ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-380/18 от 24.07.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-380/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Зиновьевой К.В.,

при секретаре Хайминой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«24» июля 2018 года

дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объектах недвижимости, использованными при определении их кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объектах недвижимости, использованными при определении их кадастровой стоимости.

Требования с учетом уточнения мотивированы тем, что Банк России является правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков:

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>а;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость земельных участков определена на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 г. № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области», и составляет:

с кадастровым номером – 17 135 719,44 руб.;

с кадастровым номером – 2 386 750,90 руб.;

с кадастровым номером – 8 532 254,51 руб.;

с кадастровым номером – 11 716 593,79 руб.;

с кадастровым номером – 26 677 365,81 руб.;

с кадастровым номером – 1 732 411,52 руб.

Кадастровая стоимость ошибочно определена исходя из удельного показателя, установленного для 7 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения), вместо 17 группы видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), что нарушает права Банка России как правообладателя земельных участков и плательщика земельного налога, налоговой базой для исчисления которого является кадастровая стоимость земельных участков.

Указывает, что правовой статус Банка России установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России наделен государственно-властными полномочиями, получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Спорные земельные участки используются для выполнения функций органов государственной власти и управления.

Просил установить для спорных земельных участков 17 группу видов разрешенного использования; пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков в связи с недостоверностью сведений о земельных участках, использованных при определении их кадастровой стоимости, установив кадастровую стоимость в следующем размере:

для земельного участка с кадастровым номером – 16 775 947,23 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером – 2 371 754,74 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером – 8 385 198,19 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером – 11 498 252,59 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером – 26 320 937,50 руб.;

для земельного участка с кадастровым номером – 1 706 869,52 руб.;

Установленную кадастровую стоимость применять для целей налогообложения и других целей, предусмотренных законодательством, с 1 января 2016 г.

Представитель административного истца Бурматов Е.С., действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержал. Дополнительно суду пояснил, что поскольку в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , административный истец оспаривает актуальную кадастровую стоимость, установленную актами от 26 апреля 2016 года, просит применять пересмотренную кадастровую стоимость для данных земельных участков с налогового периода 2017 года.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и заинтересованные лица Администрация г.Кемерово, ЗАО «Эксперт-Оценка» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами установлена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01 августа 2014 года. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами определена Актами определения кадастровой стоимости земельных участков от 26 апреля 2016 года в соответствии с п.2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. № 222, путем умножения значения показателя кадастровой стоимости, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, на площадь данных земельных участков, в связи с изменением их вида разрешенного использования. Выводы об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами к 7 группе видов разрешенного использования были сделаны по аналогии с земельными участками с кадастровыми номерами 42. Правообладатель земельного участка не является характеристикой, влияющей на кадастровую стоимость. Просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Администрация г.Кемерово в письменном отзыве указала, что исполнителем работ при проведении государственной кадастровой оценки спорные земельные участки отнесены к 7 виду разрешенного использования в соответствии с теми количественными и качественными характеристиками, которые содержались в государственном кадастре недвижимости. Сведения о правообладателе спорных земельных участков не являются характеристикой, используемой при проведении государственной кадастровой оценки.

ЗАО «Эксперт-Оценка» в письменных объяснениях указало, что кадастровая оценка проведена на основании Государственного контракта № 34-ОК от 18 декабря 2014 г. В соответствии с пунктом 14 ФСО № 4 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки. В исходном перечне земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01 августа 2014 г., содержались следующие характеристики земельных участков: с кадастровым номером №№ разрешенное использование по справочнику – для размещения административных зданий, разрешенное использование по документу – административные здания, с кадастровым номером №№ разрешенное использование по справочнику – для объектов общественно-делового назначения, разрешенное использование по документу – земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, с кадастровым номером №№ разрешенное использование по справочнику – для объектов общественно-делового значения, разрешенное использование по документу – занятого административным зданием, с кадастровым номером №№ разрешенное использование по справочнику – для объектов общественно-делового значения, разрешенное использование по документу – под административное здание. Согласно Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, данные земельные участки были отнесены к 7-ой группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Исходя из информации, представленной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 августа 2014 г., расчет кадастровой стоимости земельных участков проведен корректно, ошибок не содержит.

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области возражений по административному иску не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований пересмотра кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», к недостоверным сведениям об объекте относится, в том числе неправильное определение вида разрешенного использования земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее также - Правила).

Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

На момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кемеровской области в 2014-2015 годах действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (далее – Методические указания), в силу пунктов 1.4.1 и 1.4.2 которых определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1.2 данных Методических указаний, включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Методическими указаниями определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.17).

Судом установлено, что Центральный банк Российской Федерации является правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков:

с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>;

с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16 ноября 2017 г. (т.1 л.д.15-32), сведениями Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области об уточненной площади земельных участков (т.1 л.д.191-196).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как правообладателя земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области Банк России обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи с недостоверными сведениями об объектах недвижимости, использованными при определении их кадастровой стоимости, дважды: 17 июля 2017 года и 29 декабря 2017 года (т.1 л.д.45-51, 61-66).

Заявления Банка России Комиссией отклонены, о чем представлены решения Комиссии от 16 августа 2017 года и от 24 января 2018 года.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами установлена решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01 августа 2014 года, в Приложении № 1, и составляет:

с кадастровым номером – 17 135 719,44 руб.;

с кадастровым номером – 2 386 750,90 руб.;

с кадастровым номером – 8 532 254,51 руб.;

с кадастровым номером – 11 716 593,79 руб.

При проведении государственной кадастровой оценки земельные участки с кадастровыми номерами отнесены к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 февраля 2018 года сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года (т.1 л.д.168-171).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №№ определена актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 26 апреля 2016 года (т.2 л.д.28-30) в соответствии с п.2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. № 222, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «Для размещения гаражной стоянки и бытового корпуса» на «Общественное управление, обслуживание автотранспорта», по состоянию на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости – 27 ноября 2015 года. При определении кадастровой стоимости было использовано утвержденное Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 в Приложении № 3 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала для 7 группы видов разрешенного использования – 4 268,16 руб. С учетом площади земельного участка <данные изъяты> кв. м, кадастровая стоимость составила 26 677 365,81 руб. (из расчета: 4 268,16 руб./кв.м. х 6 250,32 кв.м. = 26 677 365,81 руб.).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 февраля 2018 года сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости 27 апреля 2016 года (т.1 л.д.172).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 26 апреля 2016 года (т.1 л.д.245-246) в соответствии с п.2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. № 222, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «Земли жилой и общественной застройки» на «Общественное управление», по состоянию на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости – 28 ноября 2015 года. При определении кадастровой стоимости было использовано утвержденное Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 в Приложении № 3 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала для 7 группы видов разрешенного использования – 5 036,08 руб. С учетом площади земельного участка <данные изъяты> кв. м, кадастровая стоимость составила 1 732 411,52 руб. (из расчета: 5 036,08 руб./кв.м. х 344 кв.м. = 1 732 411,52 руб.).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 февраля 2018 года сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости 27 апреля 2016 года (т.1 л.д.173).

По смыслу подлежащих применению нормативных правовых актов, в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование, отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом совокупности факторов: правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок предоставлен, и фактически осуществляемого владельцем участка, назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки должны быть отнесены к 17-ой группе видов разрешенного использования.

На дату формирования перечня земельных участков в целях государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 августа 2014 года, земельные участки с кадастровыми номерами имели вид разрешенного использования:

– административные здания;

– земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения;

– занятого административным зданием;

– под административное здание.

В дальнейшем по заявлению правообладателя Постановлением Администрации г.Кемерово от 9 сентября 2015 г. № 2173 (т.2 л.д.19) было установлено, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» разрешенному использованию земельных участков с кадастровыми номерами №№ «административные здания», «земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения», «занятого административным зданием», «под административное здание», соответствует установленное классификатором разрешенное использование «общественное управление» (код 3.8).

На момент определения актуальной оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №№ они имели вид разрешенного использования:

– общественное управление, обслуживание автотранспорта;

– общественное управление.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540, вид разрешенного использования земельных участков «общественное управление» (код 3.8) устанавливается при размещении на земельном участке объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность; размещении объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов управления политических партий, профессиональных и отраслевых союзов, творческих союзов и иных общественных объединений граждан по отраслевому или политическому признаку.

Статус Центрального банка Российской Федерации установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Цели деятельности, функции и полномочия Банка России определены также Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ).

Как следует из статьи 3 Закона № 86-ФЗ, целями деятельности Банка являются развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, защита и обеспечение устойчивости рубля. При этом по смыслу названной нормы получение прибыли не относится к целям деятельности Банка России.

В соответствии со статьей 4 Закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Согласно правовой позиции, сформулированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 268-О и от 15 января 2003 № 45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а его полномочия, предусмотренные положениями частей 1, 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России (статья 83 Закона № 86-ФЗ).

В соответствии с Положением Банка России от 11 апреля 2016 года № 538-П «О территориальных учреждениях Банка России» отделения являются территориальными учреждениями Банка России - обособленными подразделениями Банка России, осуществляющими часть его функций на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации и входящими в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица.

Из материалов дела (выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, актов осмотра объектов недвижимости с материалами фотофиксации, договоров безвозмездного пользования), следует, что спорные земельные участки используются для публичной управленческой деятельности, а также для размещения объектов, непосредственно обеспечивающих такую деятельность.

На земельном участке с кадастровым номером расположены нежилые здания и здание гаража, которые используются для размещения сотрудников отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, а также для автотранспорта.

Расположенное на земельном участке с кадастровым номером двухэтажное нежилое здание передано Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по договору безвозмездного пользования от 12 апреля 2018 г. № 1/2018, и используется последним для осуществления деятельности органа государственной власти.

На земельном участке с кадастровым номером расположено двухэтажное нежилое здание, которое используется для размещения сотрудников отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Расположенное на земельном участке с кадастровым номером трехэтажное нежилое здание и гараж переданы Российскому объединению инкассации /РОСИНКАС/ Центрального банка Российской Федерации по договору безвозмездного пользования от 11 апреля 2016 г. № 2/2016 и используются для осуществления деятельности Кемеровского областного управления инкассации, которое входит в единую систему Банка России.

Расположенное на земельном участке с кадастровым номером двухэтажное нежилое здание гаража используется для размещения, мойки и ремонта автотранспорта отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

На земельном участке с кадастровым номером расположено бомбоубежище, которое используется для защиты сотрудников отделения по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

С учетом вида разрешенного использования спорных земельных участков, их фактического использования, спорные земельные участки ошибочно отнесены к 7 группе видов разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, тогда как их следовало отнести к 17 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств того, что осуществляемая на спорных земельных участках деятельность позволяет отнести их к 7 группе видов разрешенного использования.

Ошибочное отнесение земельных участков к 7 группе видов разрешенного использования привело к увеличению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, что соответственно повлекло неверное определение кадастровой стоимости, от которой зависит размер уплачиваемого земельного налога, и как следствие нарушение прав и законных интересов административного истца.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904 в Приложении № 3 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости для кадастровых кварталов, согласно которым в кадастровом квартале , к которому относятся земельные участки с кадастровыми номерами , среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для 17 группы видов разрешенного использования установлено в размере 4961,83 руб./кв.м., в кадастровом квартале , к которому относится земельный участок с кадастровым номером , среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для 17 группы видов разрешенного использования установлено в размере 4799,77 руб./кв.м., в кадастровом квартале , к которому относится земельный участок с кадастровым номером , среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для 17 группы видов разрешенного использования установлено в размере 4564,61 руб./кв.м., в кадастровом квартале , к которому относится земельный участок с кадастровым номером , среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для 17 группы видов разрешенного использования установлено в размере 4211,35 руб./кв.м.

Соответственно, кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная исходя из средних удельных показателей, установленных для 17 группы видов разрешенного использования, составит:

с кадастровым номером – 16 775 947,23 руб., из расчета: 4961,83 руб./кв.м. (удельный показатель для 17 группы видов разрешенного использования в кадастровом квартале) х 3 381 кв. м (площадь земельного участка) = 16 775 947,23 руб.,

с кадастровым номером – 2 369 819,63 руб., из расчета: 4961,83 руб./кв.м. х 477,61 кв. м = 2 369 819,63 руб.;

с кадастровым номером – 8 386 686,12 руб., из расчета: 4799,77 руб./кв.м. х 1 747,31 кв. м = 8 386 686,12 руб.;

с кадастровым номером – 11 499 211,15 руб., из расчета: 4564,61 руб./кв.м. х 2 519,21 кв. м = 11 499 211,15 руб.;

с кадастровым номером – 26 322 285,13 руб., из расчета: 4211,35 руб./кв.м. х 6 250,32 кв. м = 26 322 285,13 руб.;

с кадастровым номером – 1 706 869,52 руб., из расчета: 4961,83 руб./кв.м. х 344 кв. м = 1 706 869,52 руб.

При разрешении административных исковых требований суд также учитывает, что установление группы видов разрешенного использования для земельного участка не является самостоятельным способом защиты права, в связи с чем решением суда подлежит установлению не группа видов разрешенного использования, а кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная исходя из удельных показателей, установленных для определенной группы видов разрешенного использования, в рассматриваемом случае для 17 группы видов разрешенного использования.

При расчете кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из удельных показателей, установленных для 17 группы видов разрешенного использования, административный истец произвел округление площади земельных участков до целого числа, однако расчет кадастровой стоимости необходимо производить с учетом уточненной площади земельных участков.

Установленная судом кадастровая стоимость в соответствии со ст.24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Учитывая, что в данном случае фактически устраняется техническая ошибка в сведениях о земельных участках, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости, определенной с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости, то есть для земельных участков с кадастровыми номерами – с 31 декабря 2015 года, для земельных участков с кадастровыми номерами 42 – с 27 апреля 2016 года.

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации удовлетворить частично.

Установить в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>, исчисленную исходя из удельного показателя, установленного для 17 группы видов разрешенного использования, определенную по состоянию на 1 августа 2014 года, в размере 16 775 947,23 руб., на период с 31 декабря 2015 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>, исчисленную исходя из удельного показателя, установленного для 17 группы видов разрешенного использования, определенную по состоянию на 1 августа 2014 года, в размере 2 369 819,63 руб., на период с 31 декабря 2015 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>, исчисленную исходя из удельного показателя, установленного для 17 группы видов разрешенного использования, определенную по состоянию на 1 августа 2014 года, в размере 8 386 686,12 руб., на период с 31 декабря 2015 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>, исчисленную исходя из удельного показателя, установленного для 17 группы видов разрешенного использования, определенную по состоянию на 1 августа 2014 года, в размере 11 499 211,15 руб., на период с 31 декабря 2015 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>, исчисленную исходя из удельного показателя, установленного для 17 группы видов разрешенного использования, определенную по состоянию на 27 ноября 2015 года, в размере 26 322 285,13 руб., на период с 27 апреля 2016 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – общественное управление, расположенного по адресу: <адрес>, исчисленную исходя из удельного показателя, установленного для 17 группы видов разрешенного использования, определенную по состоянию на 28 ноября 2015 года, в размере 1 706 869,52 руб., на период с 27 апреля 2016 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 30 июля 2018 года.