Дело № 3а-57/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 29 июня 2020 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Астапенко С.А.,
при секретаре – помощнике судьи Ропотовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 10.10.2014 года в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником вышеназванного земельного участка. Кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет <данные изъяты> рублей. Рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей, о чем свидетельствует отчет об оценке № от 11.12.2019 г. Выявленное различие кадастровой и рыночной стоимости участков имеет существенное значение для административного истца, поскольку административный истец, как собственник, является плательщиком земельного налога. Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области.
В качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, администрация муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области и ФИО1
В письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО2 указала на имеющиеся замечания в представленном отчете об оценке. Вопрос об удовлетворении требований оставила на усмотрение суда.
В письменном отзыве ФИО3 – представитель от заинтересованного лица администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области разрешение спора оставила на усмотрение суда, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Глава администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области ФИО4 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих достоверность указанной в иске итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, ссылаясь на представленное в суд мнение специалиста-оценщика ООО «АДВУС-НЕВА» ФИО9 о допущенных в отчете об оценке № от 11.12.2019 г. ошибках.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» и заинтересованного лица ФИО1 ФИО5 требования административного искового заявления поддержала, заявила ходатайство о назначении повторной экспертизы.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области ФИО2 оставляет рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области ФИО6 полагал необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с учетом заключения судебной оценочной экспертизы.
Представители Управления Росреестра по Ленинградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон об оценочной деятельности) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В ст.24 Закона об оценочной деятельности указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.11.2019 г. следует, что ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоэтажные жилые дома 4-8 этажей, площадь 48285+/-77 кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый номер: №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.11.2019 г. указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет – <данные изъяты> руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости и дата определения кадастровой стоимости 10.10.2014 г.
Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 11.12.2019 г. № следует, что по состоянию на 10.10.2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб.
Отчет подготовлен оценщиком ФИО12, являющейся членом Ассоциации СРО «Национальная коллегия специалистов-оценщиков».
В связи с наличием в отчете недостатков и замечаний относительно его обоснованности, судом по ходатайству представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области ФИО7 назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению эксперта № от 10.04.2020 г. по состоянию на 10.10.2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб.
Экспертиза выполнена экспертом ООО «Северо-Западное проектно-экспертное бюро +» ФИО14, являющимся членом НП «СПО», ОСО «Профессиональный союз инженеров-сметчиков», который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствие со ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Суд, исследовав заключение эксперта № от 10.04.2020 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, и ответы на поставленные судом вопросы.
Экспертом в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объекта исследования. Проведен анализ рынка объекта оценки.
Как следует из заключения эксперта, расчет рыночной стоимости объекта недвижимости проведен методом сравнительного подхода. Экспертом отобрано шесть объекта-аналога, проведены корректировки на условия финансирования, условия рынка, условия сделки (параметр сделка/предложение), местоположение, площадь, инженерную обеспеченность. Итоговая удельная стоимость оцениваемого земельного участка была рассчитана как среднеарифметическое значение от скорректированных цен объектов сравнения. Результаты расчета рыночной стоимости земельного участка приведены в таблице 1.11.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 КАС РФ повторная экспертиза назначается судом в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов).
Вместе с тем заключение эксперта не содержит неясностей, сомнений в обоснованности заключения эксперта, противоречий в выводах эксперта, требующих вызова эксперта для дачи дополнительных пояснений, в связи с чем ходатайство представителя административного истца ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» ФИО5 о назначении повторной экспертизы при рассмотрении дела подлежит отклонению.
Доводы представителя административного истца о допущенных, по его мнению, экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
С учетом того, что документальных данных, содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, не представлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в размере равном рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей, по состоянию на 10 октября 2014 года.
Датой подачи заявления ООО «Северо-Западная компания «Агропромресурс» о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 18 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение в окончательной форме изготовлено 10.07.2020 года