ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-384/2021 от 19.11.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Семенчевой Е.В.,

с участием прокурора Федянина И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-384/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020 годы,

у с т а н о в и л:

30.11.2017 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).

В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пунктом 2970 вошел объект КН <...>.

29.11.2018 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2019 год).

В данный Перечень указанный выше объект вошел пунктом 3030.

22.11.2019 министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 27.12.2019 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2020 год).

В названный Перечень объект недвижимости КН <...> включен пунктом 3270.

Адрес объекта: <адрес>.

Объект недвижимости находится в собственности ФИО1, которая обратилась в суд с административным иском о признании недействующими вышеуказанных Перечней в части включения в них соответствующими пунктами объекта КН <...>. Сослалась на противоречие нормативных актов в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как объект не отвечает критериям, установленным положениями названной правовой нормы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в суд представителя не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, заявлений не поступало.

Административный ответчик министерство экономического развития Тульской области, заинтересованное лицо – правительство Тульской области в суд представителей также не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений не поступало.

Заинтересованное лицо администрация м.о.г.Новомосковск Тульской области в суд представителя также не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, имеется заявление с просьбой о проведении судебного заседания в его отсутствие.

Заинтересованное лицо – ФИО3 в суд не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 названного кодекса).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве таковых называет, в том числе, здание и помещение.

Законом Тульской области от 24.11.2003 № 414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного Закона, введенной в действие Законом Тульской области от 29.05.2014 № 2121-ЗТО, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении, в частности, такого недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

П.3.2 решения Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 28.11.2014 №17-3 «О налоге на имущество физических лиц» установлена налоговая ставка 1,75 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (в ред. решения Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 27.05.2020 N 29-1). Предыдущая редакция предусматривала 2%.

Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как установил суд, оспариваемые распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликованы в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».

Они изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя распоряжения в оспариваемых частях на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объектов в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости, имеющий КН <...>, - здание, расположенный по адресу: <адрес>, - по данным ЕГРН имеет назначение: «нежилое», наименование: «отдельно стоящее здание», площадь 913.8 кв.м, 1953 года постройки, и с 2018 года находится в собственности административного истца.

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В материалы дела не представлено доказательств тому, что фактический осмотр здания предшествовал принятию оспариваемых нормативно-правовых актов.

В представленном суду акте обследования недвижимого имущества от 16.08.2019, составленном комиссией в составе работников администрации м.о.гНовомосковск, не указан кадастровый номер обследуемого объекта, количество этажей не соответствует количеству этажей объекта ФИО1, помещения не описаны, расчет процента офисной площади не произведен.

Акт от 15.08.2019 содержит указание на иной кадастровый номер объекта, необходимые расчеты и данные обследования также отсутствуют.

Таким образом, по смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, применительно к рассматриваемому случаю в Перечень подлежало бы включению здание, которое отвечает одному из критериев:

назначение земельного участка (один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания либо размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения);

или соответствующее назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации).

По данным ЕГРН здание расположено в пределах земельного участка <...>, площадью 2383 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.

Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает безусловно размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли.

Согласно действовавшим на момент формирования Перечней Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839), участок <...> относился к территориальной зоне ОЖ-общественно –жилого назначения, регламент которой допускает размещение гостиниц.

Согласно документам, представленным министерством имущественных и земельных отношений, объект подлежал включению в Перечни, как здание офисного либо торгового назначения, однако сведений, позволяющих определить принадлежность помещений к офисам либо объектам торговли, в административном деле не содержится.

Согласно представленному суду техническому паспорту на объект, выполненному по состоянию на 21.10.2015 и актуальному по день рассмотрения дела, объект по адресу: <адрес>, -площадью 913.8 кв.м, строение лит А, имеет наименование «нежилое отдельно стоящее здание».

Оно имеет в своем составе 32 помещения: бассейн, комната отдыха, парилка, тамбур, кладовая, душ санузел, вспомогательное, другие, - не предусматривающие размещение торговых объектов либо офисов.

В связи с изложенным, по мнению суда, включение объекта <...> в оспариваемые Перечни на основании подп.1 п.1, п.3 либо 4 ст. 378.2 НК РФ без установления иных критериев было бы преждевременным, и для решения вопроса об отнесении объекта налогообложения с таким наименованием, назначением помещений и назначением земельного участка, к административно-деловому центру требовалось установление вида фактического использования площадей здания.

Как указано выше, обследование объекта на предмет установления фактического использования помещений в период формирования Перечней в установленном порядке не проводилось.

Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, ни наименование или назначение здания, помещений в нем, не позволяют однозначно отнести объект КН71:29:010302:4169 к объектам недвижимого имущества, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включение объекта в Перечни без установления его фактического использования являлось преждевременным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848, в части включения в него в пункт 2970 объекта недвижимого имущества КН <...>, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4175, в части включения в него в пункт 4954 объекта недвижимого имущества КН <...>, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175, в части включения в него в пункт 3270 объекта недвижимого имущества КН <...>, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины – 900 руб.

Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: