ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-382/19 от 13.08.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-382/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 13 августа 2019 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

прокуроров Акулича С.П., ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного ФИО2 об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 11 апреля 2019 года №118/707-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 10 марта 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 27 марта 2019 года №198 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области»,

установил:

общественное объединение граждан – инициативная группа по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного ФИО2 обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 11 апреля 2019 года №118/707-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 10 марта 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 27 марта 2019 года №198 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области».

В обоснование исковых требований указано, что члены инициативной группы по проведению референдума Архангельской области обратились с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума по вопросу: «Вы за то, чтобы соглашения между Архангельской областью и другими субъектами Российской Федерации, с учетом которых операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать поступившие из других субъектов Российской Федерации твердые коммунальные отходы заключались только по результатам референдума Архангельской области по вопросу согласия населения с заключением указанных соглашений?». Постановлением избирательной комиссии Архангельской области в регистрации инициативной группы было отказано со ссылкой на постановление Архангельского областного Собрания депутатов, которым выносимый на референдум вопрос признан несоответствующим закону. Оспариваемыми постановлениями нарушены права членов инициативной группы по проведению референдума – общественного объединения граждан, гарантированные пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, в частности право на участие в референдуме. Выносимый на референдум вопрос не противоречит законодательству Российской Федерации, относится к ведению субъекта Российской Федерации.

Представитель административного истца общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещался. Позиция административного истца по делу была изложена в предварительном судебном заседании.

Представитель административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Архангельской области ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Архангельской области ФИО5 с заявленными требованиями не согласился.

Позиция административных ответчиков, заинтересованного лица подробно изложена в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.

Прокуроры областной прокуратуры Акулич С.П., ФИО1 дали заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Изучив материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 8 областного закона от 15 июля 2003 года №184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области» (далее – областной закон о референдуме).

В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что 10 марта 2019 года на собрании инициативной группы в количестве 20 человек было принято решение о создании из числа участников собрания инициативной группы по проведению референдума и о выдвижении инициативы проведения референдума Архангельской области по вопросу «Вы за то, чтобы соглашения между Архангельской областью и другими субъектами Российской Федерации, с учетом которых операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать поступившие из других субъектов Российской Федерации твердые коммунальные отходы заключались только по результатам референдума Архангельской области по вопросу согласия населения с заключением указанных соглашений?».

Согласно пунктам 2-4 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Аналогичные нормы содержатся в областном законе о референдуме (статья 11).

11 марта 2019 года в избирательную комиссию Архангельской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области. На референдум предлагалось вынести вопрос: «Вы за то, чтобы соглашения между Архангельской областью и другими субъектами Российской Федерации, с учетом которых операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать поступившие из других субъектов Российской Федерации твердые коммунальные отходы заключались только по результатам референдума Архангельской области по вопросу согласия населения с заключением указанных соглашений?». К ходатайству был приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Архангельской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования принять решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума.

21 марта 2019 года на заседании избирательной комиссии Архангельской области было рассмотрено ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы. Поскольку представленные документы соответствовали требованиям Федерального закона №67-ФЗ и областного закона о референдуме, комиссией принято решение о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области и приложенных к нему документов в Архангельское областное Собрание депутатов.

В силу пунктов 6, 8, 11 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ, пунктов 7, 9, 10 статьи 11 областного закона о референдуме законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области поступило в Архангельское областное Собрание депутатов 21 марта 2019 года.

Проект постановления Архангельского областного Собрания депутатов о несоответствии предложенного инициативной группой по проведению референдума Архангельской области вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме внесен депутатом ФИО6 в Архангельское областное Собрание депутатов на основании статьи 33 Устава Архангельской области.

На данный проект были получены положительные заключения Губернатора Архангельской области, прокуратуры Архангельской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и вопросам местного самоуправления и государственно-правового управления аппарата Архангельского областного Собрания депутатов.

