроме того, Постановление № 14 устанавливает тарифы для филиала АО «ДГК», вследствие чего последний, при несогласии с этими тарифами, вправе их оспорить, независимо от того, были они установлены по предписанию ФАС России или по заявлению предприятия.
Пунктом 1 Постановления № 14 от 01.02.2021 установлено, что в целях корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую станциями АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (мощности) на 2021-2023 годы, в постановление Правления ГКЦ PC (Я) от 14.12.2018 № 167 (ред. от 20.12.2019) «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии АО «ДГК» филиал «Нерюнгринская ГРЭС» потребителям МО «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) на 2019-2023 годы внести следующие изменения:
1.1. пункты 1.1.5-1.1.10, пункты 1.2.5-1.2.10 приложения признать утратившими силу;
1.2. приложение считать приложением №1;
1.3. дополнить приложением № 2 в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Таким образом, на основании подпункта 1.1 пункта 1 Постановления № 14 в приложение к Постановлению № 167 от 14.12.2018 внесены изменения путем признания пунктов 1.1.5-1.1.10 и пунктов 1.2.5-1.2.10 этого приложения утратившими силу. Указанными пунктами были установлены тарифы на период с 01.01.2021 по 31.12.2023, с разбивкой по полугодиям, для филиала НГРЭС АО «ДГК». Тарифы, установленные на период с 01.01.2019 по 31.12.2020, с разбивкой по полугодиям, приведенные в этом же приложении к Постановлению № 167, остались неизменными, и в этой редакции это приложение принято считать приложением № 1 к Постановлению № 167 от 14.12.2018 (подпункт 1.2 пункта 1 Постановления № 14).
Приложение № 1 к Постановлению № 167 истец не оспаривает.
Приложение к Постановлению № 14 от 01.02.2021, в котором установлены тарифы на период с 01.02.2021 по 31.12.2023, с разбивкой по полугодиям, в разрезе источников тепловой энергии (Чульманская ТЭЦ и Нерюнгринская ГРЭС) принято считать приложением № 2 к Постановлению № 167 от 14.12.2018 (подпункт 1.3 пункта 1 Постановления № 14).
Таким образом, оспариваемым подпунктом 1.3 пункта 1 Постановления № 14 от 01.02.2021 в Постановление № 167 от 14.12.2018 внесены изменения, согласно которым принято Приложение № 2 к Постановлению № 167. Как указывает истец в уточнении исковых требований, Приложение № 2 к Постановлению № 167, является незаконным, необоснованным, ввиду его несоответствия нормам тарифного законодательства.
Суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Таким образом, порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, исходя, в том числе из скорректированной необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
Из экспертного заключения и протокола заседания Правления ГКЦ РС(Я) от 01.02.2021 следует, что произведена корректировка НВВ по результатам деятельности АО «ДГК» за предыдущие периоды регулирования: 2016, 2017 годы, согласно предписанию ФАС России.
Расчетов по корректировке НВВ по результатам деятельности за предыдущий период регулирования, за 2019 год, в установленном пунктом 49 Методических указаний № 760 порядке, орган регулирования не произвел, расчеты, представленные предприятием счёл необоснованными.
При этом в обоснование такой позиции в экспертном заключении и протоколе заседания Правления ГКЦ РС(Я) от 01.02.2021 указано следующее.
Расчет предложения предприятия произведен в соответствии с п. 52 Методических указаний по формуле (22): QUOTE (тыс. руб.) где: QUOTE - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;
- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;
QUOTE - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (1-2)-й год без учета уровня собираемости платежей.
Указано, что расчет показателя QUOTE - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в составе представленных материалов отсутствует. Представленные формы 46-тэ показывают лишь объемы полезного отпуска. При расчете показателя QUOTE так же учитываются субсидии на разницу тарифов для населения. Предприятием указана субсидия за 2019 год в размере 455 303 тыс. рублей. При этом плановым соглашением на 2019 год была предусмотрена сумма 604 841,781 тыс. руб., в этой связи требуется дополнительное обоснование причин снижения субсидии.
