Дело ***а-385/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
с участием административного истца <данные изъяты> представителей административных ответчиков <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление», Министерству финансов Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
административные истцы <данные изъяты> обратились в Алтайский краевой суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Министерству финансов Алтайского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования <данные изъяты> выделены в отдельные производства для самостоятельного рассмотрения.
В обоснование исковых требований <данные изъяты> указала, что решением суда от ДД.ММ.ГГ на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность <данные изъяты> жилое помещение. ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда не исполнено. Предоставление жилого помещения для истца является жизненно необходимым, так как собственного жилья он не имеет, вынужден проживать на съемном жилье, в связи с чем нести материальные затраты. Длительное неисполнение решения суда – 3 года 2 месяца, нарушает положения Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», поэтому истец просит взыскать в свою пользу компенсацию в размере <данные изъяты>
При рассмотрении настоящего административного искового заявления к производству Алтайского краевого суда судом на основании ст.ст.41,47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве административного ответчика Министерство финансов Алтайского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Межрайонный одел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств.
В судебном заседании административный истец <данные изъяты> настаивала на удовлетворении заявленных административных требований, также представила дополнительные письменные пояснения. Пояснила, что в настоящее время проживает на съемной квартире ссупругом и двумя малолетними детьми, в связи с чем вынуждена оплачивать арендную плату, так как своего жилого помещения не имеет. В ДД.ММ.ГГ ей поступил телефонный звонок от КГКУ «Региональное жилищное управление» с предложением получить квартиру в жилом доме, построенном специально для детей-сирот в <адрес>, но она отказалась от данного жилого помещения, поскольку данное помещение ей не было представлено для осмотра. Также со слов граждан, которые заехали в эти квартиры, уже знала, что дом находится в непригодном для проживания состоянии, в квартирах холодно, нет воды.
Представитель административного ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» <данные изъяты> возражала против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений (л.д.32-39), согласно которым обязанность учреждения по предоставлению жилого помещения возникла на основании решения суда, принятого в 2016 году, исполнительное производство возбуждено в апреле 2016 года. На момент обращения административного истца прошло 2 года 11 месяцев 3 дня, что не может свидетельствовать о бездействии государственных органов и учреждений при исполнении решения суда, согласно практике Европейского Суда по правам человека разумным сроком исполнения решений судов о предоставлении жилым помещений следует считать два года. При этом <данные изъяты> в августе 2018 года предлагалось получить квартиру в жилом доме в <адрес>, от чего она отказалась. КГКУ «Региональное жилищное управление» является казенным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Алтайского края, предоставление жилых помещений детям-сиротам возможно только путем проведения электронного аукционов силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в общей сложности данный процесс занимает 70-80 календарных дней. В рамках предоставленных бюджетных средств Учреждением было организовано проведение аукционов на покупку жилых помещений для их предоставления лицам из числа детей-сирот. По итогам 2017 года КГКУ «Региональное жилищное управление» заключен 21 контракт на поставку 247 жилых помещений, не состоялось 34 аукциона на поставку 321 жилого помещения. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с июля 2018 года установлен запрет на приобретение квартир для данной категории детей в домах более 25 % от числа всех квартир многоквартирного дома, в связи с чем строительство новых жилых домов для данных целей не целесообразно. В 2018 году Учреждением заключено 52 государственных контракта на поставку 421 жилых помещений, в том числе в <адрес> – 59 квартир. В 2018 году освоение денежных средств, выделенных бюджетом Российской Федерации и Алтайского края, составило 99,9%. Под лимиты 2019 года КГКУ «Региональное жилищное управление» заключено 19 государственных контрактов на поставку 230 квартир, в том числе в <адрес> – 1 квартира. Также планируется объявление электронных аукционов на поставку 184 квартир, из них в <адрес> – 75 квартир.
Также представитель КГКУ «Региональное жилищное управление» <данные изъяты> пояснила, что в <адрес> застройщики многоквартирных домов не идут на аукционы, поскольку им невыгодно это, так как квартиры должны быть предоставлены в благоустроенном виде, пригодные для проживания, та в настоящее время новое жилье, как правило, предоставляется «под отделку», приобретение которых для детей-сирот невозможно. При этом стоимость одного квадратного метра, установленная государством для приобретения квартир детям-сиротам, ниже той стоимости, которую предлагают застройщики. В настоящее время на исполнении в КГКУ «Региональное жилищное управление» находятся 1 034 решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, из них более половины – в <адрес>. Для исполнения всех решений судов необходимо более миллиарда рублей. Жилые помещения выдаются по очередности – по дате вступления решения суда в законную силу, в этом голу планируется исполнить решение суда, принятое по иску административного истца. Относительно состояния жилого дома, построенного в <данные изъяты>, от квартиры в котором административный истец отказалась, пояснила, что данный дом был построен застройщиком на основании заключенного государственного контракта, дом был принят в эксплуатацию, в состав комиссии входили специалисты-строители, а также представители общественной организации «Общественный народный фронт»,на момент предложения этих квартир никаких недостатков в нем не было выявлено.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Алтайского края <данные изъяты> в судебном заседании также возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений (л.д.53-55), отметил, что административный истец не вправе обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации за права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку такое право может возникнуть в случае, если отношение, связанное с неисполнением судебного акта, возникнет после ДД.ММ.ГГ. Также указано, что исполнение судебного акта возможно только путем приобретения жилого помещения в собственность Алтайского края с целью последующего предоставления взыскателю. Должником, а именно КГКУ «Региональное жилищное управление» принимаются меры к исполнению судебного постановления, денежные средства на эти цели Алтайском краем выделяются в полном объеме, однако в виду сложности предмета исполнения решения суда, особенностей бюджетного процесса и контрактной системы закупок, процедуры распределения жилья, задержка исполнения такого решения не может считаться несовместимой с требованием «разумного срока», что подтверждается правовой позицией Европейского Суда по правам человека о том, что исполнение решения о предоставлении жилья имеет ряд объективных трудностей.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил письменный отзыв на иск с просьбой об отказе в удовлетворении заявленных требований по доводам, аналогичным КГКУ «Региональное жилищное управление».
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, до судебного заседания Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств представлены материалы исполнительного производства.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков, изучив письменные материалы настоящего административного дела, гражданского дела Центрального районного суда <адрес>***, исполнительного производства ***, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена ДД.ММ.ГГ в <адрес>) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п.1 ст.6).
В силу положений ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требованияотносительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (статья 46, части 1 и 3) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумныйсрок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.ст.52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «Окомпенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, удовлетворены исковые требования <данные изъяты> на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить <данные изъяты>. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования <адрес> Алтайского края, в случае оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.
На основании заявления <данные изъяты> и предъявленного ею исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного одела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
ДД.ММ.ГГ Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обратилось в <данные изъяты> районный суд <адрес> с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении которого определением районного суда от ДД.ММ.ГГ отказано.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ с должника взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
ДД.ММ.ГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю установил должнику Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края новый срок исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГ. Впоследствии судебный пристав-исполнитель вновь назначал новые сроки исполнения - до ДД.ММ.ГГ.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное постановление решением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГ определением <данные изъяты> районного суда <адрес> произведена процессуальная замена ответчика по гражданскому делу Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на КГКУ «Региональное жилищное управление».
ДД.ММ.ГГ КГКУ «Региональное жилищное управление» обратилось в <данные изъяты> районный суд <адрес> с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, определением районного суда от ДД.ММ.ГГ в его удовлетворении отказано.
ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю в рамках возбужденного исполнительного производства также произведена замена должника на КГКУ «Региональное жилищное управление».
В этот же день судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю установил должнику новый срок исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГ. Впоследствии судебный пристав-исполнитель вновь назначал новые сроки исполнения - до ДД.ММ.ГГ, до ДД.ММ.ГГ,до ДД.ММ.ГГ,до ДД.ММ.ГГ.
В процессе совершения исполнительских действий КГКУ «Региональное жилищное управление» начальником отдела-старшим судебным приставом МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю привлекалось ДД.ММ.ГГ к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ данное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращались в связи с отсутствием в действиях КГКУ «Региональное жилищное управление» состава административного правонарушения.
ДД.ММ.ГГ начальником отдела-старшим судебным приставом МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю вынесено постановление о привлечении КГКУ «Региональное жилищное управление» к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГ КГКУ «Региональное жилищное управление» вновь привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также судом установлено, что постановлением главного специалиста-эксперта (ст.дознавателя) Межрайонного одела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств от ДД.ММ.ГГ по результатам рассмотрения материалов по заявлению <данные изъяты> о привлечении к уголовной ответственности руководителя КГКУ «Региональное жилищное управление» отказано в возбуждении уголовного дела по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГ<данные изъяты>. КГКУ «Региональное жилищное управление» предлагалось получить квартиру в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. (л.д.42), однако <данные изъяты> отказалась от ее получения, в связи с чем на основании приказа начальника Учреждения <данные изъяты> было отказано в предоставлении данного жилого помещения (л.д.43-44).
На момент обращения <данные изъяты> с рассматриваемым административным исковым заявлением (подано в суд ДД.ММ.ГГ согласно штампу регистрации входящей корреспонденции) решение суда о предоставлении жилого помещения не исполнено, исполнительное производство осуществлялось 2 года 11 месяцев 27 дней, а с момента вступления решения суда в законную силу – 3 года 2 месяца 16 дней, при этом уже истек установленный судом трехмесячный срок для исполнения судебного решения, а также шестимесячный срок, установленный ч.4 ст.250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с этим суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> соблюден срок обращения с административным иском в суд.
Исходя из положений п.4 ч.2 ст.252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в п.55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумныйсрок», общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанностипо исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч.5 ст.353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.3.1 ст.319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч.ч.1 и3 ст.428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.6 ст.242.2, п.8 ст.242.3, п.7 ст.242.4, п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что <данные изъяты>ДД.ММ.ГГ обратилась в УФССП по Алтайскому краю с заявлением о возбуждении исполнительного производства, приложив исполнительный лист, во исполнение судебного решения договор найма жилого помещения до настоящего времени не заключен. Следовательно, на момент вынесения настоящего решения по делу продолжительность исполнения судебного акта составила 3 года 1 месяц 17 дней.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч.3 ст.1 Закона о компенсации).
При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта (ч.3 ст.253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом разъяснений п.п.46,47,55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаютсядостаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При оценке своевременности мер, принимаемых судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, дознавателем, а также органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
При рассмотрении дела судом не установлено, что неисполнение судебного акта в установленный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя <данные изъяты>
Также суд приходит к выводу о том, что со стороны суда и службы судебных приставов не допущено каких-либо действий, бездействия, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда, исполнительный лист выдан судом своевременно, в удовлетворении отсрочки исполнения решения суда отказано; приставом-исполнителем также своевременно возбуждено исполнительное производство, с должника взыскан исполнительский сбор, руководитель должника неоднократно предупреждался судебным приставом – исполнителем об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Особенность предмета исполнительного производства (предоставление жилого помещения) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи с чем оценке подлежит деятельность органов власти Алтайского края по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Как следует из исследованных судом доказательств, пояснений представителей административных ответчиков, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения возможно путем приобретения в собственность Алтайского края жилого помещения, удовлетворяющего требованиям, установленным в судебном решении, последующей передачей такого помещения по договору специализированного найма.
Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением Администрации Алтайского края ДД.ММ.ГГ*** утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014 - 2020 годы» с подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», участниками которой (подпрограммы) являются Министерство строительства, транспорта, жилищно – коммунального хозяйства Алтайского края (являющееся также в соответствии с Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» главным распорядителем средств краевого бюджета на соответствующие цели), КГКУ «Региональное жилищное управление».
Приобретение жилых помещений происходило посредством проведения электронного аукциона с соблюдением правил и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует определенного промежутка времени для добровольного исполнения решения суда.
Так, после принятия решения об осуществлении закупки на приобретение жилых помещений в собственность Алтайского края необходимо пройти этапы для реализации данной процедуры посредством проведения электронного аукциона. В общей сложности весь процесс занимает около 70-80 календарных дней.
Работа по организации проведения аукционов была начата административным ответчиком после доведения лимитов бюджетных обязательств с ДД.ММ.ГГ. Как указал представитель КГКУ «Региональное жилищное управление» с 2017 года по 2019 год проводятся электронные аукционы, по результатам которых приобретаются жилые помещения.
Таким образом, к числу обстоятельств, повлиявших на длительность неисполнения решения суда, относятся недостаточное финансирование и отсутствие достаточного количества жилых помещений в собственности Алтайского края (не позволяющие обеспечить всех лиц соответствующей категории жилыми помещениями в короткие сроки), а также неэффективность способа приобретения жилых помещений на аукционах (в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах по приобретению жилых помещений, что, в свою очередь, обусловлено, в том числе требованиями к участникам аукциона, а также качеству приобретаемых жилых помещений, в том числе их благоустроенность, ограничение общего количества квартир в доме).
Также при оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, суд учитывает отказ административного истца от получения предложенной квартиры в июле 2018 года, при этом судом не установлено наличие уважительных причин со стороны истцы, на основании которых данный отказ можно признать обоснованным. Такие обстоятельства, как не предоставление квартиры для осмотра, месторасположения дома, указание о плохом состоянии строительных конструкций и оборудования дома, не свидетельствуют о том, что КГКУ «Региональное жилищное управление» ненадлежащим образом исполняет решение суда о предоставлении жилого помещения.
В то же время суд считает, что указанные обстоятельства не имеют правового значения для констатации нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом разъяснений п.48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок илиправа на исполнение судебного акта в разумный срок», соответствующих правовым позициям Европейского Суда по правам человека о том, что государство не вправе ссылаться на недостаточность средств или отсутствие жилья для исполнения решения суда (параграф 35 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Бурдов против России», параграф 46 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «ФИО1 и другие против Российской Федерации», параграф 38 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Беседа против Российской Федерации»).
Отсутствие финансирования КГКУ «Региональное жилищное управление» на эти цели не имеет правового значения, поскольку обязанность организовать исполнение вступивших в законную силу судебных решений с учетом полномочий различных органов и координации их деятельности, направлений реализации подпрограммы, координации возлагается на субъект Российской Федерации, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц на основании п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федеральногозакона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, параграф 27 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Панчишин против Российской Федерации», параграф 82 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Любовь Стеценко против Российской Федерации»).
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. В огромном большинстве подобных жилищных дел, разрешенных в прошлом, нарушения Конвенции устанавливались в связи с задержками исполнения, превышавшими два года. Между тем, Европейский Суд с учетом сложности процедур предоставления жилья пришел к выводу, что задержка менее двух лет в исполнении такого решения не будет совместима с требованием «разумного срока», если будет выявлена исключительная ситуация, требующая особой старательности. Например, задержка в один год и более рассматривается Европейским Судом как нарушающая Конвенцию, если решение предписывает переселение заявителей из ветхого жилья или предоставление жилья бездомным жертвами терроризма (параграф 171 постановления ЕСПЧ «Герасимов против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ, параграф 35 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «ФИО2 и другие против Российской Федерации»).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела предоставление жилья для <данные изъяты> состоящей на учете как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет исключительное значение. Неисполнение соответствующей обязанности органами государственной власти послужило основанием для обращения административного истца в суд с иском, а последующее длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда несовместимо с принципами разумности.
То обстоятельство, что на исполнении у должников находилось значительное количество судебных решений, не свидетельствует о возможности отказа в удовлетворении требований административного истца. Резолютивная часть решения не содержит указания на предоставление жилого помещения согласно какой-либо очередности. Из материалов гражданского дела следует, что в резолютивной части решения судом установлен срок его исполнения. В дальнейшем, обращаясь с заявлением об отсрочке исполнения решения, КГКУ «РЖУ» просило установить срок до ДД.ММ.ГГ, который также на момент разрешения заявленных административных исковых требований уже истек.
Отсутствие вступивших в законную силу постановлений о привлечении должника к административной ответственности по ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях само по себе никоим образом не исключает взыскание компенсации в рамках настоящего дела.
На основании изложенного суд находит принимаемые стороной административного ответчика меры к исполнению решения суда недостаточными и неэффективными, а срок исполнения решения, значительно превысивший один год, - не соответствующим критерию разумности, что свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд считает нарушенным право <данные изъяты> на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем административный истец имеет право на присуждение компенсации.
Доводы административных ответчиков о том, что положения Федерального закона *** (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ***, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГ), не распространяются на правоотношения, связанные с исполнением решений суда, вступивших в законную силу до указанной даты, судом отклоняются, поскольку на дату вступления в силу указанных изменений исполнительное производство не было окончено, жилое помещение не было предоставлено взыскателю.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Доказательств наличия у <данные изъяты>. права собственности на данное жилое помещение в ходе рассмотрения административного дела не представлено. <данные изъяты> вынуждена арендовать жилое помещение, в связи с чем несет материальные затраты.
Принимая во внимание требования административного истца, обстоятельства гражданского дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для <данные изъяты> действия КГКУ «Региональное жилищное управление» по предоставлению <данные изъяты> жилого помещения, а также учитывая правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, и касающиеся защиты прав лиц на разумные сроки исполнения судебных актов, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной и определяет подлежащую присуждению компенсацию в размере <данные изъяты>., которая соответствует принципам разумности и справедливости.
В связи с тем, что судебный акт подлежал исполнению субъектом Российской Федерации - Алтайским краем, чьим расходным обязательством является предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице уполномоченных государственных структур, то компенсация взыскивается с Министерства финансов Алтайского края за счет средств краевого бюджета.
В силу ч.3 ст.259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
В связи с удовлетворением административных исковых требований на основании ст.ст.103,106,111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <данные изъяты>. подлежат возмещению также судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты>. Частичное удовлетворение административных исковых требований, не подлежащих оценке, не влияет на полное возмещение указанных расходов (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление <данные изъяты> частично.
Взыскать с Алтайского края в лице Министерства финансов Алтайского края за счет средств бюджета Алтайского края в пользу <данные изъяты> компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.