27 марта 2019 года на заседании Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва было принято постановление №198, которым предлагаемый для вынесения на референдум Архангельской области вопрос «Вы за то, чтобы соглашения между Архангельской областью и другими субъектами Российской Федерации, с учетом которых операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать поступившие из других субъектов Российской Федерации твердые коммунальные отходы заключались только по результатам референдума Архангельской области по вопросу согласия населения с заключением указанных соглашений?» признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ и статьи 6 областного закона о референдуме.

На заседании присутствовало 46 депутатов. Отсутствовал 1 депутат. За принятие данного постановления проголосовало 25 депутатов, против – 19 депутатов, воздержалось – 2 депутата. Решение принято большинством голосов от числа избранных депутатов.

Соблюдение порядка принятия Архангельским областным Собранием депутатов оспариваемого постановления №198 подтверждается выпиской из протокола голосования и выпиской из протокола заседания Архангельского областного Собрания депутатов седьмого созыва (шестая сессия) от 27 марта 2019 года, надлежащим образом заверенными административным ответчиком Архангельским областным Собранием депутатов, не доверять которым у суда нет оснований.

Таким образом, порядок принятия оспариваемого постановления Архангельским областным Собранием депутатов был соблюден.

Конституция Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды (пункты «д» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

Согласно статье 12 Федерального закона №67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (пункт 2); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Архангельской области, регулируются областным законом о референдуме.

В пунктах 1, 4, 5 статьи 6 названного закона содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленному в пунктах 2, 6, 7 статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ.

Пунктом 10 статьи 11 областного закона о референдуме предусмотрено, что в случае признания областным Собранием депутатов вопроса не отвечающим требованиям статьи 6 названного закона избирательная комиссия области отказывает в регистрации инициативной группе по проведению референдума.

Таким образом, федеральным законодателем в рамках регулирования отношений по реализации права граждан на участие в референдуме были установлены условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, которые, однако, подлежат применению не сами по себе, а исключительно во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее законодательства, как оказывающими непосредственное влияние на определение допустимости вынесения того или иного вопроса на референдум субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что положения пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части соглашения между субъектом Российской Федерации - городом федерального значения и другими субъектами Российской Федерации применяются с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 1 января 2021 года. В случае отсутствия 1 июля 2020 года соглашения, указанного в названной части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

При этом в силу статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» такая схема утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (пункт 1); указанная схема разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4); требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года №1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила).

Анализ содержания пунктов 2, 11, 12, подпункта «д» пункта 30 Правил позволяет сделать вывод о том, что договоренности, достигнутые между субъектами Российской Федерации в соглашениях по вопросам обращения с отходами, подлежат регулированию в территориальных схемах в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и принятыми во исполнение требований этого закона Правилами установлен специальный правовой механизм обращения с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации, согласно которому такое обращение осуществляется при наличии соглашения, заключенного между заинтересованными субъектами Российской Федерации. При этом субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которой, в том числе, учитываются соглашения, заключенные между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами.

Лицом, уполномоченным подписывать соглашения от имени Архангельской области, является губернатор Архангельской области, который представляет Архангельскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (подпункт «а» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункт «а» пункта 1 статьи 29 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 10 областного закона от 20 мая 2009 года №19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области», подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 8 областного закона от 14 марта 2007 года №320-16-ОЗ «О договорах и соглашениях Архангельской области»).

При этом губернатор Архангельской области, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, также принимает решения о проведении переговоров с целью заключения соглашений Архангельской области от имени Архангельской области как субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 6 областного закона от 14 марта 2007 года №320-16-ОЗ «О договорах и соглашениях Архангельской области»).

В силу пункта 3 статьи 5 названного закона соглашения, заключенные от имени Архангельской области, обязательны для Архангельской области как субъекта Российской Федерации и всех органов государственной власти и иных государственных органов Архангельской области.

Таким образом, заключение от имени Архангельской области соглашений с другими субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами законом отнесено к исключительной компетенции губернатора Архангельской области.

Анализ содержания вопроса, сформулированного инициативной группой позволяет сделать вывод о том, что в нем предлагается высказать мнение относительно возможности заключения соглашений между Архангельской областью и другими субъектами Российской Федерации, с учетом которых операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны принимать поступившие из других субъектов Российской Федерации твердые коммунальные отходы заключались только по результатам одобрения этих соглашений на референдуме Архангельской области. Неодобрение населением на референдуме Архангельской области такого соглашения фактически будет означать запрет ввоза на территорию Архангельской области твердых коммунальных отходов из других субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, такая постановка вопроса, в нарушение требований пунктов 2 и 6 статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ не учитывает приведенное выше правовое регулирование, закрепленное в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», и противоречит ему.

Так, установление такой дополнительной процедуры, несоблюдение которой означало бы запрет ввоза на территорию Архангельской области твердых коммунальных отходов из других субъектов Российской Федерации по существу, означало бы возможность преодоления установленного Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» порядка обращения с отходами и вторжение в компетенцию губернатора Архангельской области, наделенного исключительным правом на заключение от имени Архангельской области соглашений с другими субъектами Российской Федерации, в том числе по вопросам обращения с отходами, с учетом того, что заключение такого соглашения является реализацией норм названного федерального закона.

Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми институт референдума субъекта Российской Федерации в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (статья 1, часть 1; статья 3, часть 1; статья 4, часть 1; статья 5, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации), не должен использоваться для противопоставления воли населения субъекта Российской Федерации воле федерального законодателя (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года №17-П).

В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии. Референдум как голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства и других выборных органов публичной власти, будучи равноценными и дополняющими друг друга формами непосредственной демократии, в то же время имеют свои особенности, что обязывает при определении в контексте положений Конституции Российской Федерации возможностей их использования исходить из того, что референдум не может подменять органы народного представительства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2003 года №10-П, от 21 марта 2007 года №3-П и от 06 декабря 2018 года №44-П).

Кроме того, следует учесть, что Конституция Российской Федерации гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг (часть 1 статьи 8) и закрепляет, что на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг, тогда как ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (части 1 и 2 статьи 74).

В связи с этим и с учетом того, что отходы производства и потребления являются объектами гражданских прав, а право собственности на эти отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), возможное установление на уровне областного законодательства запрета ввоза на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортирования вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки, не отвечает требованиям части 1 статьи 8 и статьи 74 Конституции Российской Федерации.

Также, в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Архангельской области сформулирован таким образом, что допускает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку не ясны правовые последствия ответа на вопрос, выносимый на референдум Архангельской области.

В данном случае правовым последствием положительного ответа на вопрос, выносимый на референдум Архангельской области будет установление дополнительной не предусмотренной федеральным законодательством процедуры одобрения таких соглашений на другом (других) референдуме (референдумах) Архангельской области.

При этом требования пункта 7 статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ имеют целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений.

В то же время, включение в законодательство субъекта Российской Федерации правового регулирования, противоречащего федеральному законодательству, не отвечает требованиям статьи 76 Конституции Российской Федерации (части 2 и 5).

Таким образом, указанный вопрос не отвечает критериям допустимости его вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, установленным статьей 12 Федерального закона №67-ФЗ и статьей 6 областного закона о референдуме.

С учетом изложенного, оспариваемые постановления избирательной комиссии Архангельской области, а также Архангельского областного Собрания депутатов действующему законодательству не противоречат, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общественного объединения граждан – инициативной группы по проведению референдума Архангельской области в лице уполномоченного ФИО2 об оспаривании постановления избирательной комиссии Архангельской области от 11 апреля 2019 года №118/707-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Архангельской области, обратившейся с ходатайством от 10 марта 2019 года», постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 27 марта 2019 года №198 «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Архангельской области, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 6 областного закона «О референдуме Архангельской области» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:

судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин