Дело № 3а-384/2020
УИД 76OS0000-01-2020-000360-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 14 октября 2020 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества Торговая компания «Яршинторг» об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) Торговая компания (ТК) «Яршинторг» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость:
земельного участка площадью 39 641 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 35 186 000 рублей;
земельного участка площадью 60 907 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 60 548 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что ЗАО ТК «Яршинторг» является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога. Административным истцом проведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Согласно Отчетам, выполненным ООО «Яр-Оценка» (далее – Отчет):
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составляет 35 186 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года составляет 60 548 000 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 47 294 487,87 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 72 666 314,49 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО1 административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенности ФИО2 административный иск не признала в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.
Заинтересованное лицо ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра в письменном отзыве на административный иск оставило его разрешение на усмотрение суда.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», мэрия города Ярославля своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО3, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление ЗАО ТК «Яршинторг» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Судом установлено, что ЗАО ТК «Яршинторг» является собственником:
земельного участка площадью 39 641 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>;
земельного участка площадью 60 907 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Решением муниципалитета города Ярославля от 07.11.2005 года N 146 на территории города Ярославля установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ЗАО ТК «Яршинторг» в силу статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельные участки административного истца с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.
Согласно приложению 2 «Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", расположенных на территории Ярославской области, по состоянию на 01.01.2019 года» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 47 294 487,87 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 72 666 314,49 рублей.
Административным истцом представлены Отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 35 186 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 60 548 000 рублей.
Исследование Отчетов с учетом дополнительных пояснений оценщика ФИО3 дает основания суду для вывода о том, что Отчеты являются достоверными доказательствами рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Так, оценщиком рассчитана рыночная стоимость объектов сравнительным подходом методом сравнения продаж, в ходе которого оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектами оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.
К ценам объектов – аналогов оценщиком применялись следующие корректировки: на торг, на расположение относительно автомагистралей, на площадь, на свободный подъезд, на коммуникации, на наличие железнодорожной ветки.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в возражениях на Отчет №150/2020 приводит доводы о том, что оценщиком ошибочно применена понижающая корректировка на отсутствие свободного подъезда в размере 0,82 к объектам-аналогам №1, 4-9.
Суд не находит оснований согласиться с обоснованностью данных возражений административного ответчика.
Из Отчета следует, что объект недвижимости административного истца, расположенный по адресу: <адрес> не имеет свободного подъезда, что подтверждается фотографиями с осмотра объекта оценки и выкопировкой с публичной кадастровой карты.
Аналог №2 <адрес>) и аналог №3 (<адрес>) также не обладают свободным подъездом к участкам, что следует из описания данных объектов недвижимости представленном в Отчете №150/20 и сведениям публичной кадастровой карты.
В свою очередь, подъезд к объектам - аналогам №1, 4-9 является свободным.
Следовательно, примененная оценщиком в Отчете понижающая корректировка на отсутствие свободного подъезда в размере 0,82 к аналогам №1, 4-9 является обоснованной.
Доводы административного ответчика о том, что смежный с земельным участком по адресу: <адрес>, участок находится в собственности одного лица, правового значения не имеют, поскольку оценка рыночной стоимости земельного участка для целей оспаривания кадастровой стоимости производится без учета данных обстоятельств.
Иных возражений относительно достоверности выводов Отчетов лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Таким образом, обоснованных возражений административного ответчика на Отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца судом не установлено, доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца не представлено.
В связи с этим, рыночная стоимость земельных участков административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетами.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения их кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ЗАО ТК «Яршинторг» подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения ЗАО ТК «Яршинторг» с настоящим административным иском в суд – 02 сентября 2020 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества Торговая компания «Яршинторг» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 39 641 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 35 186 000 (тридцать пять миллионов сто восемьдесят шесть тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 35 186 000 (тридцать пять миллионов сто восемьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 60 907 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация производственных зданий, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 60 548 000 (шестьдесят миллионов пятьсот сорок восемь тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 60 548 000 (шестьдесят миллионов пятьсот сорок восемь тысяч) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 2 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2020 года