При расчете QUOTE - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года по отдельным показателям расчета отличаются от фактического уровня расходов представленного предприятием. Например, по информации АО «ДГК» уровень фактических операционных расходов сложился в размере 822 354,83 тыс.руб., при этом в расчете корректировки применена сумма ОР 894 124,42 тыс. рублей. Необоснованное увеличение расходной части может привести к завышению суммы корректировки.
На основании изложенного ответчик указал, что показатель QUOTE требует дополнительного обоснования.
Приведенные в экспертном заключении и в протоколе заседания Правления ГКЦ РС(Я) основания, по которым орган регулирования не согласился с расчетами НВВ по фактическим параметрам 2019 года, которые представило предприятие, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается, что на 2019 год была утверждена сумма операционных расходов в размере 894 124,42 тыс. руб. Фактически предприятием освоена сумма в размере 822 354,42 тыс. руб. Отклонение составило 71 769,59 тыс. руб. Указанная сумма не была освоена предприятием в 2019 году по статье: «расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на ремонт основных средств». То обстоятельство, что предприятием не вся предусмотренная сумма по данной статье расходов была освоена в 2019 году, не могло служить основанием для пересмотра суммы этих расходов при установлении тарифов на 2021 год, поскольку расходы по указанной статье отнесены, согласно подпунктам «а» и «б» пункта 58 Основ ценообразования № 1075, к операционным расходам.
Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования (пункт 59 Основ ценообразования № 1075).
Таким образом, операционные расходы относятся к долгосрочным параметрам регулирования. Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 1075 значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что орган регулирования, при корректировке долгосрочных тарифов на 2021 год, осуществил пересмотр значения долгосрочного параметра до окончания долгосрочного периода, что свидетельствует о нарушении вышеприведенных норм тарифного законодательства, и, как следствие, необоснованности установленных тарифов.
В связи с указанным, доводы, приведенные в экспертном заключении и протоколе заседания Правления ГКЦ РС(Я) от 01.12.2021, и которые привел в судебном заседании свидетель Б. о том, что такое регулирование осуществлено в целях недопущения необоснованного роста тарифов, защиты интересов потребителей, суд считает несостоятельными.
Суд также приходит к выводу, что отказ в корректировке долгосрочных тарифов по фактическим параметрам 2019 года, по мотиву непредставления регулирующей организацией материалов, подтверждающих фактическое значение товарной выручки, был необоснованным, преждевременным.
Так, в экспертном заключении указано на то, что представленные формы 46-тэ показывают лишь объемы полезного отпуска, и что не обоснована причина снижения размера субсидий в 2019 году.
В судебном заседании свидетель Б., ******** ГКЦ РС(Я) утверждает, что предприятию необходимо было представить книги продаж (реализации) в подтверждение товарной выручки.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее Правила регулирования цен (тарифов)) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Из пояснений представителя истца следует, что в подтверждение своих расчетов все необходимые документы в 12 папках были представлены ответчику. В частности, в подтверждение товарной выручки предприятие представило не только отчет формы 46-тэ, но и оборотную ведомость по счету «62» бухгалтерского учета, подтверждающую сумму товарной выручки за 2019 год.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела (пункт 20 Правил регулирования цен (тарифов)).
Таким образом, предприятие представило расчеты и обосновывающие их бухгалтерские документы.
Орган регулирования, при необходимости их уточнения, должен был, но не запросил дополнительные сведения. Следует также отметить, что в нарушение пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) экспертное заключение ГКЦ РС(Я) не содержит выводов относительно экономической необоснованности (невозможности) утверждения значения товарной выручки в размере, заявленном обществом. Исходя из содержания экспертного заключения, невозможно сделать вывод, на основании каких исходных данных предприятие должно было осуществить, но не осуществило расчет суммы товарной выручки, и какие исходные данные должны использоваться при расчете суммы товарной выручки. Не содержится выводов и о том, почему оборотная ведомость 16 к счету «62» бухгалтерского учета, подтверждающая сумму товарной выручки за 2019 год, представленная предприятием в обоснование расчетов товарной выручки, органом регулирования не принимается.
Утверждение органа регулирования о том, что предприятие должно обосновать причины снижения субсидии в 2019 году не отвечает требованиям тарифного законодательства, является надуманным.
Между АО «ДГК» и ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» заключено Соглашение от 22.06.2019 о предоставлении субсидий АО «ДГК» с целью возмещения недополученных доходов Нерюнгринской ГРЭС АО «ДГК», связанных с поставкой тепловой энергии льготной категории потребителей. Плановый объем субсидии на 2019 год был определен в размере 659,6 мл. руб., фактически получена субсидия в размере 512,7 млн. руб. Фактически полученная предприятием в 2019 году сумма субсидии отражена в расчетах, представленных органу регулирования, с приложением подтверждающих документов, в том числе акта сверки с ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий». Размер субсидии рассчитывается с учетом показателей полезного отпуска тепловой энергии, теплоносителя, услуг водоснабжения и водоотведения. В случае снижения фактического полезного отпуска тепловой энергии, снижается и размер субсидии. Суд полагает, что, обращаясь с заявлением об установлении тарифов, регулируемая организация должна представить документы, подтверждающие полученный в регулируемом периоде размер субсидии. Для установления тарифов орган регулирования проверяет, получена ли субсидия, ее размер и документы, подтверждающие размер полученной субсидии. Проверка расчетов регулируемой организации не предполагает установление причин снижения субсидий.
Довод представителя ответчика о том, что предложенная предприятием корректировка не была принята органом регулирования, поскольку бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.) за 2019 год сформирована в целом по АО «ДГК», по регулируемому в ГКЦ РС(Я) структурному подразделению Нерюнгринская ГРЭС бухгалтерская отчетность за 2019 год не была представлена, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца. Указанный довод приведен только в судебном заседании. Ни экспертное заключение, ни протокол заседания Правления ГКЦ РС(Я) от 01.02.2021 такого заключения не содержит. Кроме того, из пояснений истца следует, что бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств) формируются в целом по Обществу. Однако в соответствии с Учетной политикой учет расходов по регулируемым видам деятельности ведется в АО «ДГК» по местам их возникновения, по видам деятельности и статьям затрат. Таким образом, как указывает истец, учет в АО «ДГК» ведется по СП Нерюнгринская ГРЭС, Чульманская ТЭЦ и Нерюнгринская водогрейная котельная отдельно. Все обосновывающие материалы были представлены в орган регулирования.
Следует также отметить, что утверждение представителя ответчика о необходимости формирования отдельной бухгалтерской отчетности по структурному подразделению АО «ДГК» СП Нерюнгринская ГРЭС не подкреплено каким-либо нормативным обоснованием.
Поскольку при корректировке долгосрочных тарифов, установленных для СП «Нерюнгринская ГРЭС» АО «ДГК», органом регулирования допущены нарушения требований тарифного законодательства, административный иск подлежит удовлетворению, нормативный правовой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваются тарифы, установленные на 2021 год, то есть тарифы с ограниченным сроком действия, в целях восстановления нарушенных прав истца, суд приходит к выводу о признании недействующим оспариваемого нормативного акта в части с момента его принятия.
Административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 4500 руб.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (АО «ДГК») удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия Приложение № 2 к Постановлению Правления ГКЦ PC (Я) от 14.12.2018 № 167 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии АО «ДГК» филиал «Нерюнгринская ГРЭС» (в редакции подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Правления ГКЦ РС(Я) № 14 от 01.02.2021 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую станциями АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС» в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (мощности), на 2021 - 2023 годы")
Обязать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
Взыскать с Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в пользу Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» судебные расходы в сумме 4500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба. Внесено апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Решение в окончательной форме принято 25 июня 2021 года.