ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-384/20 от 20.11.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-384/2020

22OS0***-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Удачина И.Б.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты> представителя административного ответчика <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

административный истец <данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее Управление по тарифам, орган регулирования) о признании недействующим с ДД.ММ.ГГ решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края» в части норматива на одного проживающего – 0,121 для многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Алтайского края, кроме городского округа <адрес> Алтайского края (третья строка таблицы приложения 2 к решению).

В обоснование исковых требований административный истец указал, что при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов орган регулирования обязан руководствоваться Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», пунктами 1, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, а также пунктами 4, 5, 7, 10, 12, 13 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГ***/пр. Однако в нарушение требований вышеуказанных правовых норм при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее нормативы потребления ТКО) Управление по тарифам не производило замеры отходов в выбранных участках поселений и городских округов в течение семи дней подряд, тем самым была нарушена процедура, закрепленная действующим законодательством. Поскольку административный истец является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме в <адрес> Алтайского края, и осуществляет оплату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расчет которой определяется с учетом утвержденного в нарушение действующих правил норматива накопления твердых коммунальных отходов, нарушаются его права на оплату коммунальных услуг на основании экономически обоснованных расчетов, в связи с чем на основании ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации первый <данные изъяты> в лице представителя обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В процессе рассмотрения дела судом на основании ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <данные изъяты> администрация <адрес> Алтайского края, Правительство Алтайского края.

Административный истец <данные изъяты> на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в дополнительных пояснениях (л.д.161-162 т.2). Представитель отметил, что проводимые замеры для расчета норматива потребления твердых коммунальных отходов по многоквартирным домам в <адрес> проведены с нарушением требований законодательства.

Представитель административного ответчика Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов <данные изъяты> в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д.36-43 т.1, л.д.3-8, 101-107, 169-173 т.2), в которых указано о несогласии с административным иском. Отмечено о законности принятого решения, включая соблюдение компетенции, порядка принятия, вступления в законную силу, а также соответствие вышестоящему законодательству при расчете нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Управление по тарифам в рамках подготовки к проведению замеров отходов провело работу по выбору муниципальных образований, в которых будут проводиться замеры. На основании ответов на запрос о количестве организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере вывоза твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТКО) в населенных пунктах, Управление по тарифам определило 30 муниципальных образований Алтайского края, в том числе <адрес>, в которые были направлены запросы о выборе участков, графике проведения замеров, составлении паспортов объектов, а также о первичных данных определения массы и объема ТКО по сезонам (осень, зима, весна, лето). С учетом анализа и обобщения собранных учетных данных были выбраны городские округа и муниципальные районы: <адрес> поскольку проведенные в этих муниципальных образованиях замеры отвечают требованиям пунктов 7,8,11 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Далее были определены среднесуточные нормативы за каждый сезон, выраженные в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу, дифференцированные для многоквартирных домов и для юридических лиц. При этом все населенные пункты Алтайского края были разделены на две группы: <адрес> и все остальные населенные пункты. Также в отзыве указано, что истец не доказал нарушение своих прав оспариваемым нормативным правовым актом. Также административным ответчиком представлен расчет норматива накопления твердых коммунальных отходов (л.д.131-134 т.2).

Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных требований, представили письменные возражения (л.д.220-221 т.1).

Заинтересованное лицо Правительство Алтайского края в судебное заседание своего представителя не направило, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.

При таких обстоятельствах суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел настоящее административное дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителей сторон, заслушав заключение прокурора Удачина И.Б., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного Закона об отходах нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 6.3 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» к полномочиям исполнительного органа государственной власти Алтайского края, уполномоченного в области государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, в области обращения с отходами, относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги. В соответствии с п.4.37.1 положения Управление по тарифам устанавливает нормативы накопления ТКО (л.д.52-84,77 т.1).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.

Аналогичные положения содержатся в порядке деятельности правления, утвержденном приказом Управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ***-пр «О правлении управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов». Кроме того, в пункте 4.5 указано, что рассмотрение вопросов об установлении цен (тарифов, наценок, надбавок) на товары (продукцию) и услуги осуществляется на заседании правления в присутствии полномочных представителей регулируемой организации (л.д.85-130 т.1).

Из обстоятельств дела следует, что решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края» были установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края, согласно приложению 2 к этому решению на одного проживающего в многоквартирном доме, индивидуальном жилом доме, расположенных на территории Алтайского края, кроме городского округа <адрес> Алтайского края данный норматив определен в размере – 0,121 (л.д.161-165 т.1).

Данное решение принято ДД.ММ.ГГ на заседании Правления управления по тарифам (вопрос ***), о чем составлен Протокол заседания Правления ***, в заседании приняли участие 6 членов правления, из которых все проголосовали за принятие решения. Согласно протоколу решение принято на основании заключения ФГБУН «Институт водных и экологических проблем» Сибирского отделения Российской Академии Наук от ДД.ММ.ГГ***, а также заключения Общественного совета при управлении по тарифам, состоявшемся ДД.ММ.ГГ (л.д.153-157 т.1).

Решение от ДД.ММ.ГГ*** опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) ДД.ММ.ГГ, зарегистрировано в Реестре нормативных правовых актов Алтайского края - государственный регистрационный номер *** от ДД.ММ.ГГ. Копия решения ДД.ММ.ГГ направлена в прокуратуру Алтайского края, управление Министерства юстиции Алтайского края, Федеральную антимонопольную службу (л.д.166-173 т.1).

По форме решение соответствует требованиям постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу судом при рассмотрении дела не установлено.

Данный правовой акт является нормативным, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края, следовательно, может быть оспорен в Алтайском краевом суде в порядке гл.21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <данные изъяты> являющийся участником долевой собственности на квартиру в многоквартирном доме, расположенном в <адрес> Алтайского края (л.д.13 т.1), проживающий в ней и пользующийся коммунальной услугой по обращению ТКО, размер платы за которую в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, является надлежащим административным истцом. При этом не имеет правового значения на чье имя открыт лицевой счет на квартиру для оплаты коммунальных услуг.

Проверяя соответствие нормативного правового акта об установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции от ДД.ММ.ГГ, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) (далее - Правила определения нормативов).

Норматив накопления ТКО - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5,6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Таким образом, норматив накопления ТКО определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее Методические рекомендации).

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы. Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.

Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям №№3,4,5 к названным Методическим рекомендациям.

Согласно пунктам 4, 5 Методических рекомендаций категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1.

На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Пунктами 10 - 13, 15 определено, что результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3.

Согласно пунктам 11,12,13,14,15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

Судом установлено, что Управлением по тарифам в рамках подготовки к проведению замеров отходов в 2016 – 2017 годы провело работу по выбору муниципальных образований, в которых будут проведены замеры, им было определено 30 таких образований, в этот перечень вошел <адрес> Алтайского края. В данные муниципальные образования ДД.ММ.ГГ были направлены запросы о выборе участков, графике проведения замеров, составлении паспортов объектов.

Данные действия административного ответчика соответствуют пункту 5 статьи 24.11 Закона об отходах, где прямо предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами запрашивать у органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а на указанные органы и организации возложена обязанность предоставить запрашиваемую информацию.

Впоследствии в Управлении были собраны как первичные данные по замерам, так и сводные данные, которые были произведены органами местного самоуправления указанных 30 муниципальных образований.

Из протокола заседания Правления Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ следует, что для проведения экспертной оценки представленной во исполнение вышеуказанных запросов информации, органом регулирования заключен государственный контракт на оказание услуг по экспертизе исходных данных, необходимых для определения величин нормативов накопления ТКО на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** с ФГБУН «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии наук».

По результатам экспертизы представленных материалов специалисты ФГБУН «Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии наук» пришли к выводу о низком качестве представленной информации, ошибках в измерениях накопления ТКО, и в целом о недостаточности данных, необходимых для определения нормативов накопления ТКО. В связи с этим на совещании. Проведенном Управлением по тарифам было принято решение о применении информации, собранной в рамках данного исследования в рамках разработки Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

Также, поскольку данные замеры были произведены со многими нарушениями Управлением по тарифам были выбраны шесть городских округов и муниципальных районов: <адрес> так как проведенные в этих муниципальных образованиях замеры отвечали требованиям пунктов 7,8,11 Правил определения нормативов. Выбор данных муниципальных образований соответствует пункту 6 Методических рекомендаций. Данные муниципальные образования представляют Алтайский край в различных экономических, социальных и природно-климатических условиях.

При этом суд учитывает, что <адрес> и <адрес> согласно Территориальной схеме Алтайского края являются межрайонными центрами второго порядка, каждый из которых выполняет организационного-хозяйственные функции для своего сельского окружения. Данные города соответствуют по количеству жителей, наличию производственных предприятий, в связи с чем суд считает, что учет при установлении нормативов накопления ТКО произведенных замеров в <адрес>, а не в <адрес>, не свидетельствует о нарушении права административного истца, проживающего в <адрес>.

Данные шесть муниципальных образований на основании пункта 4 Правил определения нормативов были разделены на две группы: <адрес> и иные населенные пункты (по количеству проживающих граждан: свыше 500 тыс.чел. и меньше 300 тыс. чел. соответственно, населенных пунктов с численностью населения от 300 тыс. до 500 тыс. в Алтайском крае нет – л.д.180-183 т.2), объем и масса накопления ТКО в <адрес> значительно отличалась от этих показателей в иных населенных пунктах; также была произведена дифференциация – нормативы потребления ТКО установлены отдельно для физических и юридических лиц, что предусмотрено подпунктами «б» и «в» пунктом 4 Правил определения нормативов.

На территории выбранных муниципальных образований для исследования были определены участки с наличием в них, в том числе, МКД, что не противоречит пункту 7 Правил определения нормативов и пункту 7 Методических рекомендаций.

В соответствии с пунктом 9 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и пунктом 8 Методических рекомендаций в процессе проведения замеров отходов на указанных объектах исследования использовались контейнеры с определенной емкостью.

Замеры по объектам каждой категории осуществлялись каждый сезон, в течение 7 дней подряд, что не противоречит пункту 11 Правил определения нормативов и пункту 9 Методических рекомендаций.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели и заносились в соответствующие ведомости накопления (сводные сезонную и годовую ведомости), примерные формы которых содержаться в приложениях 4 и 5 Методических рекомендаций.

При этом замеры по категории многоквартирные дома в <адрес> производились в течение семи дней подряд с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, но поскольку вывоз ТКО осуществлялся дважды в неделю, первичные ведомости были оформлены по итогу накопления отходов 02 и ДД.ММ.ГГ (л.д.190 т.2).

В <адрес> данные об объеме накопленных отходов в шести МКД, зафиксированные в ведомостях первичных записей соответствуют данным сводных сезонных ведомостей. Техническая ошибка в нумерации <адрес> (ошибочно указан <адрес> произошла при заполнении первичных данных и составлении сводных ведомостей, начиная с зимнего сезона.

При этом суд не принимает во внимание представленный представителем истца расчет данных в сводных ведомостях по <адрес> (л.д.161-162 т.2), поскольку им не учтены данные многоквартирного <адрес>.

Также суд критически относится к мнению представителя истца о несоответствии данных о количестве отходов в сводных ведомостях по <адрес> номинальному объему контейнеров и проценту их наполняемости, поскольку Правила определения нормативов и Методические рекомендации не содержат указания на возможность проведения расчета объема накопленных ТКО исходя из процента наполняемости контейнера и его объема, а также какую-либо зависимость указанных показателей. Напортив, рекомендуется физическое измерение накопленных отходов. Кроме того, отходы обладают различными физическими свойствами (габариты, вес и т.д.), что свидетельствует о невозможности определения их объема путем соотношения с объемом контейнера.

Как следует из сведений, представленных заместителем главы администрации <адрес>, объем отходов определялся не как производная величина от объема контейнера и процента наполняемости, а исходя из длины, глубины контейнера и высоты отходов в контейнере (применяя формулу определения объема), а также физических свойств отходов (плотности, морфологического фракционного состава и влажности). Вместе с тем на показатель замеров повлиял фактор сезонности, поскольку в осеннем периоде население МКД продолжает выполнять заготовки, осуществлять подготовку помещений к зимнему периоду (л.д.189 т.2)

Доводы представителя административного истца о невозможности использовать данные о замерах по <адрес> в связи с различным количеством расчетных единиц в каждом сезоне также не учитываются судом, поскольку Правилами определения нормативов не регламентируется количество расчетных единиц (то, что расчетные единицы должны оставаться неизменными в течение всех сезонных замеров). Цель замеров состоит в том, чтобы как можно более точно определить накопление отходов на одну расчетную единицу в сутки. Затем из среднесуточных величин рассчитывается годовой и месячный норматив на одну расчетную единицу.

Как указано в заместителем главы администрации <адрес>, количество проживающих человек в <адрес> в течение года значительно варьируется в связи со спецификой военного городка. Поэтому в целях более точного расчета нормативов накопления ТКО каждый сезон численность проживающих к МКД уточнялась (л.д.174 т.2).

По вопросу отнесения многоквартирного дома в <адрес> к определенной контейнерной площадке заместителем главы администрации указано, что этот дом расположен между двумя площадками по <адрес>, поэтому этот дом и был отнесен к ним обоим, поскольку жителю дома относят мусор в обе площадки. Расположение администрации <данные изъяты> в многоквартирном <адрес> не повлияло на достоверность замеров, так как в период проведения замеров для исключения смешивания видов отходов для отходов указанных организаций устанавливалась отдельная бочка (л.д.174 т.2).

Вышеуказанное свидетельствует о том, что для расчета нормативов накопления ТКО использовались исходные данные инструментальных измерений массы и объема накапливаемых отходов, что в полной мере соответствует Правилам определения нормативов и Методическим рекомендациям.

Не принимать результаты произведенных замеров Управление по тарифом не имело оснований, поскольку действия органов власти муниципальных образований соответствовали требованиям пунктов 6,7,8,9,11,13 Правил определения нормативов и пунктов 4,5,7,10,12,13 Методических рекомендаций.

Кроме того, действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, поэтому могут являться основанием для установления норматива потребления ТКО.

Таким образом, анализ представленных вышеуказанными муниципальными образованиями первичных данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, Экспертного заключения, протокола заседания Правления Управления по тарифам от ДД.ММ.ГГ*** свидетельствует об отсутствии нарушений норм действующего законодательства. Следовательно, нормативы накопления ТКО для многоквартирных домов определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством Российской Федерации.

Имеющиеся в материалах дела документы с достоверностью подтверждают экономическую обоснованность нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Иных доказательств представлено не было.

Довод представителя административного истца о незаконности установленного норматива накопления ТКО в связи с тем, что этот норматив является одинаковым для проживающих в многоквартирных домах и индивидуальных домах, а замеры по индивидуальным домам не производились, не принимается судом во внимание, поскольку суд административный истец проживает в многоквартирном доме, что при вышеуказанных обстоятельствах не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления ТКО. По настоящему делу доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов административного истца, не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования <данные изъяты> об оспаривании в части решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края» оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.