ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-385/2021 от 10.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

355002, город Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 183,

тел.: (8652) 23-29-00, факс (8652) 23-29-32.

http://http://kraevoy.stv.sudrf.ru Е-mail:krai@stavsud.ru

дело № 3а-385/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2021 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.,

с участием представителя административного истца Ацаева М.Ш.Гриценко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ацаева М.Ш. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной,

установил:

Ацаева М.Ш. обратился с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами в размере рыночной стоимости.

В обоснование иска административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1687549 +/- 11367 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть землепользования <адрес>

и земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, общей площадью: 24600 +/- 300 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Производственный комплекс (чабанский дом). Почтовый адрес ориентира: <адрес>, СХП «<адрес>

а также на основании договоров аренды и дополнительных соглашений к ним о передаче прав и обязанностей принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1416612 +/- 10414 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 12 км. по направлению на север от <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 3053136 +/- 15289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Участок находится примерно в 12.2 км. по направлению на северо-запад относительно ориентира (здание администрации), расположенного за пределами участка,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1430849 +/- 10467 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 13,6 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1315608 +/- 10036 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенный за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 12,3 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 682305 +/- 7228 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 11,9 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 330199 +/- 5028 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 10,3 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года определена:

земельного участка с кадастровым номером в размере 293 724 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 11 651 492,04,

земельного участка с кадастровым номером в размере 25 111 738,29 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 11 768 589,94 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 10 820 744,24 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 5 611 890,39 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 715 853,76 рублей.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 13 057 410,39 рублей.

Административный истец, считая оспариваемую кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости недостоверной, существенно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика налогов за указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению размера налогов, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также плательщика арендной платы, размер которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной, определенной в отчете об оценке частнопрактикующего оценщика Басанько А. И., являющегося членом «РОО» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

земельного участка с кадастровым номером в размере 38 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 1 884 000 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 4 061 000 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 3 436 000 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 1 750 000 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 983 000 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 475 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 244 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представители административных ответчиков: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представители заинтересованных лиц администрации Грачевского района Ставропольского края, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» извещенные надлежащим образом, не явились, сведения о причинах неявки суду не представили, ходатайств об отложении слушания дела не направляли.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель административного истца Ацаева М.Ш.Гриценко А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы уточнил исковые требования, просил установить кадастровую земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы ООО «ЗемЭксперт» -Э, пояснил, что замечаний к судебной оценочной экспертизе не имеется.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Федеральный закон № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона).

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в аренде и собственности земельные участки арендные и налоговые платежи рассчитываются из их кадастровой стоимости.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административному истцу Ацаева М.Ш. на праве собственности принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1687549 +/- 11367 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть землепользования <адрес> (т. 1 л.д. 79-80);

и земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, общей площадью: 24600 +/- 300 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Производственный комплекс (чабанский дом). Почтовый адрес ориентира: <адрес>, СХП <адрес> (т. 1 л.д. 76-78),

а также на основании договоров аренды и дополнительных соглашений к ним о передаче прав и обязанностей принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1416612 +/- 10414 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 12 км. по направлению на север от <адрес>, (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ),

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 3053136 +/- 15289 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Участок находится примерно в 12.2 км. по направлению на северо-запад относительно ориентира (здание администрации), расположенного за пределами участка, (т. 3 л.д. 142-172);

земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1430849 +/- 10467 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 13,6 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, (т. 3 л.д. 121-128);

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1315608 +/- 10036 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенный за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 12,3 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, (т. 3 л.д. 129-141);

земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 682305 +/- 7228 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 11,9 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (т. 3 л.д. 113-120);

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 330199 +/- 5028 кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 10,3 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена:

земельного участка с кадастровым номером в размере 293 724 рублей, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 39),

земельного участка с кадастровым номером в размере 11 651 492,04, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 42),

земельного участка с кадастровым номером в размере 25 111 738,29 рублей, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 40),

земельного участка с кадастровым номером в размере 11 768 589,94 рублей, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 43),

земельного участка с кадастровым номером в размере 10 820 744,24 рублей, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 44),

земельного участка с кадастровым номером в размере 5 611 890,39 рублей, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ (т. 1 л.д. 38),

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 715 853,76 рублей, (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 41).

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 13 057 410,39 рублей (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-) (т. 1 л.д. 45).

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке частнопрактикующего оценщика Басанько А. И., являющегося членом «РОО» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена:

земельного участка с кадастровым номером в размере 38 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 1 884 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 4 061 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 3 436 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 1 750 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 983 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 475 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 244 000 рублей.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, на основании определения суда от 03 марта 2021 года по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта ООО «ЗемЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ-Э рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2015 года составила:

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 918 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 6 289 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 65 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 948 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 2 710 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 1 562 000 рублей,

земельного участка с кадастровым номером в размере 756 000 рублей.

В соответствии с заключением эксперта ООО «ЗемЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ-Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в размере 6 261 000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы ООО «ЗемЭксперт» -Э от ДД.ММ.ГГГГ в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Экспертное заключение ООО «ЗемЭксперт» № 11/2021-Э от 19 апреля 2021 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Стороны по делу не присутствовали при производстве судебной экспертизы.

Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку объектов недвижимости.

Эксперт сопоставил материалы административного дела с данными из альтернативных источников информации: публичная кадастровая карта maps.rosreestr.ru, публичная спутниковая карта https://yandex.ru/maps, публичные данные федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Росреестр, rosreestr.ru и других.

При идентификации объектов исследования экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Кроме того, осмотр объекта оценки мог быть осуществлен лишь на дату, далеко отстающую от даты исследования и идентификация объекта по результатам осмотра не существенно отличается от идентификации объекта по результатам ознакомления с материалами дела, и данных имеющихся в открытом доступе. В связи с чем, осмотр объекта исследования экспертом не производился.

Для получения наглядного представления о каждом объекте исследования в заключении приведены фото, чертежи и схемы.

В заключение судебной экспертизы подробно описан каждый объект исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.

Экспертом в заключение произведен анализ рынка объекта исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.

В качестве источника информации для анализа экспертом использован архив площадки объявлений.

При проведении судебной экспертизы в рамках поставленных судом вопросов эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.

Экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельных участков с использованием метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.

При расчете рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.

Итоговое суждение о рыночной стоимости каждого из оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость каждого объекта оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату его государственной кадастровой оценки.

Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.

Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.

Отчет об оценке частнопрактикующего оценщика Басанько А. И., являющегося членом «РОО» от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят в качестве доказательства, объективно подтверждающего реальную рыночную стоимость объектов недвижимости на дату государственной кадастровой оценки, поскольку его результаты опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.

Отличие величины кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данного объекта недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика арендных и налоговых платежей.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на дату его государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности у административного истца, в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «ЗемЭксперт» от 19 апреля 2021 года -Э.

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть, на 01 января 2015 года для объектов с кадастровыми номерами и на 18 мая 2016 года для земельного участка с кадастровым номером

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 29 декабря 2020 года (дата направления иска в суд по почте т.2 л.д.278, абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В суд от экспертного учреждения ООО «ЗемЭксперт» поступило ходатайство о взыскании судебных расходов за проведение по делу судебной экспертизы в размере 320 000 рублей. Указанное ходатайство подлежит рассмотрению одновременно с рассмотрением спора по существу (ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к судебным расходам относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с ч. 3 ст. 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

Как разъяснено в абзаце шестом пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об оспаривании решения Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счёт казны Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» определено, что органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казённых учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьём ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых казённым учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счёт средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казённых учреждений, осуществляющих свою деятельность за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьём ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счёт казны публично-правового образования.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определён судом при изложении резолютивной части судебного акта (пункт 13);

если заявленный иск к казенному учреждению (органу государственной власти, государственному или муниципальному органу) по его денежным обязательствам удовлетворен, то судебные расходы тоже подлежат взысканию непосредственно с указанного ответчика и исполнение судебного акта осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а не за счет казны публично-правового образования.

в случае удовлетворения требований физических и юридических лиц об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по возмещению судебных расходов возлагается судом непосредственно на орган власти, организацию, чьи решение, действия (бездействие) оспаривались. При этом подтверждённое судебным актом требование о возмещении судебных расходов также исполняется за счёт средств соответствующего бюджета, а не за счёт казны публично-правового образования (пункт 23).

Из системного толкования указанных процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу ООО «ЗемЭксперт» судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере 320 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Ацаева М.Ш. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1416612 +/- 10414 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 12 км. по направлению на север от <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 918 000 (два миллиона девятьсот восемнадцать тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 3053136 +/- 15289 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Участок находится примерно в 12.2 км. по направлению на северо-запад относительно ориентира (здание администрации), расположенного за пределами участка, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 6 289 000 (шесть миллионов двести восемьдесят девять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1687549 +/- 11367 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточная часть землепользования <адрес> по состоянию на 18 мая 2016 года в размере 6 261 000 (шесть миллионов двести шестьдесят одна тысяча) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, общей площадью: 24600 +/- 300 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Производственный комплекс (чабанский дом). Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>», по состоянию на 01 января 2015 года в размере 65 000 (шестьдесят пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1430849 +/- 10467 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 13,6 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 948 000 (два миллиона девятьсот сорок восемь тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 1315608 +/- 10036 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 12,3 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 710 000 (два миллиона семьсот десять тысяч ) рублей

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 682305 +/- 7228 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 11,9 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1 562 000 (один миллион пятьсот шестьдесят две тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общей площадью: 330199 +/- 5028 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 10,3 км. от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 756 000 (семьсот пятьдесят шесть тысяч) рублей.

Взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЗемЭксперт» стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 320 000 (триста двадцать тысяч) рублей путем перечисления на банковские реквизиты:

Общество с ограниченной ответственностью «ЗемЭксперт»

Юридический адрес: <адрес>

ИНН

ИНН банка

Заявление административного истца Ацаева М.Ш. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости поступило в суд 29 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 22 июня 2021 года.

Председательствующий судья Шеховцова Э.А.