КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Салехард 14 января 2021 года
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Евсевьева С.А.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
при секретаре Булатовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-94/2021 (ранее присвоенный номер 3а-384/2020) по административному исковому заявлению представителя административного истца ООО «Кристалл» ФИО1, действующего на основании доверенности от 04 сентября 2020 года № 171, об оспаривании нормативно-правового акта в части,
у с т а н о в и л :
ФИО1 в интересах ООО «Кристалл» (далее также Общество) обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов МО г. Надым, Администрации МО Надымский район о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 «Об утверждении размера коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым, представляемых в аренду без торгов» в части установления коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, предназначенные для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, в размере 3,2.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца увеличил размер исковых требований, просил признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда также и Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования горд Надым от 24.12.2015 года № 284», которым по виду разрешенного использования земельного участка - склады (код 6.9) установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 3.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, с видом разрешенного использования - склады, на котором расположено принадлежащее истцу на праве собственности сооружение - база ГСМ. При расчете арендной платы за земельный участок в договоре аренды № Н 2018/52 от 17 июля 2018 года используется вышеуказанный коэффициент арендной платы, равный 3,2. Применение коэффициентов 3,2 и 3 нарушает Постановление Правительства ЯНАО от 08 октября 2015 года № 953-П «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности ЯНАО, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов» (далее Постановление № 953-П), где, согласно приложению № 1 к Порядку, к земельным участкам для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, применяется коэффициент - 1. Применение коэффициентов 3,2 и 3 не отвечает принципу экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, которые должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, что подтверждалось бы соответствующими расчетами, документами, содержащими многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документами, подтверждающими проведение расчетов величины установленного коэффициента, повышающего размер арендной платы, однако таковых не представлено. Ставки аренды призваны обеспечить поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендатора. Указанное нарушение прав Общества возможно устранить только путем судебного контроля за обоснованностью и законностью применения повышающих коэффициентов (Ка).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29 октября 2020 года № ЮЭ9965-20-280176472, Собрание депутатов МО г. Надым решением Думы Надымского района от 24 сентября 2020 года № 6 ликвидировано. В соответствии с п. 4 решения Думы Надымского района от 24 сентября 2020 года № 13 правопреемником Собрания депутатов МО г. Надым по настоящему административному делу выступает Дума Надымского района.
Определением судьи от 30 октября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Дума Надымского района как правопреемник Собрания депутатов МО г. Надым (т. 1 л.д. 60-63).
В отзывах на административное исковое заявление представитель Администрации МО Надымский район и Думы Надымского района ФИО2 заявленные требования стороны административного истца не признал, указал, что в соответствии с Уставом Собрание депутатов МО г. Надым является уполномоченным органом по принятию решения об установлении размера коэффициентов ставок арендной платы, что не противоречит Постановлению № 953-П. 24 декабря 2015 года Собранием депутатов принято Решение № 284, пунктом 64 таблицы 1.4 приложения к которому установлен коэффициент аренды (Ка) на земельные участки, по виду разрешенного использования земельного участка - склады в размере 3,2. Далее в Решение № 284 неоднократно вносились изменения, Решение № 284 действует в редакции Решения № 170, которое вступило в законную силу с 1 января 2020 года, в указанном решении таблица 1.4, являющаяся приложением к Решению № 284 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой оспариваемый коэффициент аренды установлен в размере 3. Проекты всех Решений, в том числе № 284 и № 170, направлялись в прокуратуру, возражений и замечаний не поступило. К каждому решению имеется пояснительная записка и экономическое обоснование. Требования административного истца о признании недействующим оспариваемого Решения № 284 со дня вступления решения суда в законную силу не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение в указанной истцом части уже является недействующим с 01 января 2020 года, то есть с момента вступления в силу Решения № 170, пунктом 111 приложения к которому (таблица 1.4), оспариваемый коэффициент аренды установлен в размере 3. Коэффициенты 3,2 и 3 не нарушают Постановление № 953-П, поскольку приняты в его исполнение, соответствуют финансово-экономическим реалиям и региональному и федеральному законодательству, Решение принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, порядок опубликования соблюден. В административном иске необходимо отказать ввиду его необоснованности.
Иных письменных возражений и отзывов не поступило.
Представитель административных ответчиков Администрации МО Надымский район и Думы Надымского района, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд явку сторон обязательной не признавал.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) административное дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Кристалл» ФИО1 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Прокурор прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Давыдова Л.А. полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку требования, изложенные в нем, являются обоснованными.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение представителя истца, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 5, 22 Устава муниципального образования город Надым (действовавший на момент принятия оспариваемых актов), Собрание депутатов МО г. Надым является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории муниципального образования.
Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов, является средство массовой информации - газета «Рабочий Надыма» (ст. 44 Устава).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 24 декабря 2015 года № 284 утверждены размеры коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования г. Надым.
В приложении к Решению Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 24 декабря 2015 года № 284 в таблице № 1.4 пунктом 64 для земельных участков, предназначенных для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов (код 6.9), установлен коэффициент аренды (Ка) в размере 3,2 (т. 1 л.д. 110-114).
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 внесены изменения в приложение к Решению № 284 в части установления коэффициента аренды (Ка) в размере 3 в пункте 111 таблица 1.4 приложения к Решению № 284 вид разрешенного использования земельного участка - склады (код 6.9) (т. 1 л.д. 115-121).
Оспариваемые решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 и 24 декабря 2019 года № 170 были официально опубликованы в печатном издании «Рабочий Надыма» от 26 декабря 2015 года, спецвыпуск № 326 (3033), 24 декабря 2019 года № 310 (4464) соответственно (т. 1 л.д. 110-114, 115-121), также размещены на официальном Интернет-сайте муниципального образования г. Надым-http://nadymregion.ru/nadym-raion/nadym/, вступили в законную силу c момента опубликования.
Согласно п. 1, 2 ст. 23 Устава в исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования г. Надым находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Из названных законоположений и требований Устава следует, что указанный орган местного самоуправления вправе осуществлять собственное правовое регулирование в данной сфере, влекущее установление арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и установление размера коэффициента аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которое не должно противоречить законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемые решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 и 24 декабря 2019 года № 170 приняты компетентным представительным органом муниципального образования.
Процедура принятия оспариваемых решений, их форма, вид, порядок опубликования и вступления в силу, предусмотренные ч. 3 ст. 43, ст. 46, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 23, 44 Устава муниципального образования город Надым, соблюдены и сторонами не оспариваются.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пп. 1, 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Исходя из положений подп. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ.
Правительством РФ в Постановлении от 16 июля 2009 года № 582 установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей (далее Постановление № 582).
С учетом единства экономического пространства и правовой системы РФ принципы, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановлением Правительства ЯНАО от 08 октября 2015 года № 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее Порядок, Постановление № 953-П).
Согласно п. 2 Постановления № 953-П, представительным органам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе рекомендовано до 30 декабря 2015 года обеспечить утверждение коэффициентов аренды (Ка) в соответствии с п. 2.3 Порядка.
В пункте 2.3 Порядка указано, что в отношении земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, размер коэффициента аренды (Ка) определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется представительным органом городского поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. В случае непринятия представительным органом муниципального образования в автономном округе такого решения коэффициент аренды (Ка) признается равным 1.
Согласно приложению № 1 к Порядку определены коэффициенты аренды на земельные участки с категорией земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа и расположенные на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Таблица 1.3, раздел 111, к земельным участкам на территории Надымского района (посёлков), предназначенным для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, с кодом 6.9 применяется коэффициент 1).
Во исполнение пункта 2 Постановления № 953-П оспариваемым Решением № 284 был утвержден размер коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования г. Надым для земельных участков, предназначенных для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов (код 6.9), составляющий 3,2. Решением № 170 внесены изменения в Решение № 284 в части установления коэффициента арендной платы (Ка) - 3 по виду разрешенного использования земельного участка - склады (код 6.9).
Согласно договору аренды земельного участка от 17 июля 2018 года № Н 2018/52 (т. 1 л.д. 19-25), земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, с видом разрешенного использования - склады, передан в аренду ООО «Кристалл» с 31 марта 2018 года по 29 марта 2067 года.
На указанном земельном участке расположена база ГСМ, принадлежащая на праве собственности административному истцу. Арендодателем выступает Администрация МО Надымский район.
В приложении № 2 к договору, указан размер арендной платы в год, расчет которой производится, исходя из коэффициента аренды (Ка) - 3,2, а в 2020 году применяется коэффициент арендной платы (Ка), равный 3.
При этом в сноске к расчёту годовой арендной платы за пользование земельным участком (т. 1 л.д. 22) указано, что размер арендной платы установлен в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от 08 октября 2015 года № 953-П и Решением Собрания депутатов № 284.
Таким образом, установлением оспариваемых коэффициентов арендной платы затрагиваются законные права и интересы административного истца, обязанного уплачивать арендную плату по договору аренды за пользование земельным участком, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, с учетом установленных оспариваемыми Решениями на соответствующий период времени коэффициентов аренды (Ка).
Одним из принципов определения арендной платы, согласно Постановления Правительства РФ № 582, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 28 февраля 2019 года № 424-0, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение административным ответчиком принципа экономической обоснованности в данном случае должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины установленного коэффициента, который повышает общий размер арендной платы для арендаторов соответствующих земельных участков.
Соответственно, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Судом при подготовке к судебному разбирательству у правопреемника Собрания депутатов МО г. Надым - Думы Надымского района были запрошены документы, в том числе финансово-экономическое обоснование по определению коэффициентов аренды.
Административным ответчиком в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента арендной платы представлено «Экономическое обоснование к решению Собрания депутатов муниципального образования город Надым «Об утверждении ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования город Надым» (относится к Решению № 284).
Из содержания представленного обоснования усматривается, что уполномоченному органу предлагается установить значение коэффициентов аренды (Ка) по видам разрешенного использования земельных участков с учётом специфической характеристики муниципального образования: рынка земельных участков, экономико-географического положения района, экономической эффективности производственной деятельности арендаторов, осуществляющих свою деятельность на территории района, соблюдая принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, принцип учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, и принцип запрета необоснованных предпочтений (т. 1 л.д. 216-219).
В пояснительной записке к проекту указано, что в связи с перераспределением государственных полномочий, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001, п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 06 декабря 2007 года № 568-А, по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории муниципального образования г. Надым, ставки арендной платы и коэффициенты, применяемые для расчёта арендной платы, установить аналогичными ставкам и коэффициентам, действовавшим в отношении данных земельных участков до 01 марта 2015 года в соответствии с решением Районной Думы МО Надымский район от 28.03.2013 № 221. Принятие проекта не требует дополнительных расходов местного бюджета (т. 1 л.д. 203).
К проекту Решения № 170 также представлено финансово-экономическое обоснование, где указано, что предлагаемый проект направлен на установление новых коэффициентов аренды (Ка) в связи с утверждением новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, учтены: положение о федеральном бюджете на 2020 год, где утвержден уровень инфляции не превышающий 3 %, рынок недвижимости, экономико-географическое положение Надымского района, анализ арендной платы, применяемые коэффициенты аренды по видам разрешенного использования, дифференциация земельных участков по видам разрешенного использования, обеспеченность поступлений в бюджет арендных платежей, многофакторный анализ доходности участка при определении кадастровой стоимости земельных участков, местоположение земельных участков, экологические природные условия, а также экономические факторы, влияющие на уровень доходности земельного участка с сохранением баланса интересов арендатора и арендодателя, сложившихся взаимоотношений по ранее заключенным договорам аренды. Также указано, на то, что разработанные коэффициенты аренды к экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевают соблюдение принципа экономической обоснованности, а изменение ставок и коэффициентов вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов. При расчете учитывался также бюджетный интерес - ставки арендной платы призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении справедливого баланса интересов (т. 1 л.д. 210-212).
При этом, содержание представленных документов не содержит анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в них отсутствуют расчеты, свидетельствующие о проведении многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, не имеется какого-либо анализа доходности указанного вида разрешенного использования земельных участков с учетом интересов арендаторов земельных участков.
Таким образом, исследовав представленные ответчиком документы под названиями «Экономическое обоснование», вопреки мнению ответчика, суд приходит к выводу, что их содержание не позволяет сделать вывод о соблюдении компетентным органом принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемых Решений, поскольку в представленных ответчиком документах (обоснованиях) изложены общие цели и задачи, носящие исключительно декларационный характер, в которых не содержится никаких упоминаний относительно размера рассматриваемой ставки, отсутствуют конкретные ссылки на соответствующие расчеты, которые также не приведены.
Само по себе упоминание в обоснованиях об увеличении арендной платы в целях пополнения местного бюджета, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Иные доказательства надлежащего экономического обоснования оспариваемых коэффициентов (Ка) в размере 3,2 и 3 и их соответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую силу при их принятии, а не в последующем, суду не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 в части установления коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, предназначенные для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, в размере 3,2, а также указанное решение в редакции Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 в части установления коэффициента аренды (Ка) в размере 3 по виду разрешенного использования земельного участка - склады (код 6.9), противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пп. 1, 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, и подлежат признанию недействующими.
Из положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284, которым установлен оспариваемый коэффициент 3.2 согласно приложению, применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, в том числе исполненного бюджета за 2019 год, при этом названный пункт на основании Решения Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 утратил силу с 01 января 2020 года, суд приходит к выводу о необходимости признания Решения № 284 не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу указанного Решения № 170, то есть с 01 января 2020 года.
Принимая во внимание, что Решение Собрания депутатов муниципального образования г. Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 применялось и права граждан и организаций были реализованы, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний в области экономики, у суда не возникло, экономические обоснования не содержат ни простых, ни сложных экономических расчетов, требующих разъяснений от узкопрофильных специалистов, поэтому необходимости в назначении и проведении судебно-экономической экспертизы не имеется.
В силу требований ст. 215 КАС РФ суд разрешает вопрос о судебных издержках. Согласно ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления, подлежит взысканию с административного ответчика - Думы Надымского района по правилам ст. 111 КАС РФ, как правопреемника - Собрания депутатов муниципального образования город Надым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск ФИО1 в интересах ООО «Кристалл» об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить частично.
Признать недействующим с 01 января 2020 года Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым от 24 декабря 2015 года № 284 «Об утверждении размера коэффициента аренды, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Надым ЯНАО, представляемых в аренду без торгов» в части установления коэффициента аренды за земельные участки, предназначенные для размещения сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, в размере 3,2.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Решение Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2015 года № 284 в редакции Решения Собрания депутатов муниципального образования город Надым ЯНАО от 24 декабря 2019 года № 170 в части установления коэффициента аренды в размере 3 по виду разрешенного использования земельного участка - склады.
Возложить на Думу Надымского района обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Взыскать с Думы Надымского района в пользу ООО «Кристалл» госпошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.А. Евсевьев
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2021 года.